Среди мер, принимаемых руководством стран НАТО по повышению популярности и престижности службы в вооруженных силах, важное место отводится вопросам социального обеспечения личного состава. Вместе с тем многие военнослужащие западных армий полагают, что система их социально-правовой защиты все еще далека от совершенства. В первую очередь это касается проблем, возникающих при увольнении из рядов вооруженных сил, в частности, вопросов трудоустройства и проблем обеспечения жильем. В настоящее время военное руководство стран НАТО активно ищет пути их решения.
США
В армии США осуществляется комплекс специально разработанных программ по социально-бытовому обеспечению военнослужащих и членов их семей: жилищному строительству, социальному развитию, организации и проведению досуга, оказанию помощи семьям и социальной адаптации увольняемых военнослужащих.
Проблемам социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США, членов их семей придается первостепенное значение и Конгрессом, и администрацией. Предложения по соответствующим проектам новых законов и поправкам к действующим законодательным актам готовятся Министерством обороны США и проходят предварительную экспертизу в главном счетном управлении. Экспертную оценку по ним выносит также бюджетная служба Конгресса, в частности, ее секция национальной безопасности. Согласно законодательству, Министерство обороны ежегодно до 1 июля должно представить президенту доклады о мерах по улучшению социальной защиты военнослужащих и результатах сравнения уровня денежного довольствия военнослужащих со ставками заработной платы гражданских служащих (государственного и частного секторов) и соответствующие рекомендации по пересмотру основных видов довольствия.
В соответствии с законодательством США американские граждане, прослужившие на действительной военной службе не менее срока, установленного для курса подготовки новобранца (180 и более дней) и уволенные не по причине недостойного поведения, подпадают под категорию "ветеран" и получают право на пользование определенными льготами. Для уволенных по инвалидности минимальные сроки службы не устанавливаются.
Вопросами льгот и привилегий ветеранов вооруженных сил США занимается Министерство по делам ветеранов. До 15 марта 1989 г. эти вопросы находились в ведении управления по делам ветеранов; повышение его статуса до уровня министерства свидетельствует о значимости, которая придается в США вопросам социального обеспечения бывших военнослужащих. Указанное министерство ведает делами по установлению льгот, назначению пособий и пенсий, защите прав бывших военнослужащих, участников боевых действий, ветеранов, находящихся на действительной военной службе.
По данным печати, в настоящее время услугами этого министерства пользуются или могут пользоваться около 73 млн. человек (1/3 населения страны): 27 млн. человек, отнесенных к категории ветеранов, и 46 млн. - члены их семей. Оно располагает достаточно мощной финансово-экономической базой. Ему принадлежат 19,3 кв. км земли и более 5 тыс. зданий во всех 50 штатах, федеральном округе Колумбия, на о. Пуэрто-Рико и на Филиппинах. Бюджет министерства в 2000 г. составлял 28,6 млрд. долл.; более 95% указанной суммы приходилось на прямые выплаты ветеранам.
Проблемами социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США наряду с государственными структурами активно занимаются многочисленные общественные организации, ассоциации и фонды.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Значительная часть средств, выделяемых правительством Великобритании Министерству обороны на социальные нужды, расходуется на решение проблем увольняемых или уволенных в запас военнослужащих.
Особенности британской практики в решении проблем адаптации увольняемых военнослужащих:
- все мероприятия проводятся за счет государства, а не за счет работодателей или военнослужащих;
- Министерство обороны помогает военнослужащим в этих вопросах за 2-2,5 года до увольнения и одного года после увольнения;
- право на переподготовку возникает у военнослужащих после 5 лет службы, при этом для рядовых подготовка за 2-2,5 года до увольнения является обязательной, для офицеров - добровольной;
- военнослужащие имеют право на получение гранта на 534 фунта стерлинга (сумма неизменна в течение ряда последних лет) для оплаты курсов переподготовки вне системы Министерства обороны;
- ежегодно увольняется 25 тыс. военнослужащих, частичная поддержка оказывается всем военнослужащим, полная - 50% уволенных;
- Министерство обороны, кроме того, возмещает расходы по проезду и проживанию военнослужащих в ходе переподготовки;
Учитывая, что будущее сокращение вооруженных сил умножит число военнослужащих, нуждающихся в переподготовке, британское Министерство обороны планирует увеличить количество офицеров, ведающих вопросами переподготовки личного состава, а также расширить сеть соответствующих курсов.
ФРАНЦИЯ
Одна из отличительных черт политики в области переподготовки военнослужащих ВС Франции заключается в том, что совокупность "комплектование - обучение - переподготовка" рассматривается как единое целое, предполагающее возможность для военнослужащих не только успешно осуществлять свою службу в армии, но и добиться успеха при возвращении в гражданское общество в рамках своей второй карьеры.
Другой особенностью французской политики в этой области является значительная дифференциация работы по социальной помощи военнослужащим для каждого вида войск. Например, в ВМФ создана структура под названием "Мобильность во флоте", объединяющая пять управлений переподготовки. По каждому из таких управлений координацию осуществляет офицер-консультант по данному региону. Персонал этих управлений изыскивает возможности трудоустройства в непосредственном контакте с предприятиями (более 4000 различных компаний прибегают к услугам структуры "Мобильность во флоте").
Ответственность за переподготовку личного состава возложена на созданный в 1982 г. департамент профессиональной мобильности (MMP-Mission pour la Mobilite Professionnelle), который под руководством управления военного и гражданского персонала разрабатывает и определяет совместно с различными видами войск политику переподготовки личного состава. В MMP работает 30 человек. Он координирует работу созданных в 1988 г. восьми межармейских центров переподготовки по всей территории Франции. ММР выделяет им средства на профессиональное обучение персонала центров, документацию и услуги внешних агентств, обеспечивающих ориентацию и сопровождение. Персонал центров (6-7 человек) поддерживает тесные отношения с предприятиями в своих регионах, устанавливает отношения и осуществляет обмен информацией с министерствами труда, народного образования, финансов и промышленности.
ФРГ
Социальная защита военнослужащих ФРГ осуществляется по трем основным направлениям:
- забота о материальном обеспечении военнослужащих;
- гуманизация армейской жизни, повседневной деятельности военнослужащих;
- забота о судьбе военнослужащих после увольнения их из рядов вооруженных сил.
При призыве новобранца на действительную военную службу за ним бронируется, согласно законодательству, его прежнее рабочее место. Солдаты срочной службы по окончании курса начальной подготовки (3 месяца) имеют право на обучение в профессиональных школах бундесвера, а также на заочное в гражданских вузах во внеслужебное время. Военнослужащие по контракту могут приобрести в учебных заведениях бундесвера гражданскую специальность или закончить гражданский вуз. Военнослужащим, уволенным из рядов ВС и не работавшим до призыва в бундесвер, оказывается помощь в поиске работы в зависимости от навыков и наличия гражданской специальности.
Предусмотрена существенная материальная помощь лицам, уволенным из вооруженных сил. По окончании контракта подписавшие его военнослужащие получают не облагаемое налогом единовременное денежное вознаграждение, величина которого зависит от срока службы. Помимо этого они получают в течение 6-36 месяцев облагаемое налогами пособие в размере 75% последнего оклада военнослужащего. Офицеры, закончившие во время службы вуз (их обучение оплачивается бундесвером), получают данное пособие не более двух лет по окончании контракта.
Большое внимание командованием бундесвера уделяется военнослужащим, уволенным по сокращению штатов. Так, в ходе предстоящего сокращения численности ВС ФРГ около 5 тыс. кадровых военнослужащих должны быть уволены до достижения ими пенсионного возраста. По планам Министерства обороны ФРГ, военнослужащим, достигшим 48-50-летнего возраста и изъявившим желание досрочно уволиться из ВС, будет предоставлена возможность получения пенсии в полном объеме. Помимо этого им будет выплачено единовременное денежное пособие, не превышающее 12 тыс. евро. Данный порядок досрочного увольнения из бундесвера будет действовать в 2005-2010 гг.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что решение социальных проблем военнослужащих стран НАТО находится под постоянным контролем военно-политического руководства стран - членов альянса. Создание меньших по количеству, но лучших по качеству вооруженных сил сопровождается целым рядом мер социального характера, направленных на удовлетворение насущных потребностей военнослужащих, укрепление их уверенности в завтрашнем дне, усиление заинтересованности в службе, повышение ее престижности и привлечение в армейские ряды наиболее подготовленных лиц из числа гражданской молодежи.