Нынешняя полномасштабная военная реформа для многих уволенных из армии военнослужащих и их семей, инвалидов, получивших ранения при выполнении воинского долга, стала причиной нищеты и унижений. "Значительная часть бывших военнослужащих вместе с семьями, - как заявил "НВО" председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации сенатор Виктор Озеров, - оказались в зоне социального дискомфорта и риска, в разряде малообеспеченных жителей нашей страны. Положение усугубляется нерешенностью многих социальных проблем еще в условиях их военной службы, несовершенством существующей системы социальной защиты, неподготовленностью уволенных в запас к условиям гражданской жизни в современных экономических условиях".
По словам сенатора Озерова, в соответствии с программой "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы государственную поддержку по социальной адаптации должны были получить 300 тысяч увольняющихся военнослужащих и членов их семей, должны быть переподготовлены 150 тысяч военных и 30 тысяч членов семей военнослужащих с последующим их трудоустройством. Только эта программа пока осталась лишь на бумаге. "В течение последних двух лет, - заявил "НВО" Виктор Озеров, - эта программа не реализуется из-за фактического отсутствия бюджетного финансирования и недостаточного внебюджетного финансирования". Из-за этого сотни тысяч военнослужащих запаса, а вместе с семьями это уже несколько миллионов россиян, оказались в своей стране в крайне сложном материальном и социальном положении.
Наша армия стала стремительно сокращаться, особенно в последние три года, когда кресло министра обороны занял Сергей Иванов. Специально под это резкое сокращение Вооруженных сил была принята в 2002 году программа по адаптации, а попросту - по переучиванию на мирные профессии военнослужащих, уволенных в запас. На гражданке ведь не нужны артиллеристы, танкисты, ракетчики и многие другие военные специалисты. Правда, снайперы, спецназовцы, десантники пользуются спросом в криминальном мире. Для того чтобы запасники из-за безысходности не пошли в грабители и разбойники, нужно их переучить на менеджеров, госчиновников и прочих представителей мирных и рыночных профессий.
Согласно вышеуказанной и более ранним программам переподготовки военнослужащих в России предполагалось создать целую сеть специальных учебных центров - 10 непосредственно в Минобороны, 13 - в Минобразовании, 20 - во Всероссийском центре переподготовки офицеров, увольняемых в запас. В 43 крупных воинских гарнизонах в отдаленных местностях должны были действовать филиалы этих учебных центров. Этой весьма стройной системой переподготовки военнослужащих должно было руководить специальное управление Минобороны, в функции которого входило и обеспечение соответствующей работой уже переученных на мирные профессии военных. На создание всей этой системы социальной адаптации бывших военнослужащих намечалось направить только из госбюджета 21,37 миллиарда рублей. Кроме того, немалые средства специально для этого благого дела выделили Англия, Германия, страны Евросоюза. Даже известный финансист Джордж Сорос, как утверждают информированные источники "НВО" в Минобороны РФ, выделил крупные деньги на переучивание российских офицеров. И до 2001 года программа неплохо работала. Только в созданных в военном ведомстве 20 учебных центрах переподготовлены 70 тысяч военнослужащих запаса, из них примерно 80% трудоустроены. Но почему-то при министре обороны Сергее Иванове переподготовка офицеров стала постепенно свертываться. На нее из госбюджета вообще перестали поступать средства. Эксперты "НВО" это связывают прежде всего с прохладным отношением самого российского военного министра к военнослужащим, уволенным в запас, и их проблемам. Мол, переучивание и социальная адаптация это не дело Минобороны, а, скорее, российских государственных ведомств, занимающихся социальными проблемами. А чиновники из Минтруда и Минобразования, в свою очередь, стали кивать на Минобороны. Мол, ваши люди, вот вы ими и занимайтесь. В результате зависли в воздухе и соответствующие региональные программы переучивания и трудоустройства уволенных из армии сотен тысяч бывших кадровых военных.
Так, в Самарской области предполагалось создать такую программу еще до 1 апреля 2004 года. В год переподготавливать и трудоустраивать до 250 военнослужащих. Но это так и осталось лишь благим пожеланием. Правда, гораздо лучше Саратовской области ведет переподготовку Московская, где областная Дума приняла свой региональный закон по социальной адаптации бывших военнослужащих. Но во многих российских регионах офицеры запаса не могут получить, как им полагается, бесплатно гражданскую профессию и добротную работу. В мирной жизни их, оказывается, никто не ждал. Это подтвердила проверка Главного контрольного управления президента РФ в начале 2004 года в Минтруде, Минобороны, МВД, в администрациях Вологодской, Кировской, Тамбовской областей.
В нашей стране так и не создана продекларированная политиками и госчиновниками стройная система переподготовки и последующего трудоустройства бывших военнослужащих. Но в особенно тяжелом положении, практически брошенными, в своем Отечестве оказались 233 тысячи бывших военнослужащих - инвалидов, из которых 76 тысяч получили ранения, контузии или увечья в ходе боевых действий на Северном Кавказе, в Абхазии и других горячих точках. Оказалось, эти люди вообще не нужны Минобороны, которое так и не организовало переучивание людей, честно и до конца выполнивших свой воинский долг. Военным инвалидам оказывается лишь необходимая медицинская помощь. Они вынуждены жить на скудную пенсию. А ведь многие из них имеют высшее военное образование и вполне могли бы стать программистами, телерадиомастерами, часовщиками, да мало ли какие профессии во многих странах мира получают инвалиды безвозмездно от государства в виде социальной помощи. Но только не в России. Не случайно ГКУ президента РФ положение в нашей стране с реабилитацией инвалидов военной службы оценило неудовлетворительно. Но такую же оценку надо дать всей российской системе социальной адаптации военнослужащих. Сотни тысяч офицеров, имеющих высшее военное образование, после увольнения из армии оказались безработными. В рыночной экономике они оказались лишними. А Минобороны РФ, уволив этих людей с воинской службы, отгородилось от них стеной чиновничьего равнодушия. Кстати, еще в прошлом году новый высокохудожественный забор, наверное, стоимостью в несколько миллионов рублей, появился вокруг здания Минобороны на Арбате в Москве. Возможно, этих денег вполне бы хватило на социальную адаптацию сотен военных инвалидов и других военнослужащих, уволенных из армии.