0
1337
Газета Армии Интернет-версия

15.07.2005 00:00:00

Авиационный кавардак

Виктор Сокерин

Об авторе: Виктор Николаевич Сокерин - генерал-лейтенант запаса, заслуженный военный летчик России, в 2001-2004 годах командующий ВВС БФ.

Тэги: авиация, сокращение, содержание, расформирование


авиация, сокращение, содержание, расформирование Когда-то аэродром Чкаловск мог принимать любые самолеты.
Фото из каталога 'Оружие России'

Начну свой невеселый рассказ с одного эпизода из реальной жизни. Идет заседание военного совета Военно-морского флота. Высвечивается слайд с данными об авиационных полках ВМФ, в которых осталось по 3-4 исправных самолета. Один из этих полков входит в состав ВВС Балтийского флота, которыми я тогда командовал. Причем это знаменитый полк имени Покрышкина. Главком Куроедов смотрит на слайд и изрекает: "Слишком дорого содержать авиацию, нет у меня на это денег".- Помолчав, добавляет:"Привести штатную численность этих полков в соответствие с количеством исправных самолетов". Мы, командующие ВВС всех четырех флотов, подавленно молчим и только переглядываемся, но вдруг один из моих коллег могучим шепотом на пол-зала изрекает: " Во, молодец, сам довел, сам и сократил!"

Не успел я вернуться из Москвы, как прилетела телеграмма с указанием подготовить предложения по переформированию истребительного полка в отдельную эскадрилью. Правда, потом "исполнение приговора" удалось приостановить, но "топор" над прославленной частью так и остается постоянно занесенным, и никто не гарантирует, что когда-нибудь из нее не сделают эскадрилью, если не звено.

А ведь повысить исправность самолетов и этого, и других полков можно и нужно капитальным ремонтом машин, а не ежегодным продлением их ресурса. Но вот в 2002 году неимоверными усилиями удалось отправить два Су-27 на капремонт из Калининградской области в большую Россию, но, насколько я знаю, один истребитель на авиаремонтном заводе списали на металлолом, к ремонту другого не приступали из-за отсутствия оплаты его ремонта.

Впрочем, если произойдет чудо и авиация ВВС того же самого Балтфлота вдруг начнет получать новые машины, еще неизвестно, куда их удастся приткнуть. Почему? В качестве ответа расскажу другую историю.

Аэродром Чкаловск - лучший в Калининградской области. Его взлетно-посадочная полоса (ВПП) - 3 тыс. м в длину и 60 м в ширину - не имеет ограничений по весу самолетов. Он пригоден к использованию всеми существующими летательными аппаратами, ему нет равных по количеству зон рассредоточения, мест индивидуальных и групповых стоянок. Территория в 700 га.

До начала 90-х годов прошлого века Чкаловск являлся базовым аэродромом для двух полков морской авиации, служить в которых было очень престижно, т.к. жильем военнослужащие всегда обеспечивались и подавляющее большинство личного состава получало квартиры в поселке Чкаловск и в самом Калининграде, что для офицеров, проходящих службу в забытых богом авиационных гарнизонах Северного и Тихоокеанского флотов, являлось пределом мечтаний.

Тем не менее было принято решение бросить лучший аэродром. Самолеты были оттуда переброшены в Черняховск, находившиеся в Чкаловске части расформировали. Те, кто пожелал уволиться в запас (таких оказалось большинство) - уволились. Изъявивших желание продолжать службу перевели в Черняховск, Нивенское, Храброво, Донское и другие места.

Вскоре после того, как Чкаловск "освободился", за подписью губернатора Горбенко в адрес начальника Генерального штаба ВС РФ ушло письмо с предложением об использовании "пустующего" аэродрома некой коммерческой организацией, с которой уже был подготовлен "кабальный" для ВВС БФ договор. Однако НГШ ответил, что вопрос об использовании Чкаловска бизнесменами может быть рассмотрен при условии выполнения п.4 ст.44 Воздушного кодекса, которая гласит: "Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам".

В переводе на понятный для коммерсантов язык это означало необходимость вложения в оборудование Чкаловска 3-4 млн. у.е. После чего аэродром стал им не нужен и стал зарастать травой и кустами, которые приходилось расчищать тогда, когда в область прилетали высокопоставленные представители центральной власти, поскольку только Чкаловск может принимать самолеты массой более 100 тонн. Вот почему для обслуживания аэродрома была создана комендатура численностью 49 человек. Кроме того, еще 58 человек были прикомандированы на постоянной основе из гарнизона Нивенское. Таким образом, 107 человек постоянно были задействованы на аэродроме, на котором уже не базировалось ни одного самолета или вертолета.

Три года назад я получил директиву, в которой была поставлена задача уменьшить численность военнослужащих ВВС БФ на 800 человек при обязательном сокращении количества действующих аэродромов. После долгих размышлений и ряда совещаний с заместителями, начальниками отделов и служб коллегиально было выработано решение о том, что придется расформировать авиабазу Нивенское. Надо заметить, что срок исполнения директивы был до 1 января 2006 года.

Вместе с тем по утвержденному командующим Балтфлотом плану на аэродроме Чкаловск в течение двух лет намечалось провести капитальный ремонт полосы, рулежных дорожек, стоянок, всех служебных зданий и сооружений, в поселке построить три 80-квартирных дома и два общежития на 220 мест каждое. Только после этого планировалось перебазирование частей из Нивенского. На все это была необходима сумма в 248,5 млн. рублей.

Но в московских штабах решили все оргштатные мероприятия провести в течение полугода, при этом денег на их осуществление, как выяснилось, нет (ни рубля не выделили и позже). И пришел приказ о перебазировании в Чкаловск, где 6 лет до этого и "конь не валялся". Однако в Вооруженных силах приказы надо, хоть и матерясь, исполнять.

Разумеется, "сокращать" Нивенское было необходимо. Прилетевшие туда 15 лет назад Су-27 все 15 лет простояли под открытым небом, т.к. они по размаху крыла не входят в непродуманно построенные только под Миг-23 железобетонные укрытия. В укрытиях 15 лет были только склады. 44 % личного состава частей Нивенского гарнизона ежедневно ездили туда на службу из Калининграда и других гарнизонов.

Строить же жилье в Нивенском невозможно - ни по теплу, ни по воде, ни по электроэнергии, ни по канализации нет резервов, а есть только одни проблемы с обеспечением того, что построено ранее.

Под колесами транспортных самолетов Ан-22 и Ил-76 плиты Нивенского аэродрома, давно провалившегося в болото, "играли" как льдины или как кости домино, в связи с чем эти машины взлетали отсюда только с минимальным запасом топлива, садились в Черняховске или в Чкаловске, где заправлялись, а уже оттуда вылетали в большую Россию.

Весной и осенью, а также после обильных осадков и в другие времена года в Нивенском случались многочисленные пробои электрокабелей и кабелей связи, что не раз грозило закончиться бедой во время производства полетов.

Вернуть части на Чкаловск было, конечно, нужно (мне не раз задавали вопрос: "Какой идиот бросил аэродром больше Шереметьево, на котором свободно можно разместить все самолеты и вертолеты ВВС БФ?"). Но в результате полезное начинание обращено в бестолковщину и кавардак.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сверхскидки вместо сверхприбылей: почему «Газпром» поставляет газ в Китай с таким дисконтом

Сверхскидки вместо сверхприбылей: почему «Газпром» поставляет газ в Китай с таким дисконтом

Никита Кричевский

0
901
Секс-просвет в конце тоннеля

Секс-просвет в конце тоннеля

Сергей Коновалов

Почему России  не нужен "евростандарт" полового воспитания в школе

1
926
Крупный бизнес отправился искать длинные деньги

Крупный бизнес отправился искать длинные деньги

Анастасия Башкатова

Финансовый рынок России не отвечает потребностям отечественной экономики

0
2290
Саудиты предлагают России рассмотреть возможность кооперации по рынку газа

Саудиты предлагают России рассмотреть возможность кооперации по рынку газа

0
1432

Другие новости

Загрузка...