Расширение спектра задач, стоящих в настоящее время перед вооруженными силами США, их участие в миротворческих, спасательных, гуманитарных и особенно в боевых операциях оказывает специфическое воздействие на морально-психологическое состояние американских военнослужащих. Большинство личного состава ВС по-прежнему поддерживает военную политику президента Буша. Согласно проведенному опросу, действия Белого дома в отношении Ирака одобряет более 60% американских военнослужащих. Правда, в различных видах ВС этот показатель сильно колеблется. Так, в сухопутных войсках, несущих основную тяжесть войны в Центральной Азии, с мерами, предпринятыми главой государства, согласны только 25% солдат и офицеров, в то время как среди представителей ВВС и ВМС эта цифра значительно выше.
Здесь следует отметить, что в американском обществе в целом популярность Джорджа Буша продолжает неуклонно снижаться. К примеру, по результатам опроса, проведенного в сентябре этого года исследовательским центром Pew, рейтинг президента упал до 40% и стал самым низким за все время его правления.
ДОВОЛЬНЫЕ КОНСЕРВАТОРЫ И НЕДОВОЛЬНЫЕ ФРОНТОВИКИ
Кроме того, большинство военнослужащих в той или иной степени поддерживают Республиканскую партию. В 2004 году доля ее сторонников среди представителей ВС США составила около 70%, в то время как только треть гражданского населения страны отдает предпочтение республиканцам. Всего лишь 3% старших офицеров американской армии назвали себя "до известной степени либералами". Кстати, существенно уменьшилось число тех, кто не причисляет себя ни к одной из партий. В 1986 году половина американских старших офицеров заявляла, что находится вне политики. Сегодня таковых людей лишь около 25%. Не в меньшей степени консервативные умонастроения присущи и представителям младшего офицерского состава.
Похожая ситуация наблюдается и в учебных заведениях вооруженных сил. Так, сегодня для кадетов престижнейшей военной академии Вест-Пойнт понятия "офицер" и "республиканец" практически равнозначны. Две трети этих молодых людей безоговорочно причисляют себя к консерваторам. Аналогичных взглядов придерживается и более 70% офицеров командно-штабного колледжа корпуса морской пехоты.
Таким образом, в последние годы политизация американской армии и приверженность ее представителей консервативным взглядам становится тенденцией, а традиция американских офицеров дистанцироваться от политики уходит в прошлое. В то же время опросы показывают, что американские военнослужащие опасаются открыто высказывать свое мнение по острым политическим проблемам даже на условиях полной анонимности. По мнению некоторых специалистов, выражение своих политических взглядов в армии США по-прежнему не одобряется и считается неприемлемым.
Большинство американских военных одобряет меры руководства США в области улучшения их материального положения, условий прохождения ими службы и повышения социальной защищенности личного состава ВС. Сегодня девять из десяти американских военных оценивают качество своей жизни как "адекватное", а каждый третий называет его "отличным". Восемь из десяти солдат и офицеров считают уровень денежного довольствия и медицинского обеспечения "справедливым". Около 90% - удовлетворены воинским трудом, а более 70% - намерены продлить свой контракт с вооруженными силами. Главными причинами этого американские военнослужащие называют патриотизм, высокую пенсию и твердые социальные гарантии.
Несколько иначе обстоит дело в американских войсках, переброшенных в Месопотамию. По данным исследования, проведенного в январе 2005 года офисом главного военного врача армии США, более половины находящихся в Ираке и Кувейте солдат и офицеров считают, что их подразделения обладают "низким моральным духом" из-за различных стрессов, и лишь 9% военнослужащих говорят обратное.
Вместе с тем затянувшееся присутствие американских войск в Ираке и Афганистане привело к тому, что военнослужащие в нарушение правил слишком часто отправляются в горячие точки. Согласно инструкциям Пентагона, после годичного пребывания в зоне боевых действий солдат, сержант или офицер должен два года прослужить на территории США. Вместо этого зачастую на один год в Ираке или Афганистане приходится один "американский" год. Это, отмечают эксперты, привело не только к тому, что солдаты не успевают психологически восстановиться, но и к потере боеспособности американской армии в целом. И несмотря на то, что сегодня более 80% военнослужащих США уверены, что они хорошо подготовлены к выполнению стоящих перед ними задач, военное руководство США полагает, что армия, действующая в условиях вялотекущих конфликтов, теряет стратегическую мобильность и способность быстро реагировать на изменение международной обстановки.
НУЖНА ПОДМОГА
По мнению большинства солдат и офицеров армии США, проблему частого привлечения их к операциям за рубежом и связанную с этим слишком большую нагрузку на личный состав необходимо решать путем увеличения численности вооруженных сил. Категорически против этого шеф Пентагона Дональд Рамсфелд, но более 75% американских военных с ним не согласны.
Нехватка солдат сегодня является одной из самых серьезных проблем Минобороны США, однако Рамсфелд считает, что повышать боеспособность вооруженных сил следует не за счет увеличения личного состава, а путем совершенствования подготовки солдат и улучшения вооружений. 480-тысячная американская армия, убежден министр, и так слишком велика для задач, которые она должна решать. Он, в частности, отмечает, что в распоряжении Пентагона есть военнослужащие Национальной гвардии и резерва, которые с успехом служат в том же Ираке.
Однако этот же аргумент Конгресс США использует для того, чтобы доказать, что армия испытывает дефицит в кадрах. Группа законодателей-демократов представила коллегам законопроект об увеличении в течение ближайших четырех лет численности американской армии на 20 тыс. человек ежегодно. При этом в настоящее время в сухопутных войсках проводятся мероприятия по пополнению личного состава 30 тыс. военнослужащих. 20 тыс. солдат были "добавлены" в прошлом году, еще 10 тыс. должны встать в ряды СВ согласно законопроекту, принятому Конгрессом в мае этого года.
Вербовщики личного состава для сухопутных войск заявляют, что требования к рекрутам сильно завышены, и поэтому крайне трудно отбирать необходимый контингент. В поисках выхода из сложившейся ситуации военно-политическое руководство США приняло решение предлагать новобранцам 15-месячный контракт вместо стандартного 4-годичного. Кроме того, был повышен возрастной ценз контрактников и разрешено принимать на службу лиц с незаконченным средним образованием. К концу сентября ВС США должны набрать 80 тыс. человек, но, по прогнозам аналитиков, справиться с этой целью армия сможет с большим трудом. Одновременно Пентагон ограничил срок службы военнослужащих в Ираке и других горячих точках одним годом. Ранее многие военнослужащие армии США после окончания срока их службы были вынуждены оставаться в Ираке на несколько месяцев, что вызывало их недовольство.
Еще одной мерой, предпринятой американским руководством для решения данной проблемы, стало привлечение на службу в американской армии иностранцев. В частности, как утверждают СМИ, чтобы избежать потерь личного состава американских войск в Ираке, США активно вербуют наемников в Колумбии. При этом им предлагаются зарплата в 7,5 тыс. долларов в месяц, оплаченный отпуск каждые три месяца и страхование жизни на сумму 60 тыс. долларов. По данным газеты "Тьемпо", в Ираке уже сейчас находится не менее 10 тыс. чилийцев, сальвадорцев, колумбийцев, испанцев и ирландцев.
Существуют проблемы и с уже набранной в армию молодежью, которая после определенной подготовки прибывает в горячие точки. Воспитанные на компьютерных играх на военную тематику, американские новобранцы не всегда выдерживают реалии боевой обстановки. Ношение боевого снаряжения в 60-градусную жару и вероятная перспектива вернуться домой в цинковом гробу - все это очень непохоже на голливудские боевики и компьютерные "стрелялки".
ДАЛЕКИЕ ОТ НАРОДА?
В целом для военнослужащего вооруженных сил США сегодня характерны следующие черты: консерватор, в большей степени республиканец по убеждениям, считающий себя морально выше народа, которому он служит. Сегодня в американском обществе становится все более заметным несоответствие политических взглядов военных системе ценностей большинства населения страны. В этой связи самым тревожным индикатором, по заключению аналитиков, является мнение военнослужащих о том, что гражданское руководство США не может адекватно защищать интересы вооруженных сил. Более того, две трети военных считают, что их нравственные стандарты выше, чем у прочих граждан Америки. Около 50% солдат и офицеров армии США убеждены, что политики не принимают "близко к сердцу" интересы людей в погонах, а еще около 20% готовы согласиться с подобной точкой зрения.
Таким образом, сегодня традиционно высокое морально-психологическое состояние военнослужащих ВС США начинает оказывать негативное влияние на отношение к армии в американском обществе. По мнению ряда исследователей, раскол между армией и обществом в Соединенных Штатах увеличивается с "пугающей быстротой", а крайний консерватизм американских военных определяется не только "ненавистью" к демократам, он "органически присущ профессиональным вооруженным силам США последних поколений". На фоне продолжающихся боевых действий в Ираке и Афганистане это приводит к определенной поляризации американского общества и снижению популярности военной службы у граждан США.