0
2822
Газета Армии Интернет-версия

23.12.2005 00:00:00

Минобороны в роли старухи Шапокляк

Владлен Прилуцкий

Об авторе: Владлен Михайлович Прилуцкий -главный инженер Военно-научного комитета Сухопутных войск, полковник в отставке.

Тэги: минобороны, зарплата, гражданский, повышение


1 сентября 2005 года в Вооруженных силах РФ произошло долгожданное событие - гражданскому персоналу наконец-то была повышена заработная плата! Аж на целых 11%... Правда, "виновники торжества" особой радости от прибавки не испытали. И не только из-за того, что она не намного увеличила их ничтожное по размерам жалованье...

ОБДЕЛИЛИ И НАДЕЛИЛИ

...Эта почти детективная история началась на совещании правительства РФ 24 января 2005 года, в ходе которого президент России Владимир Путин потребовал от министра обороны подумать о повышении заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных сил.

Кто дальше "думал" в Министерстве обороны над выполнением указания главы государства, можно только догадываться. В результате произошла интересная метаморфоза. Но прежде чем рассказать, в чем она заключается, необходимо кое-что разъяснить.

Дело в том, что тарификация должностных окладов и установление различных надбавок для всего гражданского персонала в воинских частях и учреждениях МО осуществляется не по одному, а по нескольким приказам министра обороны: # 360 (1998 год) - для гражданского персонала, приравненного к госслужащим РФ; # 130 (1993 год) - для рабочих и служащих с установлением должностных окладов по Единой тарифной сетке (ЕТС); # 90 (2001 год) - для всех остальных с определением строго фиксированных окладов. При этом логично объяснить принцип применения этих приказов к разным категориям гражданского персонала в различных организациях военного ведомства весьма затруднительно.

Следует также заметить, что приказ # 90 (по сравнению с остальными названными) пользуется среди служащих Вооруженных сил, так сказать, "наименьшим уважением". Ибо согласно этому документу при одинаковых должностях гражданского персонала должностные оклады и надбавки за выслугу лет ниже, размеры материального стимулирования (премии) меньше в 2 раза, не предусмотрено единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год, запрещено совмещение вакантных должностей. Все это урезает месячную заработную плату на значительную сумму. Например, у главного инженера одного из военно-научных учреждений Минобороны она (со всеми надбавками) составляет: при тарификации по приказу # 130 - порядка 5900 рублей, а по приказу # 90 - 4400 рублей, то есть меньше на 1500 рублей, или на 30%.

А теперь о последовательности и точности претворения в жизнь указаний президента РФ, отданных на вышеупомянутом совещании.

С февраля 2005 года без каких-либо объяснений в ряде мест гражданскому персоналу ВС, труд которого оплачивался в соответствии с приказом # 130, начали начислять зарплату уже так, как предписывается в приказе # 90 (о разнице говорилось ранее). Причем и статус учреждений, где проводилось данное мероприятие, и решаемые ими задачи, и функциональные обязанности всего личного состава (в том числе и служащих) остались прежними.

Далее история развивалась еще интереснее.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 августа 2005 года # 522 "О повышении с 1 сентября 2005 г. тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений" приказом министра обороны # 380 с 1 сентября 2005 года повышаются в 1,11 раза (на 11%) "размеры тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки" гражданского персонала Вооруженных сил. Но ведь это повышение касается только того гражданского персонала, которого не коснулся перевод на приказ # 90 и тарификация окладов которых продолжает осуществляться по приказу МО # 130. А как же остальные? Почему для того, чтобы повысить заработную плату одним (всего на 500-600 рублей в месяц) нужно было предварительно снизить ее у других в среднем на 1000 рублей? А может быть, в Министерстве обороны забыли о том, что тарификация окладов гражданского персонала ВС осуществляется не только по приказу # 130? Но ведь помнили об этом, когда переводили служащих с одного приказа на другой со снижением заработной платы. Нет, видимо, здесь какие-то другие причины.

СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА

Эта ситуация напоминает один эпизод из известного мультика, в котором старуха Шапокляк, набиваясь в друзья Чебурашке и крокодилу Гене, предложила им интересную (на ее взгляд) игру. Суть ее заключалась в следующем. Привязанный за веревочку кошелек положить на тротуар, самим спрятаться в кустах, и, когда прохожий, обрадованный случайной находкой, наклонится за кошельком, дернуть за веревочку. Но честные и порядочные Чебурашка и крокодил Гена с негодованием отвергли это предложение. Хотя, если хорошенько подумать, каверза злой бабулькой не такая уж и обидная. Ведь дергай не дергай за веревочку, а деньги в кармане прохожего остаются нетронутыми.

Но в Министерстве обороны усовершенствовали эту забаву. Кто-то ухитрился так дернуть за эту самую веревочку, что лежащие в одном кармане деньги тут же перекочевали в другой, но уже в меньшем количестве. Даже старуха Шапокляк до этого не смогла додуматься.

Министр обороны Сергей Иванов, выступая 9 ноября 2005 года на сборе руководящего состава ВС РФ, сказал буквально следующее: "В то же время непростая ситуация сложилась с гражданским персоналом армии и флота. Им в отличие от других бюджетников заработная плата была повышена в этом году лишь один раз. В итоге денежная прибавка рабочих и служащих Вооруженных сил оказалась почти в 3 раза меньше, чем у их коллег". И ни слова о том, что сначала эта самая заработная плата многим была значительно понижена.

Учитывая, что на том совещании присутствовал президент Владимир Путин, доклад министра обороны можно расценивать и как официальный рапорт о выполнении полученного в январе с.г. распоряжения. Но так ли это в действительности? Что тут имеет место: незнание ситуации или попытка скрыть истинное положение?

С 1 января 2006 года планируется повышение окладов гражданскому персоналу Вооруженных сил еще на 20%. Однако достоверно известно, что оно коснется опять только тех, чьи должностные оклады установлены по ЕТС, то есть по приказу МО # 130. Подтверждением тому является доклад на коллегии Министерства обороны 18 ноября 2005 года начальника Службы экономики и финансов МО Любови Куделиной. Говоря об ассигнованиях на выплату заработной платы в 2006 году ею было заявлено о том, что "ассигнования позволят осуществить повышение в 2006 году на 20% заработной платы гражданскому персоналу, оплата труда которого осуществляется по Единой тарифной сетке". Вот так и не иначе.

В то же время в этом же докладе Любовь Куделина сообщила коллегии, что бюджет Минобороны за 2005 год исполнен с профицитом около 60 млрд. рублей (!?), и эти деньги придется возвращать (?) в государственную казну. Это как же понимать? Как умышленную, с непонятной целью "экономию" средств, выделенных Минобороны, или вопиющую халатность, вернее, безобразие в работе финансовой службы, вверенной Куделиной? Она, правда, объяснила появление профицита тем, что деньги поступили в бюджет Минобороны слишком поздно, а потому ее служба просто не успевает употребить их на военные нужды.

Извините, но все это выглядит странно, весьма печально и, видимо, не свидетельствует о высоком профессионализме персонала Службы экономики и финансов МО, в том числе, возможно, и самой Куделиной. А ведь на эти сэкономленные 60 миллиардов можно было успешно решить всю запутанную проблему с заработной платой гражданского персонала Вооруженных сил, основанную на нелепостях в порядке ее начисления. К тому же, думается, этих средств хватило бы частично и на прочие неотложные социальные нужды военного ведомства, о которых Куделиной должно быть хорошо известно: на жилье, на разрешение навязшего на зубах пайкового вопроса и многое другое.

Что касается всех вышеприведенных "финансовых игр" с зарплатой гражданского персонала Минобороны, то результат их оказался, мягко говоря, плачевным. Многие служащие армии и флота, имеющие богатый опыт службы (а затем и работы) в Вооруженных силах, уволились. В некоторых учреждениях МО до 50% положенных по штату должностей гражданского персонала - вакантные, и закрыть эти "бреши" невозможно. Кто пойдет трудиться за поистине нищенскую зарплату?

А страдают в результате Вооруженные силы. Ведь служащие-ветераны не только выполняют широкий круг своих функциональных обязанностей - они еще и учат молодых офицеров, передают им свои знания, являются для них своеобразными наставниками. Жаль, что всего этого не понимают в Министерстве обороны РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
923
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
927
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1184
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
965

Другие новости