Без дисциплины никакая армия не может существовать и тем более – побеждать. Поэтому для борьбы с существующим казарменным беспределом сегодня необходим комплекс системных мер и усилий.
ПРОФПРИГОДНОСТЬ
Очевидно, что система поддержания и контроля уставной воинской дисциплины, созданная в Советской армии, устарела. Состояние современной армии можно сравнить со сборной России по хоккею – хоккеисты есть, а играть не могут. Необходимо искать другие пути.
В этой связи система отбора курсанта в училище должна включать психологические, профессиональные и физические тесты и комиссии. По их результатам определять – может ли кандидат по своим качествам быть офицером, в каком роде и виде войск, на командной, штабной, педагогической, тыловой или другой должности. В программу обучения курсантов помимо военных дисциплин необходимо включить психологию, педагогику, логику, риторику, историю религии. А в процессе обучения прививать навыки общения в коллективах.
Для этого на четвертом курсе, при пятигодичном обучении, курсантов необходимо направлять на полугодичную стажировку в должности командиров отделений, на пятом – в должности командиров взводов. При отрицательных отзывах о прохождении стажировки с такими курсантами необходимо прощаться и ни в коем случае не рассматривать их в будущем как штабных офицеров. При зачете учебы в армейскую службу увольнять из армии без льгот. В советское время было принято офицеров, не справлявшихся с личным составом, направлять в штабы. Потом нередко складывалась парадоксальная ситуация. Эти, с позволения сказать, офицеры приезжали и учили, как надо служить, тех, кто «засучив рукава» работал с людьми.
Министр обороны РФ объявил о выделении 31 млрд. на призыв сержантов по контракту. Скорее всего эти деньги должны пойти на повышение должностных окладов командиров отделений и специалистов на сержантских должностях, то есть на создание стимула для нормальной работы младшего командира. Только после всестороннего отбора и испытаний желающие могут рассматриваться кандидатами на должность командира отделения и быть отправлены на курсы командиров отделений. Для чего в подсистеме подготовки ВС РФ должны быть созданы учебные центры видов и родов ВС РФ, а в них наряду с другими организованы курсы командиров отделений и специалистов для сержантских должностей. По окончании курсов выпускников отправлять на стажировку в войска. При положительном прохождении стажировки подписывать первый контракт. В ходе обучения и в процессе службы будущим младшим командирам необходимо прививать психологию устойчивой связки «командир взвода – командир отделения» как основного элемента системы в армии, где лидерство должно принадлежать офицеру. В результате чего сержант – командир отделения мог бы заменять офицера в его отсутствие, то есть принимать права, обязанности и ответственность.
При отборе солдат, как и командиров отделений, должны быть четко законодательно определены нормы по здоровью, психологическому развитию и состоянию для различных видов и родов войск. На стадии постановки на учет в военкомате будущий призывник должен постоянно изучаться и тестироваться. По результатам заседания комиссии военкомат должен предложить призывнику род или вид войск, а также варианты должностей, для которых подходит его психофизический портрет. Склонных к насилию, суициду, с заболеваниями, препятствующими прохождению службы, отправлять на лечение, а после нескольких комиссий лишать возможности призываться в армию в мирное время. Жесткие планы призыва в военкоматах должны стать анахронизмом. В противном случае все усилия по оздоровлению обстановки в армии будут очередной пустой акцией.
Видимо, необходимо призывать граждан, достигших 20 лет, поскольку к восемнадцати годам у молодых людей еще не завершено психофизическое формирование организма. Именно в этот период они переживают все болезни роста, связанные с различными комплексами, которые и играют негативную роль в атмосфере воинских коллективов.
В интересах соблюдения конституционных прав граждан, призывающихся на военную службу, между будущим защитником и государством должен заключаться письменный, юридически подтвержденный договор-контракт. В этом контракте должны быть четко прописаны права и обязанности конкретного офицера, солдата, генерала, а также ограничения в правах, связанные с выполнением обязанностей по службе, и конкретные меры по их компенсации. Этот именной индивидуальный контракт офицер, прапорщик, сержант или солдат должны подписывать в соответствии с профессиональным предназначением, должностью, родом или видом войск, задачами воинской части, в которой он проходит службу (боевая, обеспечения), его обязанностями и правами. В нем должно быть детально определено помимо обязанностей и то, чего он не должен делать.
РАСПОРЯДОК И УЧЕБА
Современная служба в армии должна опираться на Уставы ВС РФ, определяющие общие правила организации и порядка службы в пунктах постоянной дислокации, перечень дисциплинарных проступков, меру ответственности и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности; на закон о прохождении военной службы, который должен определить административную и уголовную ответственность за правонарушения, не входящие в перечни принятых в государстве законодательных актов. Таких, как сокрытие любого рода преступлений в ходе военной службы, непринятие мер, самовольное оставление мест выполнения обязанностей по службе, невыполнение приказов командиров и начальников, угрозы командирам и начальникам и т.д. И на принятые в Российской Федерации кодексы и правовые акты, обязательные для всех граждан независимо от профессиональной принадлежности. Тем самым армия должна быть возвращена в правовое поле государства, а не вариться внутри правовой военной системы.
Исследования показали, в отношении рядового состава такие взыскания, как замечание, выговор и строгий выговор, недейственны и должны быть упразднены из практики правоприменения. Для них, в зависимости от проступка или отношения к службе, должны остаться такие формы наказания, как понижение в классности, перевод на другую военно-учетную специальность, наряды на работы (практика применения в воспитательных целях внеочередных нарядов на службу показала абсурдность наказания нерадивого солдата выполнением святой задачи по поддержанию боеготовности и порядка в подразделении), гауптвахта и перевод в части обеспечения. Для контрактников – расторжение контракта. Для сержантов – понижение в классности, в звании, должности, гауптвахта и увольнение из армии. А за неуставные отношения между военнослужащими, в случае нанесения телесных повреждений, должен вступать в силу Уголовный кодекс либо наказание должно быть прописано в законе о воинских преступлениях, где условных сроков наказания быть не должно.
Важную роль в поддержании дисциплины и уставного порядка в частях и гарнизонах, в зонах вооруженных конфликтов и в ходе организации и проведения различных по содержанию операций могли бы играть части военной полиции. Организационно они должны войти в органы военной прокуратуры и тем самым быть независимы от Российской армии. Основными задачами военной полиции могли бы стать: контроль расследований и принятых мер по дисциплинарным проступкам, проведение расследований военных, административных и уголовных преступлений, совершенных военнослужащими в период действия контракта, и передача материалов по инстанции для направления в гражданские суды, а также обеспечение безопасности и деятельности военных комендатур, штабов частей и соединений при нахождении в пунктах постоянной дислокации и при перемещении, контроль поведения военнослужащих при нахождении их на территории военных гарнизонов и округов.
В то же время солдат, сержант, прапорщик или офицер должны иметь возможность обратиться в любое время к психологу, офицеру военной полиции или иметь доступ к телефону экстренной связи с ними. Все звонки должны записываться и анализироваться. Права и обязанности личного состава военной полиции должны быть защищены отдельным законом, который должен определять максимальное наказание за противодействие работе, угрозу жизни или за действия, повлекшие потерю здоровья или жизни представителями военной полиции и их родными и близкими.
И все же командир роты и командиры взводов были и остаются основными законодателями уровня дисциплины в тесном взаимодействии с сержантами, старшинами и активистами подразделений. Они так должны организовывать служебный день и контроль, чтобы у солдат просто не было времени на выяснение отношений, самовольные отлучки и другие предпосылки к воинским преступлениям.
Очевидно, что конечная цель всех мероприятий по усовершенствованию системы создания необходимого уровня и контроля воинской дисциплины, лишению неформальных лидеров инициативы и пространства для неуставных отношений (ночь, караул, наряд, работы) – это повышение боеготовности и боеспособности частей.
Пагубность копирования бытовых условий из тюрем и лагерей была доказана еще в Советской армии. Нужно просто вспомнить, проходя службу в воинской части: гражданин России находится на территории государства, нуждающегося в его защите. Значит – каков уровень условий жизни у офицера, прапорщика, сержанта и солдата, таков и уровень их необходимости этому государству. Вот почему новые виды вооружений и техники, оборудованные учебные центры, удобная и красивая форма одежды, тепло, свет, современные бытовые приборы, кровати, мебель, а также и помещения для несения службы и проведения досуга в пунктах постоянной дислокации должны обеспечить уют, комфорт, нормальные психологические и бытовые условия и, как следствие, высокую дисциплину и боеготовность.
В интересах достижения этих целей возможно создание типового проекта и строительства казарм, которые будут разделены на две зоны: жилую – спальные помещения с местами для хранения личных вещей солдат и сержантов, туалетными комнатами и служебную – канцелярии, комнаты для чистки и хранения оружия, кладовые, сушилки, досуга и проведения собраний роты – батальона, комнаты встреч с родными и близкими и т.д. Помимо этого, в зависимости от того, если казарма рассчитана на расположение роты или батальона, необходимо предусмотреть отдельные, специально оборудованные места для несения службы суточным нарядом. Все помещения рот и батальона должны быть оснащены системой постоянного видеоаудионаблюдения, а двери – системой контроля доступа. Обе системы вывести на пульт дежурного по батальону (отдельной роты), где на суточное дежурство будут заступать два офицера и посыльный.
В ночное время вторая зона (рабочие помещения) должна опечатываться дежурным по батальону и доступ осуществляться только в присутствии одного из дежурных офицеров. В полку помимо офицеров на дежурство должны заступать офицер военной полиции и подразделение военной полиции. Специальные электронные именные карточки, запрограммированные на доступ только в определенные помещения роты, батальона и части, должны выдаваться военнослужащим при прибытии в воинскую часть и находиться на руке. В случае тревоги дежурный офицер разблокирует необходимые входы и выходы в помещения для быстрого их покидания военнослужащими и выхода в указанные места. Системы видеоаудиоконтроля и ограничения доступа позволят определять время и место выхода или входа военнослужащего, контролировать действия личного состава в любом месте казарменного помещения как в дневное, так и в ночное время. В случае несанкционированного покидания военнослужащим части в этих условиях его действия однозначно будут квалифицироваться как умышленные. Суточный наряд из рядовых и сержантов можно будет назначать только на дневное время для поддержания внутреннего порядка в помещениях.
Но выдвинутый сегодня лозунг «Вернем офицеров в казармы» изначально некорректен. Вернуть к солдатам и сержантам – вот смысл системных изменений в положении сегодняшнего офицера.