Как стало недавно известно, еще в начале мая нынешнего года произошла беспрецедентная кража в истории США. Из дома одного из аналитиков Министерства по делам ветеранов (МДВ) была похищена база данных на 26,5 млн. подопечных ведомства, стоящего на страже прав прежде всего военных пенсионеров. Причем, как утверждают эксперты, это преступление может нанести огромный ущерб Пентагону.
ЗАЯВЛЕНИЯ С ДОПОЛНЕНИЯМИ
Почему? Дело в том, что в исчезнувшем электронном архиве содержались не только сведения об ушедших в отставку военнослужащих (и частично их женах), включая имена и фамилии, номера карт социального страхования, даты рождения, указания на причины увольнения из вооруженных сил. Воры получили доступ и к персональной информации на 1,1 млн. человек, доныне пребывающих в рядах армии, ВВС, ВМС и морской пехоты, 430 тыс. бойцов Национальной гвардии и 650 тыс. резервистов.
Неудивительно, что официальное сообщение о краже в первый раз появилось лишь без малого три недели спустя после ЧП на сайте Министерства по делам ветеранов. В нем, правда, говорилось, что база данных касается только отставников, при этом особо подчеркивалось: в ней нет медицинских заключений и сведений о финансовом положении бывших военных.
Затем в течение мая глава МДВ Джим Никольсон два раза выступал с заявлениями по поводу произошедшего инцидента. Министр сперва поведал, что создана специальная комиссия по расследованию случившегося. Она активно сотрудничает с ФБР и с генеральным инспектором МДВ, отвечающим за безопасность программ ведомства... Сотрудник, который не имел права работать с пропавшей базой данных, тем более выносить ее за пределы министерства, отметил Никольсон, уволен. Этот человек, как теперь выяснилось, по меньшей мере в течение трех лет трудился дома с различного рода конфиденциальной документацией. Его начальник сам подал в отставку, а еще один высокопоставленный чиновник МДВ отстранен от выполнения служебных обязанностей и отправлен в административный отпуск до выяснения всех обстоятельств скандала.
По словам Никольсона, версию целенаправленного похищения базы данных официальные лица, занимающиеся следствием, считают маловероятной. Более того, они допускают, что воры не имеют никакого представления о ценности своей «добычи» и возможностях ее использования. Тем не менее министр заверил ветеранов, что предпринимаются все необходимые меры по обеспечению их личной безопасности. Он также подчеркнул, что все подопечные министерства будут должным образом проинформированы о возможных последствиях утраты персональной информации и получат необходимые рекомендации по соответствующему противодействию.
Однако уже 3 июня Джим Никольсон признался, что в украденной базе данных могли содержаться сведения и о действующих американских военнослужащих. Вместе с тем министр тут же поспешил «успокоить» последних: мол, это касается не более 50 тыс. человек. В их число вошли увольняющиеся из ВС и получившие специальную форму уведомления, информация из которой автоматически вносится в базу данных министерства.
Но уже через три дня – после того как Пентагон и МДВ провели анализ копии украденной базы и электронных данных Минобороны – было установлено, что речь идет о значительной части личного состав вооруженных сил США. И Никольсону пришлось выступать в очередной раз, объясняя, что информация о солдатах и офицерах ВС, Национальной гвардии и резервных компонентах включалась в базу данных МДВ в связи с тем, что эти категории граждан Америки получают установленные законом льготы по получению образования и приобретению жилья.
МОЖЕТ, ОБОЙДЕТСЯ?
Одновременно представитель Пентагона Брайен Витмен заявил, что утрата таких данных по своим масштабам «носит беспрецедентный характер», и этот факт крайне беспокоит руководство военного ведомства. «В каждом случае, когда происходит кража персональных данных, Министерство обороны и все военные должны до предела повысить свою бдительность», – сказал Витмен. Хотя не преминул подчеркнуть, что расследование этого эпизода не дало каких-либо подтверждений использования украденной информации.
В свою очередь, полиция округа Монтгомери штата Мэриленд, на территории которого в городе Аспен Хилл проживает злополучный 60-летний виновник исчезновения ценной информации (его имя и фамилия держатся в тайне), опубликовала описание украденного портативного компьютера с выносным жестким диском и предложила награду в 50 тыс. долларов всякому, кто может сообщить какие-либо сведения об этой краже. Полисмены объяснили необходимость подобного шага тем, что случайный покупатель украденного может не иметь никакого представления о его ценности и значимости. «Этот компьютер может появиться на рынке или в одном из магазинов, где продается подержанная вычислительная техника. Сейчас как раз такое время, когда родители закупают компьютеры для своих детей, у которых осенью начинается учебный год», – заявил представитель полиции.
Не перестает «надеяться на лучшее» и Джим Никольсон. На слушаниях в комитете по административной реформе палаты представителей Конгресса США он говорил, что подростки, которые могли украсть и продать компьютер, скорее всего стерли всю имеющуюся в нем информацию. По словам Никольсона, подобные кражи уже случались в Аспене. Юные воры умыкали у тамошних обывателей вычислительную технику, стирали хранящуюся в ней информацию и продавали в студенческих городках или в институтах. Однако законодатели более чем скептически отнеслись к утешительным версиям министра. Они напомнили ему, что комитет и контрольно-финансовое управление Конгресса в течение многих лет предупреждали МДВ о неадекватности ведомственной службы безопасности.
Также бьет тревогу руководитель управления программ внутренней безопасности Центра стратегических и информационных исследований Дэвид Хейман. Он заметил, что если базы данных МДВ попадут «в плохие руки», это может быть чревато серьезными последствиями для военнослужащих и членов их семей. Другой эксперт той же организации, директор управления технологий и социальной политики Джеймс Левис выразил озабоченность по поводу того, что эта информация может оказаться в распоряжении правительств зарубежных стран и их разведывательных служб: «Существует мировой черный рынок, где осуществляется сбыт подобных данных, и кто-то может отхватить большой куш за такую коллекцию весьма важных сведений об американских военнослужащих».
Один из анонимных специалистов Пентагона, оценивая масштабы потенциального ущерба, который кража базы данных МДВ может нанести Минобороны, назвал его «монументальным». И с ним трудно не согласиться. В исчезнувшей базе данных содержатся сведения почти о 80% реально выполняющих свои задачи американских военных.