Военные вузы являются основным элементом в подготовке военных кадров, и от того, с каким «багажом» знаний и навыков приходят в войска их выпускники, едва ли не в решающей степени зависит боеспособность армии. Это – прописная истина. Однако она, похоже, давно забыта на Украине. Ибо там система военного образования переживает нелегкие времена.
Грядет новое сокращение украинских военных вузов, а это означает отток высококвалифицированных преподавателей, разрушение существующих научно-материальных баз, ликвидацию научных коллективов. Например, на Украине за пятнадцать лет практически не осталось ни одного учебного заведения, которое бы давало воинским частям инженеров, а ведь для обслуживания современных вооружений и боевой техники требуются лишь очень грамотные специалисты.
ОЧЕРЕДНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ
Особенно активно участвует в уничтожении системы военного образования Министерство обороны страны, которым руководит Анатолий Гриценко. Кабинет министров Украины решил ликвидировать кафедры военной подготовки в ряде высших учебных заведений. Об этом говорится в постановлении правительства от 26 июля.
В частности, принято решение об упразднении до 30 октября 2008 года кафедр военной подготовки при Академии муниципального управления (Киев), Государственной летной академии Украины (Кировоград), Днепропетровском национальном университете, Киевском национальном университете технологий и дизайна, Национальном аграрном университете Украины (Киев), Национальном транспортном университете (Киев), Национальном университете водного хозяйства и природопользования (Ровно), Национальной металлургической академии Украины (Днепропетровск), Одесской государственной академии строительства и архитектуры, Одесском государственном экологическом университете, Одесской национальной академии связи имени Попова, Одесской национальной морской академии, Одесской национальной юридической академии, Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля (Луганск), Харьковском государственном техническом университете строительства и архитектуры, Черновицком национальном университете имени Федьковича, а также кафедр медицины катастроф и военной медицины при Запорожском институте усовершенствования врачей и Харьковской государственной медицинской академии последипломного образования.
До 30 октября 2009 года будет закрыта кафедра медицины катастроф и военной медицины Национального фармацевтического университета (Харьков), а до 30 октября 2010 года – Буковинского государственного медицинского университета (Черновцы), Винницкого национального медицинского университета имени Пирогова, Днепропетровской государственной медицинской академии, Донецкого государственного медицинского университета имени Горького, Ивано-Франковского государственного медицинского университета, Крымского государственного медицинского университета имени Георгиевского (Симферополь), Луганского государственного медицинского университета, Львовского национального медицинского университета имени Даниила Галицкого, Одесского государственного медицинского университета, Сумского государственного университета, Украинской медицинской стоматологической академии (город Полтава), Ужгородского национального университета.
ЧТО ЭТОМУ ПРЕДШЕСТВОВАЛО
Понятно, что данное постановление правительства не могло возникнуть из ничего, здесь просматривается рука Минобороны. Это подтверждается документом из недавнего прошлого.
26 мая 2005 года было принято постановление № 381 Кабинета министров Украины «О мерах по оптимизации сети высших военных учебных заведений и военных учебных подразделений высших учебных заведений». Согласно ему ликвидируется Одесский ордена Ленина институт Сухопутных войск (ОИСВ), Васильковский колледж Военно-воздушных сил и Николаевский военный автомобильный колледж.
Кроме того, Кабмин решил, что факультет военной подготовки Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры будет реорганизован в кафедру военной подготовки этого учебного заведения, а Львовский военный институт имени гетмана Петра Сагайдачного – в Львовский институт Сухопутных войск при Национальном университете «Львовская политехника». Причем львовский вуз изначально был гуманитарным и никогда не готовил инженеров и командиров для армии.
ОИСВ – одно из старейших военных учебных заведений нашей страны. Свое начало он берет в 1899 году, когда указом императора Николая II в Одессе был создан кадетский корпус. В 1916-м появилось артиллерийское училище. В 1919 году на месте кадетского корпуса организованы командные курсы. После войны здесь функционировало уже три училища – общевойсковое, артиллерийское (ракетно-артиллерийское) и ПВО, которые в 1992 году объединили в ОИСВ, имевший пять факультетов: общевойсковой, РАВ (ракетно-артиллерийского вооружения), тыла, разведки, командно-штабной, подготовки офицеров запаса.
В 2003 году к ОИСВ был присоединен расформированный Харьковский институт танковых войск. На базе учебного заведения функционирует Одесский военный лицей. Среди выпускников института более 100 Героев Советского Союза. Здесь готовились кадры для многих стран мира.
А ларчик просто открывался: территория ОИСВ – 60 га и полигон в Чабанке под Одессой. Земля же на побережье «самого синего в мире» – очень дорогая...
Правда, генерал-лейтенант Петрук, в бытность свою командующим Сухопутными войсками Украины, утверждал, что перенос подготовки офицеров СВ во Львов полезен по иным причинам, среди которых – близость к Яворовскому полигону (а это надлежащая полевая база), 10-летний опыт обучения специалистов в интеграции с гражданским вузом, меньшие затраты на содержание (для сравнения: Львовский институт за коммунальные услуги платил приблизительно 800 тыс. гривен в год, а Одесский – почти 5 миллионов) и т.п.
Однако, думается, главная причина наряду с прочими заключается в другом – некоторые представители Минобороны Украины, других ведомств и организаций утверждали, что «национально зрелые» граждане находятся лишь на западе страны, а ведь ОИСВ расположен в Причерноморье, где основная масса населения – русскоговорящая.
Теперь генерал Петрук успешно пробился в депутаты Верховной Рады от фракции БЮТ, однако ему, надеявшемуся заполучить пост министра обороны, явно не повезло. Юлия Тимошенко не стала премьер-министром, а он не возглавил военное ведомство. Но все равно с 2007 года из военных вузов Сухопутных войск в Украине останется лишь Львовский военный институт, превратившись в базовый вуз для подготовки офицеров украинских Сухопутных войск. Напомню, что в советское время он выпускал военных журналистов и армейских культработников.
Вместе с тем попытка создать во Львове военный центр Сухопутных войск не подкреплена ни кадрами, ни учебно-материальной базой. Более того, в угоду политическим амбициям военных чиновников ликвидируются институты в Сумах, Харькове и Одессе, которые имеют и крепкую учебно-материальную базу, и преподавательский состав. Здесь просматривается политика Брюсселя, который неоднократно демонстрировал поддержку подобных начинаний и закрытия лучших военных вузов Советского Союза. Вспомните, как закрывалось Киевское высшее зенитно-ракетное училище или Киевское высшее инженерно-авиационное училище. Почему-то в Украине не оказалось ни одного инженерного ввуза. Или вооружение и военная техника изменилась и стала проще трехлинейной винтовки Мосина?..
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ
Судя по всему, многочисленные публикации в СМИ по вопросу реорганизации Одесского института Сухопутных войск, письма рядовых граждан не остались без внимания. На заседании Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины было рассмотрено обращение Совета офицеров Одесского института Сухопутных войск главе парламента. Во время обсуждения депутаты ВР приняли к сведению инициативу своего коллеги Николая Азарова относительно пересмотра постановления Кабинета министров от 26 мая 2005 года в части, касающейся ликвидации ОИСВ. Было также выдвинуто предложение приостановить действие принятых для выполнения указанного постановления приказов министра обороны Украины до принятия окончательного решения относительно института.
По итогам заседания комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны создана рабочая группа для изучения вопроса реорганизации Одесского института Сухопутных войск. Она должна собрать и проанализировать всю касающуюся ОИСВ информацию, подготовить свое заключение. Руководителем рабочей группы назначен глава подкомитета по вопросам законодательного обеспечения деятельности вооруженных сил Лев Гнатенко. Комитет обратился к главам комитетов Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, по вопросам науки и образования и по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства с просьбой включить в состав рабочей группы народных депутатов – членов указанных комитетов (при их согласии). Комитет также принял решение привлечь к деятельности рабочей группы представителей Министерства обороны, Генерального штаба, Сухопутных войск, Южного оперативного командования ВС Украины и Одесского института СВ.
Казалось, что правда восторжествовала.
Однако Министерство обороны не дремало, оно понимало: пока наступило затишье, надо действовать. Военное ведомство, по сути, бросило вызов Верховной Раде и новому премьер-министру Виктору Януковичу, начало открытую фазу ликвидации Одесского института Сухопутных войск (ОИСВ).
Рано утром 18 августа несколько десятков автомашин с «грузом» в полторы сотни курсантов института отбыли в направлении Львова. Вечером следующего дня «операция» продолжилась. Руководил ею замкомандующего Сухопутными войсками Украины генерал-лейтенант Григорий Дьячук, который, судя по репортажу телевизионного канала «Интер» из Одессы, мягко говоря, вел себя с корреспондентами не совсем корректно. Курсантов 2 и 3 курсов отправили во Львов. К вечеру 18 августа о произошедшем знали почти все. Одесская общественность негодовала: как же так, ведь окончательный вердикт, переносить или не переносить вуз, должна вынести Верховная Рада! Почему командование СВ начало форсировать перевод во Львов без санкции парламентариев?
Во всяком случае, процесс ликвидации гордости города героя Одессы – института Сухопутных войск – перешел в стадию завершения. Здесь понятно и другое, что это не «реформирование военного образования», а скоре всего перераспределение земли училища, об этом можно только догадываться.
Остается ждать реакции Верховной Рады и Кабинета министров Украины на маленькие шалости Министерства обороны. Или наступила эра вседозволенности? Тогда о каком гражданском контроле ведут речь чиновники военного ведомства?