1 января 2007 года исполнится восемь лет с того дня, как было завершено преобразование ВВС и Войск ПВО в один вид Вооруженных сил – Военно-воздушные силы. Это предусматривалось Указом президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил РФ и совершенствовании их структуры». Тем самым было положено начало решению важнейшей проблемы военного строительства – переходу к трехвидовой структуре ВС.
Современные ВВС – это качественно новый вид Вооруженных сил Российской Федерации с присущими ему специфической оргструктурой, новыми оперативно-стратегическими свойствами, новым предназначением и новыми задачами. Подобных ВВС в нашем Отечестве не было прежде – ни в царской России, ни в СССР. Преобразование двух видов ВС в один осуществлялось на основе ряда принципов, основными из которых являются следующие:
– обеспечить централизованное управление объединениями ВВС со стороны главнокомандующего Военно-воздушными силами;
– не подвергать коренным изменениям структуру
родов войск ПВО и родов авиации, максимально сохраняя их боевой потенциал.
Создание на основе ПВО и ВВС одного вида Вооруженных сил стало масштабной работой, не имевшей аналогов в прошлом. Достаточно сказать, что реформирование коснулось около 800 военных организмов; было сокращено около 42 тыс. должностей военнослужащих; перераспределено 93–95% вооружения и военной техники. Но в результате преобразований укомплектованность воинских частей личным составом была доведена до 99,4%, вооружения и военной техники – до 100%, повышена исправность самолетного парка боевого состава на 30–35%.
Оргструктура преобразованных ВВС имеет принципиальные отличия от оргструктуры прежних ВВС:
– сформированы воздушная армия ВГК (СН) и воздушная армия ВГК (ВТА);
– сформированы армии ВВС и ПВО – новые оперативные объединения, подчиненные оперативно командующим войсками военных округов;
– сформировано оперативно-стратегическое объединение – Московский округ ВВС и ПВО.
Одновременно сохранено сбалансированное соотношение ударной и оборонительной составляющих ВВС; значительно улучшились возможности по организации взаимодействия между авиацией и зенитными ракетными войсками, между ударной (бомбардировочной, штурмовой) и истребительной авиацией. Вновь созданные ВВС устойчиво функционируют и выполняют задачи по предназначению.
Подтверждением этому являются: итоги боевой и оперативной подготовки органов управления и войск; проверки готовности к решению внезапно возникающих задач, проведенные в 1999–2006 годах; эффективное решение боевых задач соединениями и частями авиационной группировки в ходе контртеррористической операции по разгрому бандформирований на Северном Кавказе; полное и качественное выполнение ВВС задач в ходе крупных учений Вооруженных сил России («Восток-99», «Воздушный мост-99», «Боевое содружество-2000», «Оборона-2000»; «Боевое содружество-2001» и др.).
Всего за первые 2,5 года после возникновения нового вида ВС проведено более 500 различных учений на тактическом, оперативном и оперативно-стратегическом уровнях, которые подтвердили его жизнеспособность, доказали, что в 1997 году было принято верное решение.
Тем не менее оно до сих пор подвергается критике. Заглянем, однако, в Военный энциклопедический словарь. Там мы прочтем: «Вид Вооруженных Сил – часть Вооруженных Сил государства для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве).
Каждый вид Вооруженных сил состоит из родов войск (сил); специальных войск и тыла. Вид Вооруженных сил возглавляется командующим (главнокомандующим) и имеет штаб».
Кроме того, вспомним: отличительной, характерной чертой любого вида Вооруженных сил является его способность вести два вида военных действий в одной физической сфере – наступление и оборону, составляющих основу военных действий.
Именно ВВС, особенно преобразованные ВВС, в полной мере отвечают этому требованию. В самом деле. В их состав входят: дальняя авиация – главная ударная наступательная сила ВВС; зенитные ракетные войска, оснащенные ЗРК – главным оборонительным средством от средств воздушного нападения; истребительная авиация, сочетающая в себе способность вести наступательные и оборонительные действия.
Войска ПВО (как вид ВС в прошлом) были способны вести только один вид военных действий – оборонительные. По своей природе они не могли осуществлять наступательные действия. Например, уничтожать самолеты противника на аэродромах; поражать корабли – носители крылатых ракет морского базирования; задерживать выдвижение резервов противника путем поражения переправ через водные преграды и т.д.
Если не учитывать рассмотренную определяющую черту вида ВС, тогда силы и средства, например, противолодочной обороны (особенно США и России), по логике сторонников самостоятельного существования ПВО, должны быть организованы в вид Вооруженных сил. И в самом деле: современные подводные лодки несут на борту не только баллистические ракеты с ядерными зарядами, но и имеют пусковые установки для запуска высокоточных КРМБ с обычными зарядами. Однако ни в прошлом, ни в настоящее время ни в США, ни в нашей стране не возникала и не возникает идея создания вида ВС, способного решать задачи только противолодочной обороны и называемого, скажем, так: «Войска противолодочной обороны (ВПЛО)».
Трехвидовая оргструктура ВС – историческая категория в строительстве ВС нашей страны и развитых стран Запада. Она обусловлена прежде всего объективностью расположения на Земле трех взаимосвязанных физических сфер: суши, моря и воздуха. И потому в 1997 году был сделан шаг в правильном направлении.