В ближайшее время в структуре МЧС произойдут серьезные изменения: недавно руководитель ведомства Сергей Шойгу заявил, что к 2011 году министерство полностью перейдет на гражданскую и правоохранительную службу. При этом основные работы по переходу с военной на иные виды службы будут завершены уже в 2009 году. О том, как это скажется на работе одного из главных ведомств страны, «НВО» рассказал первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Юрий Воробьев.
– Юрий Леонидович, переход на правоохранительную службу будет означать, что МЧС по примеру других ведомств, относящихся к правоохранительной службе, станет субъектом оперативно-разыскной деятельности? Существуют органы, например, дознания по пожарам. Планируется ли создать такие дознавательные службы в других подразделениях МЧС?
– У нашего министерства есть функция дознания по делам о пожарах. Ее выполняют органы государственного пожарного надзора. По мере развития надзоров в сфере предупреждения ЧС, возможно, потребуется проводить дознание и в этой сфере деятельности. Хочу отметить, что функция дознания в системе МЧС не связана с оперативно-разыскной деятельностью.
– Что значит «переход на гражданскую и правоохранительную службу»? Почувствуют ли этот переход обыватели?
– У нас сейчас в стране существуют три вида службы – военная, гражданская и правоохранительная. Первые две определены соответствующими законами. Закон о правоохранительной службе находится в стадии разработки.
Если исходить из того, что правоохранительная служба де-факто существует, то у нас в министерстве присутствуют все три вида, а к 2009 году останутся только два. Войска гражданской обороны будут переведены в другое состояние. Задачи останутся прежними, но в составе правоохранительной и гражданской службы. Для всех граждан это не будет иметь никакого значения – это будет иметь значение только для нас.
– А на каком этапе разработки этот закон?
– Мы не являемся его разработчиками, а лишь участвуем в подготовке. Поэтому мне трудно назвать определенные сроки. Но я думаю, что в следующем году он может быть принят. Мы его очень ждем.
– Чем правоохранительная служба будет отличаться от военной?
– Предназначение военной службы – защита государства от внешних врагов, правоохранительной – обеспечение безопасности граждан и законности в государстве.
– Что будет с теми офицерами, которые служат в структуре МЧС? И где изыскивать резервы для замены призыва?
– Придется несколько перестроить свои ряды. Военных, которые служат у нас сейчас, нужно будет перевести на правоохранительную и гражданскую службу. Офицерам будет предложен переход на таких условиях, которые не скажутся на их социальной защищенности. Это сложное организационное мероприятие, но сразу после принятия закона мы это выполним. Призыва у нас не будет – будут только контрактники. Сегодня у нас служит небольшое количество призывников, контрактников значительно больше.
– Сергей Шойгу говорил, что в 2007 году в системе МЧС начнет действовать Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Что это за структура? Каковы будут ее функции и полномочия?
– Это будет специальная оперативная служба. Так как наше министерство является координирующим звеном в российской системе предупреждения и ликвидации ЧС, центр будет носить многогранный характер. Сейчас у нас тоже существует Центр управления в кризисных ситуациях, но тот, который мы создаем, будет более многофункциональным.
Прежде всего в нем будет эффективнее организовано управление информацией, в том числе ее сбор и обработка в больших объемах, будут применяться новые способы сбора информации. Это позволит соединить в единую информационную систему все структуры, связанные с предупреждением, прогнозированием и ликвидацией ЧС. В следующем году он будет введен в эксплуатацию, а его интеллектуальная составляющая будет наращиваться постепенно.
Этот центр позволит нам управлять информацией, предназначенной для населения, через систему ОКСИОН – общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Терминалы системы будут располагаться в метро, на вокзалах, на улицах, в супермаркетах. Это такие экраны, которые будут транслировать информацию о предвестниках каких-то неприятных событий, которые могут произойти, демонстрировать, как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации, как оказывать первую помощь. Система позволит в реальном режиме времени наблюдать за процессами, происходящими в регионе – например, измерять радиационные и химические параметры окружающей среды.
За пять лет мы должны построить две очереди системы ОКСИОН. Из Москвы можно будет контролировать ситуацию на Дальнем Востоке, Кавказе – везде, где будут установлены такие информационные экраны. Можно будет передавать информацию в реальном режиме времени – ею смогут воспользоваться и сотрудники МВД, и других специальных служб. Передавать сообщение на экраны смогут и из региона, и из Центра. Ничего подобного в России еще не было.
Из досье «НВО»
Юрий Леонидович Воробьев родился 2 февраля 1948 года в Красноярске. В 1971 году окончил Красноярский институт цветных металлов им. М. И. Калинина, получив специальность инженер-металлург. С 1971-го по 1990 год находился на научной, производственной и партийной работе. В 1991 году назначен заместителем председателя Российского корпуса спасателей и заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям. В 1991–1994 годах. – первый заместитель председателя Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1994 года – первый заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Действительный государственный советник Российской Федерации I класса. Герой Российской Федерации.
