Карта и таблица предоставлены автором. Увеличить
Дальняя авиация (ДА) была, есть и будет основным средством решительного поражения важных объектов в глубоком тылу противника на удалении до 9000–10 000 км от аэродромов базирования ее самолетов, вооруженных современными высокоточными крылатыми ракетами. В современных условиях в интересах национальной безопасности страны на Дальнюю авиацию, учитывая ее оперативно-стратегические свойства, возлагается решение ряда важных задач, в том числе одна качественно новая – поражение соединений (групп) кораблей – носителей крылатых ракет в океане (море).
Выполнение данной задачи вполне объяснимо. Ведь в войнах конца XX – начала XXI века четко определилась постоянно возрастающая значимость в военных действиях высокоточного оружия: крылатых ракет морского и воздушного базирования (типа «Томахок» и ALCM). Подтверждением этому являются следующие цифры. Если в ходе Первой войны в Персидском заливе (операция «Буря в пустыне») за 40 суток (17 января – 28 февраля 1991 года) было применено 282 КРМБ и КРВБ, то во время проведения операции «Лиса в пустыне» за четверо суток (16–20 декабря 1998 года) вооруженные силы США и Великобритании выпустили по Ираку уже 425 крылатых ракет, а в период агрессии против Югославии весной 1999 года ВВС и ВМС НАТО использовали 870 КР, причем лишь 78 – воздушного назначения, зато 792 – морского.
На помещенной здесь карте приведены расчетные величины зон применения Дальней авиации. Они показывают, что авиачасти ДА способны наносить удары по соединениям (группам) кораблей-носителей высокоточных КРМБ во всех регионах Мирового океана, а также по другим важным объектам агрессора на континентальной части ТВД.
При пуске стратегическими самолетами КРВБ с дальностей 500–600 км противодействие истребителей противника крылатым машинам-ракетоносцам можно свести к минимуму за счет осуществления мероприятий по РЭБ, выбора оптимальных маршрутов и профилей полета ударных групп, действий демонстративных групп, обеспечения ударных групп самолетами-истребителями, нанесения ударов частями ДА в темное время суток.
Самым эффективным применением Дальней авиации является боевое дежурство стратегических самолетов в воздухе. Оно осуществлялось вплоть до начала 1990-х годов, сыграв положительную роль в нормализации международной обстановки, и было возобновлено в августе 2007 года.
При организации и нанесении ракетных ударов по соединению кораблей-носителей КРМБ соединениями (частями) ДА периодичность разведки не должна превышать одного часа. В перспективе данные разведки должны иметь возможность их передачи непосредственно на борт самолетов-ракетоносцев. Все это, вместе реализованное, значительно повысит эффективность борьбы ДА за господство в воздухе за счет поражения кораблей-носителей высокоточных КРМБ в океане (море).
Здесь, однако, необходимо отметить: пока не решается важнейшая задача – точное целеуказание экипажам самолетов-ракетоносцев мест кораблей-носителей крылатых ракет в боевом (походном) порядке соединения надводных кораблей (постановка этой задачи для ДА и морской разведывательной авиации была сделана в начале второй половины минувшего века).
Успех поражения кораблей – носителей высокоточных КРМБ в районах их боевого маневрирования во много будет определяться своевременностью и всесторонностью организации взаимодействия между ДА и силами ВМФ.
Изложенные положения ≈ одни из многих, суть которых заключается в восстановлении в оргструктуре ВВС России вида авиации – Дальней авиации. Это будет соответствовать Боевому уставу ВВС, другим руководящим документам; истории создания, развития ДА в течении 94 лет. Напомню: первая эскадра тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец» была организована в России в декабре 1914 года. А ее командиром, согласно указу императора Николая II, стал генерал-майор М.В.Шидловский.