0
1827
Газета Армии Интернет-версия

03.07.2009 00:00:00

Флот обойдется без уникальных специалистов?

Леонид Белышев

Об авторе: Леонид Белышев - контр-адмирал в отставке, профессор Академии военных наук

Тэги: вмии, вунц, реформа


вмии, вунц, реформа Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Фото Виктора Литовкина

Реформа, проводящаяся в Вооруженных силах России, по замыслу ее организаторов должна придать армии и флоту новый облик, оптимизировать все стороны их организации и деятельности, способствовать осуществлению прогрессивных преобразований в сфере военного строительства. Слов нет, цели поставлены благие. Однако, как справедливо отмечалось на заседании круглого стола «НВО», военную общественность крайне тревожит целый ряд предпринимаемых при этом мер, в частности, создание военного учебно-научного центра «Военно-морская академия» в Кронштадте.

ТОЛЬКО В ЭТОМ ВУЗЕ

В прошлом номере «НВО» уже говорилось о том, что в состав ВУНЦ должны войти в качестве обособленных структурных подразделений пять вузов ВМФ с развертыванием части из них в новом месте дислокации, в том числе и Военно-морской инженерный институт (ВМИИ), расположенный в Санкт-Петербурге (Главное Адмиралтейство) и в городе Пушкине Ленинградской области. Именно на это учебное заведение возложена исключительная ответственность за подготовку для Российского флота инженеров высшей квалификации.

ВМИИ – единственное учебное заведение в системе военного образования России, которое выпускает специалистов по эксплуатации атомных энергетических установок подводных лодок стратегического и многоцелевого назначения, комплексных систем управления корабельными техническими средствами, электроэнергетических систем, паросиловых, газотурбинных и дизель-электрических установок, а также в области поисково-спасательного обеспечения сил флота, строительства и ремонта кораблей ВМФ и др.

Институт готовит указанных выше специалистов на соответствующих факультетах с использованием учебно-материальной базы и тренажеров, созданных промышленностью, в здании Главного Адмиралтейства и в Пушкине в течение нескольких предыдущих десятилетий. Первым среди военных учебных заведений ВМИИ успешно прошел в 2006-м и в 2009 году аттестацию и аккредитацию в Минобороны России, подтвердив высокий уровень технического оснащения и профессиональной подготовки курсантов.

На 25 кафедрах ВМИИ сегодня преподают более 20 докторов наук и профессоров, свыше 140 кандидатов наук, доцентов и старших научных сотрудников, 15 академиков и членов-корреспондентов специализированных академий РФ, заслуженных деятелей науки и техники России.

Учебно-материальная база института является уникальной по составу, уровню соответствия современным требованиям и стоимости. Здесь следует назвать прежде всего учебно-тренировочный комплекс (УТК) с имитацией действующей атомной энергетической установкой (АЭУ) – наземным прототипом корабельной АЭУ; многоцелевой УТК комплексов электроэнергетических систем кораблей, УТК обеспечения живучести корабля с комплексом средств борьбы с пожарами и водой; УТК водолазной подготовки, УТК автоматизированных средств управления техническими средствами корабля и др. Эти комплексы не подлежат демонтажу и перемещению в любое другое место без нарушения их работоспособности. На новом месте дислокации института эти УТК придется создавать заново, на что может потребоваться не менее 10 лет и финансирование, равное по объему не менее 50% стоимости современного корабля с АЭУ.

Сегодня на кафедрах ВМИИ развернуты научно-исследовательские лаборатории с уникальными экспериментальными установками, действуют собственные научные школы, живут вековые традиции гардемаринов и морских офицеров, из поколения в поколение поддерживается добротная система обучения и воспитания военно-морских инженеров. Выпускники института служат и пользуются авторитетом профессиональных специалистов на всех флотах. После окончания военной службы эти офицеры успешно трудятся в промышленности и научных организациях России. Недаром должность командира электромеханической боевой части на всех кораблях, которую, как правило, замещают инженеры-механики факультетов ВМИИ, является высоко престижной и, по существу, второй после командира по значимости для обеспечения боевой готовности, подготовки экипажа к эксплуатации технических средств, борьбы за живучесть корабля при боевых и аварийных повреждениях.

НАБОР – МИНИМАЛЬНЫЙ

Исходя из современной и ближнесрочной (до 2014 года) потребности ВМФ в пополнении офицерскими кадрами, институту необходимо в общей сложности ежегодно давать путевку в жизнь 200 специалистам. Они нужны для замещения вакантных должностей в экипажах кораблей действующей группировки, новой постройки и послезаводских ремонтов, а также в штатах различных флотских структур.

Полноценная подготовка этих специалистов может быть обеспечена только на учебной и экспериментальной базе ВМИИ и невозможна в гражданских вузах. Недопустимо снижение требовательности к знаниям, умениям, навыкам офицеров, на которых возложены обязанности, связанные с организацией действий экипажей при борьбе за живучесть кораблей в случае боевых и аварийных происшествий. Ибо это может привести к тяжелым последствиям не только для одного конкретного корабля, но и для всего региона, где базируется соединение ВМФ.

Между тем при всей очевидной необходимости постоянного пополнения флота офицерами-инженерами и готовности ВМИИ решать эту задачу в 2009 году институту предписано набрать на каждую специальность, кроме «Строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей», всего по 10 курсантов. Как следует из сравнительного анализа потребного количества выпускников ВМИИ для пополнения кадров флота и директивных указаний Минобороны, заявки кадровых органов ВМФ могут быть удовлетворены не более чем на 25%.

Что касается специальности «Строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей», то в текущем году директивными документами Минобороны институту на нее вообще не разрешен набор курсантов. Хотя освоившие эту специальность инженеры составляют основу первичных должностей офицеров дивизионов живучести, контроля и военной приемки на предприятиях судостроительной промышленности и судоремонтных заводах.

Такие радикальные меры по сокращению количества инженеров-механиков никоим образом не вытекают из перспектив развития Российского флота, не диктуются уточнением задач, возлагаемых на флот в мирное и военное время и не связаны с корректировкой Военной доктрины РФ..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1752
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1559
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1775
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1483

Другие новости