На VII заседании Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) Организации Договора о коллективной безопасности рассматривались предложения по разработке проекта Программы военно-технического сотрудничества государств – членов ОДКБ на период до 2015 года. О том, что включают в себя эти предложения, рассказал «НВО» заместитель генерального секретаря Организации Валерий Семериков.
– Валерий Анатольевич, что представляет из себя разрабатываемый документ?
– Это – взгляды на цели, задачи и направления военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ на период до 2015 года, сформированные на основе предложений государств – членов Организации, их предприятий и научно-исследовательских организаций оборонных отраслей промышленности, анализа состояния ВТС на данном этапе. Документ готовится во исполнение Плана коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и в соответствии с решением Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству. На VII заседании МКВЭС проект был доработан по предложениям национальных частей комиссии.
– Как бы вы охарактеризовали сегодняшний этап военно-технического сотрудничества в формате Организации?
– В настоящее время военно-техническое сотрудничество в рамках ОДКБ характеризуется завершением в своей основе формирования нормативной правовой базы в этой сфере, которая позволяет в полном объеме осуществлять поставки продукции военного назначения (ПВН) на льготных условиях на двусторонней основе по отдельным контрактам, заключенным между субъектами ВТС сторон.
На период до 2015 года основной акцент в развитии военно-технического сотрудничества, по оценке Секретариата ОДКБ, целесообразно смещать в сторону расширения форм ВТС, внедрения системного и прогнозного подхода к его планированию и осуществлению, прежде всего на многосторонней основе.
В этой связи в Программе ВТС предлагается сосредоточить усилия на следующих задачах.
Во-первых, среднесрочном и долгосрочном планировании поставок ПВН, обусловленных переоснащением и модернизацией вооруженных сил государств – членов ОДКБ, формированием сил и средств системы коллективной безопасности.
Во-вторых, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам, в которых проявлена заинтересованность предприятий оборонно-промышленных комплексов государств – членов Организации.
В-третьих, развертывание работ по созданию в рамках ОДКБ оптимальной сети совместных предприятий по ремонту вооружения и военной техники.
Приведенные задачи, конечно, не исчерпывают всех актуальных проблем ВТС, которые целесообразно решить к 2015 году. В первую очередь это относится к развертыванию работ по проведению единой военно-технической политики при оснащении сил и средств системы коллективной безопасности и, в частности, разработке систем межгосударственной стандартизации и каталогизации продукции военного назначения. Однако, учитывая существенную взаимозависимость этих вопросов для всех этапов жизненного цикла образцов ВВТ, решение упомянутой проблемы предусмотрено в рамках более широкой программы военно-экономического сотрудничества.
– Вы подчеркнули необходимость проведения работы по программному планированию оснащения и модернизации вооружения и военной техники вооруженных сил государств – членов ОДКБ┘
– Ныне поставки продукции военного назначения в формате Организации осуществляются на условиях Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами – участниками Договора о коллективной безопасности на основе разовых заявок, реализация которых в желаемые для заказчика сроки не всегда возможна. В частности, это зависит от наличия требуемой ПВН в наличии министерств обороны или загруженности заказами соответствующих предприятий.
Поэтому, учитывая, что парк ВВТ вооруженных сил государств – членов ОДКБ характеризуется наличием образцов с различной степенью морального и физического износа, представляется необходимым и возможным перейти к прогнозному планированию поставок новой и модернизации имеющейся продукции военного назначения. Это позволит ориентировать оборонные предприятия государств – членов ОДКБ при формировании заказов на первоочередное удовлетворение потребностей именно союзников по Организации.
Отдельно хотел бы остановиться на вопросе оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, которые создаются в соответствии с решением Совета коллективной безопасности. Это должны быть высокомобильные силы постоянной готовности, обладающие современными и совместимыми образцами ВВТ.
Для успешного выполнения задач, которые поставлены перед КСОР, необходимо осуществить разработку научно обоснованных требований к их мобильности, технике и вооружению, всестороннему обеспечению, подготовке органов управления и контингентов. Сейчас мы занимаемся этим вопросом в Организации на уровне экспертов.
Сегодня уже становится ясно, что в целом этот серьезный и важный вопрос – оснащение КСОР – должен решаться в рамках межгосударственной целевой программы.
– Какие еще проблемы в сфере ВТС вы бы выделили?
– Одна из наиболее значимых проблем – формирование оптимальной сети предприятий по ремонту и модернизации вооружения и военной техники государств – членов ОДКБ.
В ведении министерств обороны государств – членов Организации находятся предприятия по ремонту и модернизации ВВТ, построенные еще во времена Советского Союза, исходя в основном из удовлетворения потребностей в этих работах военных округов, дислоцировавшихся на территории республик бывшего СССР. Не секрет, что в настоящее время эти предприятия функционируют разрозненно и поэтому характеризуются различной степенью загрузки и оснащения специальным технологическим оборудованием для проведения ремонта, особенно современной техники, необеспеченностью технической документацией и т.п. Это обуславливает значительные различия в качестве ремонта, в ценовой политике, наличие неоправданной конкуренции.
Проблему, на взгляд Секретариата ОДКБ, можно решить формированием сети совместных предприятий, например, холдингов по видам вооружения и военной техники, в целях создания единых систем распределения и выполнения заказов, поддержки и контроля качества работ, маркетинга и ценообразования, проведения реконструкции (переоснащения) и подготовки кадров. В целом это обеспечит вошедшим в систему предприятиям жизнеспособность и перспективу развития.