Схема предоставлена автором
В замысле военного реформирования, направленного на создание мобильных, компактных Вооруженных сил РФ, отчетливо проглядываются черты «калькирования» организации вооруженных сил США, в том числе в сфере военного образования и военной науки. МО РФ готово радикально реформировать собственную систему образования, оставив из 64 имеющихся военных вузов всего 10, собрав в эти образуемые центры и военно-научные учреждения. Насколько же актуален для нас амерканский опыт? Каковы будут возможные последействия подобного «калькирования».
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС И ВОЕННАЯ НАДСТРОЙКА
Не вызывает сомнений, что США – мировой лидер, производящий 25–30% мирового ВВП, имеющий самые мощные и современные вооруженные силы. И, вероятно, использовать их опыт не так уж и плохо. Однако надо учитывать, что США – страна с инновационной экономикой. Таких стран в мире не более 10–12, они в основном и определяют научно-технический прогресс в мире.
ВПК США состоит из десятков и сотен мощных концернов, таких как «Боинг», «Локхид–Мартин», и других, спосoбных дать своим вооруженным силам военную технику, на одно-два поколения обгоняющую технику потенциальных противников. Поэтому роль военной науки и военного образования в США заключается в плодотворном применении в тактике, в военном искусстве открывающихся возможностей современной боевой техники, разрабатываемой и предлагаемой вооруженным силам с упреждающими весь остальной мир темпами.
АМЕРИКАНСКАЯ СПЕЦИФИКА
Определим, что собой представляют вооруженные силы США. Они имеют трехвидовую систему: армия (Сухопутные войска), ВВС, ВМС и морскую пехоту. Особенность вооруженных сил США – это наличие огромного мобилизационного резерва: каждый вид вооруженных сил имеет действующие части резерва, а сухопутные войска и ВВС, еще и части Национальной гвардии (подчиняются губернаторам штатов). Общая численность ВС США – 2,7 млн. человек. Такие вооруженные силы вполне отвечают внешнеполитической логике США на глобальное доминирование.
Военный потенциал США огромен, особенно в части, касающейся ВМС и ВВС. По многим показателям число межконтинентальных баллистических ракет (МБР), самолетов, кораблей превосходит все ведущие армии мира. В вооруженных силах США порядка 2500 танков, 4000 артиллерийских систем, свыше 5100 самолетов, свыше 4500 вертолетов, по корабельному составу США превосходят практически все остальные флота мира. Управление войсками и связь имеют самые совершенные телекоммуникационные системы в мире. Особо следует отметить, что США – страна с инновационной экономикой, 36% ее ВВП составляет высокотехнологичный продукт.
ВПК США разрабатывает и предлагает своим вооруженным силам передовую военную технику и вооружение. Такое вооружение требует и соответствующего уровня военных специалистов.
Очевидно, что «скелетом» ВС США является многочисленный и подготовленный офицерский состав, который в зависимости от видов, родов войск в целом составляет более 25% личного состава ВС США. Подготовка офицерского состава имеет отлаженную систему, которая включает в себя военно-учебные заведения МО США, обучение в гражданских университетах офицеров для резерва всех видов ВС, прямой набор гражданских специалистов на офицерские должности.
Подготовка основной части офицеров, которые составляют ядро вооруженных сил, так называемых «карьерных» офицеров, начинается в трех училищах (академиях) – Сухопутных войск (Вест-Пойнт, шт. Нью-Йорк), ВМС и МП (Аннаполис, шт. Мэриленд), ВВС (Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо).
Общая характеристика этих военных училищ такова. Срок обучения – 4 года, набор – 1200–1400 курсантов в год. Набор из числа гражданской молодежи в возрасте 17 лет и старше из семей консервативно настроенных средних слоев американского общества, в том числе из семей военнослужащих, по трем рекомендациям сенаторов.
Организационно курсанты сведены в учебную бригаду, состоящую из четырех учебных полков (четыре учебных курса) по восемь курсантских рот. При поступлении конкурс составляет более 10–12 человек на одно место. Вступительные экзамены проводятся в форме тестов. В их числе тесты для определения академических способностей (философский и математический), тесты для поступающих в университеты США (английский язык, математика, общественные и естественные науки). А также проверяется физическая подготовка (отжимание на руках: юноши 42 раза, девушки 18 раз, бег – две сухопутные мили (3,3 км): юноши – 16 мин., девушки – 19 мин.).
Учебное время в академиях – 6075 часов, примерно 45 учебных дисциплин, из них 25 дисциплин профилирующих, большое внимание уделяется технической подготовке. Полевая подготовка проводится в летний период. Войсковая стажировка на должности командира взвода после третьего курса или с курсантами 1-го, 2-го курса или в войсках. Состав учебной группы – 12–18 человек, девушки – 10%. Стипендия курсантов составляет примерно 800 долл. в месяц. Полный цикл обучения курсанта стоит 250 тыс. долл.
Преподавательский состав насчитывает примерно 500 человек, на 75% комплектуется кадровыми офицерами. Докторов наук – не менее 30%. Соотношение преподавателей/курсантов: один к девяти. Предельный возраст пребывания на преподавательской работе – 64 года. Предусмотрена ротация преподавательского состава – преподавателей «стреляющих» и «летающих» кафедр, раз в четыре года. Училища имеют аккредитацию Министерства образования США. Начальник училища – трехзвездный генерал (генерал-лейтенант).
По выпуску из училища присваивается воинское звание – второй лейтенант, среднее общее военное образование, степень бакалавра, гражданский диплом инженера: механика, электрика, строителя, по техническим средствам управления, в области компьютерных технологий и т.д.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК КЛЮЧ К УСПЕХУ
После окончания академии выпускники не сразу попадают в войска. В соответствии с выбранной им военной специальностью выпускники направляются в соответствующие специализированные военно-учебные заведения, называемые в ВС США «Школы – учебные центры» на 2–4–10 месяцев, где они получают доподготовку по определенной им военной профессии в соответствующем звене «взвод–рота–батальон».
Таких специализированных военных училищ примерно 25. Они обеспечивают доподготовку офицеров по воинской специальности для всех родов войск и служб, а в ВВС – на определенный тип самолета. Это, например, учебные центры-школы: пехоты (Форт Беннинг, шт. Джорджия); бронетанковых войск (Форт Нокс, шт. Кентукки); войск связи (Форт Гордон, шт. Джорджия, 3500 чел.); войск ПВО. В ВВС – на каждый конкретный тип самолета отдельное училище со сроком обучения в 10 месяцев. Каждое специализированное училище имеет свою учебную бригаду, часть. Начальник такого специализированного учебного заведения – бригадный генерал.
Следующий этап подготовки офицеров ВС США – обучение офицеров в военных колледжах и школах, дающих высшее военное образование и степень магистра. Если не брать во внимание непривычные для нашего слуха названия «колледж», «школа» и т.п., их уровень обучения соответствует магистрату гражданских университетов США. Фактически эти учебные заведения – военная магистратура, а сами учебные заведения идентичны по статусу «военному университету». Они имеют в своем составе порядка 50 кафедр профессионального обучения.
На кафедрах преподают, как правило, преподаватели с учеными степенями, совмещающими свою преподавательскую и научную работу с преподаванием в ведущих университетах страны. Так, например, более 50% преподавателей военно-морской школы (г. Монтеррей, Калифорния) совмещают свою деятельность с работой в знаменитом Стэнфордском университете, расположенном рядом. Для поступления в такие учебные заведения необходимо прослужить не менее 5 лет. Срок обучения 1–2 года. Набор составляет 500 офицеров в год. Возглавляет такое учебное заведение двухзвездный генерал (генерал-майор).
Очередной этап обучения для подготовки офицеров руководящего командно-штабного звена «дивизия – армейский корпус – командование вооруженными силами на ТВД» может осуществляться в четырех соответствующих командно-штабных колледжах: Объединенном ВС США, армии, военно-морском, военно-воздушном и двух зарубежных – в Королевском колледже обороны Великобритании и колледже Национальной обороны Канады. Обучение в двух последних колледжах за рубежом не накладывает ограничений по службе и даже поощряется в интересах тесного военного сотрудничества государств Атлантического геополитического центра.
Набор составляет 200–300 офицеров в воинском звании «подполковник – полковник» с выслугой лет от 16 до 23 лет. Срок обучения – 1 год, по выпуску присваивается степень магистра.
ОФИЦЕРЫ НА ЛЮБОЙ ВКУС
Высший этап военного образования – это обучение офицеров руководящего и командно-штабного состава для Министерства обороны США, Комитета начальников штабов ВС США и штабов Объединенных командований ВС США и ОВС НАТО. Обучение производится в Университете национальной обороны (г. Вашингтон). Организационно Университет национальной обороны состоит из трех колледжей: Национальный военный колледж, Военно-промышленный колледж, Колледж управления информационными ресурсами. Все три колледжа размещены в Форт-Макнейр (шт. Северная Каролина) рядом с Вашингтоном.
Схема предоставлена автором |
Набор в каждый из них составляет 150 офицеров в звании «подполковник – полковник» с выслугой лет от 16 до 23 лет в возрасте до 46 лет и 30 человек гражданского персонала из военно-промышленного комплекса. Срок обучения – 1 год, по выпуску присваивается степень магистра и даже может быть защищена диссертация по представлению без окончания аспирантуры. Офицерам, окончившим Национальный военный колледж, может присваиваться генеральское звание.
Университет национальной обороны готовит высший командный состав и правительственных чиновников в следующих областях:
военное планирование и стратегия;
компоненты военной мощи США, как инструмента внешней политики;
боевое применение ВС США и ВС союзных стран;
планирование мобилизации экономики страны в интересах войны;
организация военно-промышленного производства и управления ВПК в мирное и военное время;
материально-техническое обеспечение ВС;
управление информационными, людскими и промышленными ресурсами.
В системе военного образования есть ряд военно-учебных заведений со своей спецификой подготовки офицерских кадров немассовых военных специальностей, например военный институт иностранных языков или школа рейнджеров (кадры для подразделений специальных операций).
Для подготовки офицеров со средним военным образованием из сержантов и солдат контрактной службы, имеющих опыт военной службы, предусмотрены так называемые «Кандидатские офицерские школы» по видам вооруженных сил. Срок обучения 1–2 года. Подготовка иностранных военнослужащих осуществляется отдельно от военнослужащих США в специальных вузах. Таких как Институт подготовки иностранных военнослужащих; Военно-воздушная академия иностранных военнослужащих.
Следующее направление подготовки офицеров – это подготовка в системе Вневойсковой подготовки офицеров резерва (ROTC – Reserve Officers Training Corps). Эта военная подготовка студентов в гражданских университетах на добровольной основе. Для этой подготовки выделяется один день в неделю и проводятся летние учебные сборы.
В системе ROTC – 600 университетов США, которые имеют договоры с МО США на вневойсковую подготовку офицеров. Срок обучения – 4 года. В системе ROTC проводится высшая специальная общеобразовательная и общевоенная подготовка. По договорам с МО США стипендия составляет 300–350 долл., на литературу – 600 долл., именные выплаты за обучение, питание, жилье, транспортные расходы. Система ROTC обеспечивает подготовку до 40% потребностей в офицерском составе ВС США.
После окончания университета присваивается воинское звание второй лейтенант, проводится военная доподготовка в специализированных военно-учебных заведениях родов войск (сил) и служб. Обязательный контракт на военную службу – 8 лет. ROTC для армии – 300 университетов, для ВВС – 200 университетов, для ВМС – 55 университетов, для МП – 45 университетов.
Для формирования офицерского состава высококвалифицированными специалистами уникальных профессий проводится прямой набор на военную службу выпускников ведущих элитных университетов США, таких как Гарвардский, Принстонский, Колумбийский, Калифорнийский, Йельский и др.; специализированных институтов, таких как Массачусетский технологический, криптоматематический, вычислительной техники и информатики (Беркли), международных проблем и др.
Это ограниченное число специалистов, которые не имеют аналогов подготовки в вузах МО США. Среди них: математики, физики, лингвисты, криптоаналитики, специалисты в сложных областях вычислительной техники типа супер-ЭВМ, медики, юристы, священники, ветеринары и др. При приеме на военную службу эти специалисты проходят краткую (1–2 месяца) военную подготовку в военных центрах начальной военной подготовки.
В структуре военного образования МО США около 60 высших военных заведений. Военно-учебные заведения МО США равномерно распределены по всей территории США в соответствии с системой базирования ВС США. Высшие военно-учебные заведения США имеют сильные военно-научные школы, крепкие исторические традиции и существуют практически с момента основания США. Так, например, Вест-Пойнт был основан и располагается на одном и том же месте севернее Нью-Йорка с 1802 года. Высшие военно-учебные заведения США размещаются совместно с крупнейшими университетскими центрами страны, и их образовательный процесс организуется и проводится преподавателями, имеющими совместную преподавательскую и научную практику в лучших университетах.