Противотанковые мины не выходят из моды.
Фото Виктора Литовкина
В этом году инженерные войска Вооруженных сил РФ отмечают 310 лет со дня своего образования. Указ об их создании (первой инженерной школы) подписал еще Петр I. Не раз в ходе войн и сражений, которые выпали на долю России в ХVIII–ХХ веках, войска доказывали свою силу и мощь, помогая воюющим частям и соединениям успешно завершать операции, а порою шли впереди штурмовых отрядов. Какими проблемами и задачами они живут сегодня? Как изменился их облик в результате недавних организационно-штатных мероприятий? На эти и другие вопросы газеты отвечает начальник инженерных войск Вооруженных сил РФ генерал-майор Юрий СТАВИЦКИЙ.
– Юрий Михайлович, какова, на ваш взгляд, значимость инженерных войск в сегодняшних условиях?
– Мы с вами недавно побывали на полигоне 66-го межвидового учебного центра разминирования. Вы видели, как налажен учебный процесс, насколько востребован боевой опыт наших войск не только в армии, но и в других силовых структурах.
Подчеркну: войска во все времена играли важнейшую роль в достижении победы над врагом. В период Великой Отечественной, например, звание Героя Советского Союза было присвоено 655 нашим воинам – больше, чем в иных родах войск. Еще 294 стали полными кавалерами орденов Славы.
Даже в мирное время, начиная с 1992 года, 12 наших военнослужащих стали Героями России. А такие награды, как вы понимаете, просто так не дают. Не раз выполняли задачи по разминированию местности уже в последние годы в той же Чечне, других горячих точках, в Югославии.
Возведение фортификационных сооружений, полевых укрытий для размещения войск, инженерных заграждений, в том числе установка минных полей, производство взрывных работ, оборудование невзрывных заграждений – все это наши задачи. А еще – прокладка дорог, наведение переправ, добыча и очистка воды, маскировка┘ Вы видели, как в считанные минуты поднимаются на позиции пневмомакеты ЗРС С-300 и РК «Точка-У»...
Решают войска также вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения, функционированием экономического комплекса страны. Например, ликвидацией последствий техногенных и природных аварий, катастроф и стихийных бедствий; предотвращением разрушения мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов и паводков; поиском и обезвреживанием взрывоопасных предметов┘
Напомню, что для ликвидации последствий аварии на Чернобльской АЭС было привлечено 26 инженерных батальонов, более 8 тысяч человек личного состава, 900 единиц специальной техники. Они дезактивировали местность (свыше 300 тысяч кубометров), возвели 140 водоохранных сооружений, оборудовали 186 пунктов водообеспечения.
Аномальным летом 2010-го участвовали в ликвидации лесных и торфяных пожаров. Только для обеспечения безопасности объектов Минобороны и в интересах МЧС России задействовали свыше 100 единиц инженерной техники и более 200 военнослужащих, многие из которых представлены к правительственным наградам.
– Вы уже упомянули о разминировании местности после вооруженных конфликтов. Можно проиллюстрировать это также конкретными цифрами?
– Инженерно-саперные подразделения ежегодно обезвреживают около 200 тысяч взрывоопасных предметов на территориях, где ранее велись боевые действия. Общая цифра обнаруженных взрывоопасных предметов (ВОП) в послевоенные годы давно перешагнула за 100-миллионный рубеж. Только в прошлом году силами 118 подвижных групп разминирования военных округов выполнено 1366 заявок, обезврежено более 143 тысяч ВОП. Проведены работы по сплошной очистке местности на площади более 300 гектаров: в Пензенской, Кировской, Амурской областях, городе Ульяновске, Чеченской Республике.
Вряд ли надо пояснять, что разминирование – крайне сложный технологический процесс с множеством нестандартных ситуаций. Поэтому к руководству им допускаем лишь тех военнослужащих, которые имеют хороший практический опыт. В наиболее сложных ситуациях обезвреживание ВОП осуществляется только подготовленными офицерами-саперами.
– Получается, сапер – человек особого склада и характера. Какими качествами он должен обладать?
– Прежде всего хорошей психологической подготовкой, глубоким знанием предмета, высочайшим профессионализмом. Сегодня перед нами стоит сложнейшая задача по утилизации огромного количества пролежавших многие годы и ставших непригодными для применения в войсках боеприпасов. Представьте: ежедневно мы на разных полигонах уничтожаем 920 тонн (!) таких снарядов, обращение с которыми, как понимаете, требует особой осторожности, внимания и мастерства. Это производится на 240 специально оборудованных площадках подрыва, расположенных на 67 полигонах (преимущественно в Восточном военном округе). Утилизируются также патроны к стрелковому оружию, пороха, ракеты...
Конечно, особенно велика тут роль командира, который должен вовремя определить порог психологической и физической усталости подчиненного в подобной ситуации, сделать все, чтобы за роковой барьер никто не шагнул. Ведь сапер, увы, ошибается один раз.
– Почему утилизация снарядов осуществляется методом подрыва, что порою доставляет жителям близлежащих населенных пунктов определенные неудобства?
– Работа по выводу с территории городов и других населенных пунктов арсеналов, баз, складов боеприпасов и оптимизации хранения имеющихся запасов развернута в соответствии с решением президента Российской Федерации от 24 ноября 2010 года. А также указаниями министра обороны РФ и начальника Генерального штаба. С учетом громадных запасов боеприпасов с истекшими гарантийными сроками хранения осуществляем их массовую утилизацию взрывным способом.
Для выполнения данной задачи командованием инженерных войск с марта 2010 года организовано обучение высококвалифицированных специалистов, непосредственно организующих и выполняющих взрывные работы на местах. Разработаны специальные программы и руководящие документы для их подготовки на базе трех учебных центров и двух училищ инженерных войск. Это позволило за восемь месяцев обучить около 550 офицеров – командиров групп взрывных работ.
Сейчас уничтожение боеприпасов ведется 232 группами. В целом же от инженерных войск к решению этой задачи привлечено около 5000 военнослужащих из 77 соединений и частей, которые полностью обеспечены средствами инженерного вооружения. И безопасность личного состава тут – главное.
– Какие изменения претерпели инженерные войска в связи с приданием Вооруженным силам нового облика?
– В ходе проведенных мероприятий были ликвидированы части сокращенного состава и кадра, не способные выполнять задачи без проведения дополнительных мероприятий по доукомплектованию и дообеспечению, сформированы части постоянной готовности.
В результате создана группировка инженерных войск, способная в короткие сроки приступить к выполнению задач по предназначению как в мирное, так и военное время. Ее основу составляют инженерные части окружного и армейского подчинения.
Установка противопехотной мины МОН-100. Фото Виктора Литовкина |
– Но новый облик предполагает наличие бригадной организационно-штатной структуры. А у вас сохраняется пока полковая?
– Мы сегодня также переходим к структуре бригадного состава. И в перспективе появятся инженерные бригады в каждом округе. Они будут способны выполнять весь комплекс задач инженерного обеспечения.
Но надо учесть и тот факт, что у нас в принципе всегда были бригады и отдельные батальоны. Хотя, наряду с этим, имелись полки.
– Какая новая военная техника появилась в войсках за последние 5–10 лет?
– Среди новинок можно назвать средства преодоления водных преград. В частности, новые понтонные парки, которые по сути своей не уступают зарубежным, а в какой-то мере даже превосходят их. Средства подготовки путей, преодоления заграждений и разрушений. Вы их могли видеть минувшим летом, когда в Подмосковье заполыхали пожары. Именно такие машины пробивали дороги пожарным расчетам. Это мостоукладчики – танковые и на автомобильной базе, например МТУ-90. Тяжелые механизированные мосты ТММ-6. Переправочно-десантный паром ПДП, мостовой механизированный комплекс ММК, мостостроительная установка УСМ-3, новый понтонный парк ПП-2005. А также новые средства разведки инженерных заграждений, средства маскировки. Некоторые из них только начали поступать в войска и широко сейчас внедряются.
Номенклатура средств инженерного вооружения очень обширна и включает более 1300 штатно-табельных образцов техники, боеприпасов, имущества. Около 100 из них определяют боевую готовность соединений и частей. Это прежде всего средства минирования и разминирования, переправочные средства, траншейные и котлованные машины, комплексы и установки для добычи и очистки воды. Некоторые из них давно находятся на оснащении, но хорошо зарекомендовали себя. В частности, путепрокладчики БАТ-М и БАТ-2, траншейная машина БТМ-3, машина разграждения ИМР-2, плавающий транспортер ПТС-2, установка разминирования УР-77, понтонный парк ПМП-М. Дело в том, что у нас немало техники еще советского производства, которая не раз доказывала свою надежность и долговечность. Говоря откровенно, основное количество образцов ВВТ было произведено при СССР. Ведь в трудные 90-е новых ВВТ в войска практически не поступало.
Важно учесть еще тот факт, что часть техники создавалась в бывших республиках Советского Союза. Ее производство там было утрачено и сейчас восстанавливается в России. Например, большая линейка инженерных машин разграждения (ИМР) делалась на Украине (Харьков). Там же – плавающие транспортеры. Все это теперь производится у нас.
Научно-производственным комплексом страны разработаны эффективные современные и перспективные средства, которые планируется закупать для инженерных войск в соответствии с Государственной программой вооружения на 2011–2020 годы.
Уже назвал понтонный парк ПП-2005. С его помощью можно формировать мосты и паромы различного назначения грузоподъемностью от 20 до 360 тонн. По основным характеристикам он в 2 раза превосходит понтонные парки Германии и США. Такой парк обеспечит нашей стране мировой приоритет в развитии этого важнейшего класса средств инженерного вооружения на ближайший период – до 2015 года.
Или взять танковый мостоукладчик МТУ-90. Его модернизация позволила существенно повысить возможности: время на установку моста сократилось до 2 минут, ширина проезжей части увеличилась до 4 метров, грузоподъемность пролетного строения – в 1,2 раза; внесен ряд других технических новшеств.
Проведены государственные испытания нового плавающего гусеничного транспортера ПТС-4, предназначенного для переправы через водные преграды артиллерийских систем, бронетранспортеров, тягачей, автомобилей, личного состава и других грузов. Он оснащен двумя гребными винтами в насадках, вынесенных за кормовую часть корпуса, что позволило значительно повысить скорость движения на воде. Может применяться при скорости течения до 3 м/с и ветровом волнении до 3 баллов.
В соответствии с указаниями министра обороны Российской Федерации в ближайшей перспективе будут разработаны и поставлены в войска другие новые образцы инженерной техники на унифицированной базовой платформе – для тяжелых, средних и легких бригад. А также инженерные боеприпасы, способные поражать живую силу и бронеобъекты противника с верхней полусферы. Не забываем мы и о беспилотных летательных аппаратах для ведения инженерной разведки противника, местности и объектов в реальном режиме времени, разработкой комплектов индивидуальной защиты сапера, экипажа (отделения).
– А как насчет робототехники, средств автоматизации для разминирования?
– У нас тесное взаимодействие с соответствующими структурами, НИИ, где создаются такие устройства. Появились опытные образцы, которые уже способны выполнить задачу. Должны получиться очень неплохие машины.
– У вас есть своя кинологическая служба. Насколько сложно подготовить хорошего четвероногого помощника?
– Это, во-первых, достаточно дорогое удовольствие.
Во-вторых, долговременное: требуется не менее двух лет дрессировки. Тем не менее в нашем 66-м межведомственном учебном центре накоплен немалый опыт подготовки таких питомцев, в том числе для МВД, ФСБ, других силовых структур. Там проводится общий курс дрессировки собак, а также им прививаются навыки поиска взрывоопасных предметов по запаху. Наши питомцы могут обнаруживать взрывчатку на автотранспорте, в ручной клади, на людях, что особенно важно в борьбе с терроризмом. Разведка жилых строений, например, ведется с использованием специального снаряжения «Авангард-С». На собаке может закрепляться даже видеоустройство.
– Недавно принято решение о сокращении сроков обучения новобранцев (получения военно-учетной специальности) с шести до трех месяцев. Вас не смущают эти сроки, ведь техника становится все сложнее? Где сейчас ведется подготовка и переподготовка офицеров, сержантов, младших специалистов?
Инженерная разведка местности. Фото Виктора Литовкина |
– Этого времени, на мой взгляд, достаточно для того, чтобы военнослужащий овладел необходимыми навыками в своей специальности в учебном центре. Оно теперь будет использоваться еще более эффективно, а обучаемые не будут отрываться на выполнение не свойственных для них задач. Более насыщенными станут и программы обучения.
Офицеров для инженерных войск в настоящее время готовим в военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ», Тюменском и Нижегородском военных институтах инженерных войск. В последних двух организована также их переподготовка в количестве 260 человек по шести различным специальностям.
В Нижегородском военном институте инженерных войск готовятся сержанты со сроком обучения 10 месяцев по специальностям «техник роты подразделений инженерных войск» и «начальник склада инженерных боеприпасов». В Тюменском военном институте инженерных войск с 1 августа 2010 года начата подготовка сержантов по программам среднего профессионального образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев на должности командиров инженерных взводов. Тюменский институт с 20 декабря 2010 года приступил к подготовке командиров инженерных отделений со сроком обучения три месяца из числа военнослужащих срочной службы.
Что касается младших специалистов, то их подготовка осуществляется в межвидовых региональных учебных центрах инженерных войск (в Волгоградской области и Хабаровском крае). С 1 декабря 2010 года их обучают по трехмесячным программам, позволяющим освоить 19 военно-учетных специальностей. Это командиры отделений управляемого минирования и полевого водообеспечения, механики-водители более 10 различных образцов инженерной техники, экскаваторщики, крановщики, водолазы┘
– Получается, проблем, которые требуют своего решения, у вас как бы нет?
– Почему же, без них не бывает. Первая, повторю, это все-таки оснащение новой техникой. Ведь старая, по большому счету, уже не соответствует сегодняшним требованиям, а ее немало в войсках. Нам еще предстоит перейти на новый самоходный парк-2005, новые мостоукладчики МТУ-90, тяжелый механизированный мост (ТММ) с более широкими возможностями. А также на новые путепрокладчики, машины разграждения, разведки. Причем все надо увязать в единую систему автоматизированного управления войсками, которая сейчас активно внедряется и будет, в свою очередь, состоять из ряда подсистем, в частности АСУ тактического звена.
Вторая проблема или задача, как угодно, – переход на новую организационно-штатную структуру в 2011 году и связанное с этим слаживание частей, подразделений. Бригады станут более крупными, универсальными, мобильными, способными выполнять все поставленные задачи. Они будут не узкопрофильными, а многофункциональными, готовыми действовать на различных ТВД. При этом сократится численный состав расчетов, экипажей.
Что еще важно? То, что время решения задач сегодня на поле боя существенно сократилось, возросла мобильность войск. И инженерные части должны соответствовать этим изменениям, обеспечивать их своевременное продвижение на поле боя.
– А новые мины, они у вас есть?
– У нас достаточно хорошо обновилась вся линейка по инженерным боеприпасам. Показатели некоторых из них даже выше зарубежных. Но подчеркну, и раньше были хорошие мины, например ПМД-6. Но сегодня мы должны учитывать требования Женевской конвенции. Например, мина должна самоликвидироваться через определенное время, не устанавливаться на неизвлекаемость.
– Вы уже сказали, где и как готовят офицеров инженерных войск. А конкурс в эти училища есть? Удовлетворены ли вы уровнем подготовки лейтенантов?
– Он всегда был достаточно приличным, хотя последние два года мы пока не набираем курсантов. Но, по большому счету, этот уровень мог быть повыше. Тут есть объективные и субъективные причины. На мой взгляд, требованиям времени не совсем соответствует учебно-материальная база. Она несколько отстала и не так насыщена современными средствами обучения, тренажерами. В основном там старые образцы, особенно что касается тренажеров. Сегодня мы там многое меняем, поставляем новые ТСУ. Рассчитываем на сотрудничество в этом с такими заводами, как «Муромтепловоз», и другими.
– Какие главные задачи стоят перед инженерными войсками в 2011 году?
– Их достаточно много. Назову лишь часть. С управлениями войск военных округов, соединениями и воинскими частями проведем командно-штабные, тактико-специальные учения и тренировки, в ходе которых основные усилия сосредоточим на обучении командиров и начальников грамотной организации выполнения задач инженерного обеспечения в соответствии с новыми формами применения Вооруженных сил и способами ведения боевых действий.
Наши воинские части и подразделения в 2011 учебном году вновь примут участие во всех учениях. Важнейшие из них будет проводиться под руководством министра обороны и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Продолжим работать над повышением уровня профессионализма руководящего состава. В ходе оперативно-специального сбора на базе Западного военного округа доведем требования и задачи по повышению эффективности и качества боевой подготовки, проведем показные занятия и тактико-специальные учения. Запланирован также ряд других сборовых мероприятий с различными должностными категориями. В частях и подразделениях инженерных войск военных округов пройдут лагерные сборы, полевые выходы.
Одним из крупнейших станет совместное антитеррористическое КШУ Вооруженных сил государств-членов ШОС «Мирная миссия-2011», в котором мы примем непосредственное участие. А одно из наших подразделений в июле 2011 года будет задействовано в девятом совместном сборе инженерных войск на территории Республики Беларусь.
– Какими вам видятся войска лет через 10? Насколько будет минимизировано участие человека в разминировании объектов, обезвреживании опасных предметов?
– Мы видим задачу в максимальной роботизации процесса. А это – внедрение наиболее эффективной и производительной техники, которая по своим задачам станет многофункциональной, универсальной. За счет этого будет снижено количества экипажей, возрастет их защищенность. Как, впрочем, и всего личного состава. Что, в свою очередь, позволит инженерным войскам выполнять задачи эффективно, в сжатые сроки, с высоким КПД.