Женщины оказались более дисциплинированными на флоте, чем мужчины.
Фото Reuters
В первые семь месяцев 2011 года в Военно-морских силах США были сняты с должностей 15 командиров и начальников различного уровня, а за период с начала 2010 года – не менее 32. В последний раз подобные темпы наблюдались в 2003 году, когда аналогичные решения были приняты по 26 офицерам. Увеличение числа снимаемых с должностей командиров на 12,1% за период 2000–2009 годов (всего 132 человека) вызывает обеспокоенность руководства ВМС.
Что стоит за этим явлением? Каковы его причины и что предпринимает военно-политическое руководство для решения проблемы?
РЭЙ МАБУС ОПРАВДЫВАЕТСЯ
Итак, по состоянию на начало августа 2011 года в регулярных ВМС США насчитывалось 329 221 военнослужащих, включая 53 695 офицеров (16,3%), из которых на должностях командиров (начальников) частей (соединений) находились 1500–1614 человек (2,8–3% от общего числа офицеров), в том числе 285 – на кораблях и подводных лодках (18% командиров).
Как утверждают американские СМИ, до 2004 года обычной практикой являлось отстранение от занимаемых должностей как не соответствующих им около 10% лиц командного состава различных уровней. С 2005 года число командиров, по словам министра ВМС США Рэя Мабуса, уменьшилось до менее 1%.
Командование ВМС, а также эксперты особо озабочены изменением характера нарушений, обращая внимание на рост количества случаев, связанных с несоблюдением уставных норм, низкими моральными качествами, а также личной недисциплинированностью (включая пьянство) офицеров. В интервью газете «Вашингтон пост» в середине июня 2011 года начальник военно-морских операций (НВМО), главнокомандующий ВМС США адмирал Гэри Рафед назвал тенденцию «беспокоящей».
По мнению многих специалистов и представителей ВМС, основными причинами негативного развития ситуации являются:
1. Рост нагрузок на командиров в результате повышения объемов использования и темпов учебно-боевой деятельности ВМС при общем сокращении численности этого вида ВС.
Так, по состоянию на начало августа 2011 года, из 283 надводных кораблей и подводных лодок (в составе боеготовых сил) выполняли задачи в море 149 кораблей (52,7% от общего количества). В районах оперативного использования в различных регионах мира находились 120 кораблей (42,4%). При этом в рамках боевой подготовки корабли ВМС США проводят в море ежемесячно по 10–14 дней. Дальние походы продолжительностью до шести месяцев осуществляются каждые полтора-два года. За период с 2001 по 2011 год силы флота решали задачи в рамках всех военных операций Соединенных Штатов.
Среди снятых с должностей лиц львиную долю составляют командиры боевых кораблей (частей, соединений): в 2003 году их число составило 76,9%, в 2010 году – 64,7%, в 2011 году – 73,3%. Эти цифры подтверждают общее правило, о чем предупреждал в начале 2004 года занимавшийся подготовкой материалов по проштрафившимся офицерам в Управлении кадров ВМС США лейтенант-коммандер Рич Джэнсон, заявивший тогда, в частности: «В условиях повышенных нагрузок такой резкий скачок естественен, и его следует ожидать».
2. Недостатки и просчеты в кадровой политике.
Историк ВМС Норман Полмар, являвшийся советником нескольких высокопоставленных руководителей ВМС США, утверждает, что командирами «часто становятся далеко не самые лучшие и способные люди». По мнению эксперта, «беспрецедентно высокое» число снимаемых с должностей офицеров «со всей очевидностью указывает на серьезные упущения в работе с ними, отсутствие четко сформулированных и неукоснительно соблюдаемых стандартов их служебного и личного поведения».
Аналогичной точки зрения придерживается долгое время занимавшийся подготовкой командиров капитан Дэвид Даффи. Он подчеркивал ранее, что, несмотря на предпринимаемые усилия, начальствующий состав зачастую, «будучи хорошо подготовленным в профессиональном отношении, отличается высокомерием», не умеет и в большинстве случаев не желает строить свою деятельность на основе строгого соблюдения уставных норм и правил.
Особую тревогу у руководства ВМС вызывают участившиеся случаи игнорирования офицерами предъявляемых им в связи с занимаемой должностью и званием высоких моральных требований. В первую очередь речь идет о «неофициальных отношениях» с подчиненными военнослужащими противоположного пола. Эта проблема становится все более актуальной ввиду расширения масштабов привлечения в ВМС женщин. В настоящее время в ВМС служит около 54 тыс. женщин, более 15% личного состава, из них свыше 8 тыс. – офицеры. Надводный боевой флот был открыт для женщин в 1994 году, а в 2010 году началась подготовка женщин-офицеров для подводных сил – их прибытие на первые четыре подлодки ожидается в конце 2011 года.
Как показывает статистика, в 2011 году 40% (для сравнения, в 2010 году – 70%, а в 2003 году – 35%) снятых с должностей командиров подверглись наказанию именно по причинам личной недисциплинированности, нарушения уставных норм взаимоотношений и низких моральных качеств.
Тем не менее, признавая в целом наличие негативной тенденции в работе с кадрами, министр ВМС США Рэй Мабус считает необоснованной постановку вопроса о «системных ошибках» и «всеохватывающем характере явления». Это мнение свойственно официальным лицам. В начале 2004 года по аналогичному поводу тогдашний командующий надводными силами Атлантического флота США контр-адмирал Терренс Этнайр, безоговорочно поддержанный своим начальником – заместителем командующего Командованием сил флота вице-адмиралом Альбертом Конецны, заявлял: «Речь должна идти не о «кризисе руководства», а лишь о личных, профессиональных или иных ошибках, допущенных конкретными военнослужащими и приведших к потере доверия к ним».
Вместе с тем, как полагает глава военно-морского ведомства Рэй Мабус, «определенные выводы и уроки должны быть извлечены». Тем более, по словам министра, ВМС являются не единственным видом Вооруженных сил, в котором существует подобная проблема (в Сухопутных войсках США в 2011 году были сняты с должностей три командира бригад).
В армии и на флоте США теперь каждый присягает быть порядочным и вежливым с подчиненными. Фото с сайта www.navy.mil |
ВСЕХ ЗАСТАВИЛИ РАСПИСАТЬСЯ
Для решения проблемы предпринимается ряд мер. Они детализированы в специально разработанных документах, главными из которых являются:
– служебная записка (меморандум) начальника военно-морских операций адмирала Гэри Рафеда «Ответственность за командование» от 9 июня 2011 года;
– директивные указания заместителя НВМО адмирала Джона Гринерта по работе со служебной запиской от 9 июня 2011 года.
В частности, там сформулированы следующие направления деятельности:
1. Повышение требований ко всем должностным лицам по знанию всех руководящих документов, определяющих их обязанности.
Так, командующим (командирам, начальникам) было предписано в срок до 1 августа 2011 года самостоятельно и с подчиненными в ходе различных занятий и инструктажей изучить требования служебной записки, а также упомянутых в ней уставов и наставлений. Данный факт должен быть подтвержден подписями на личных копиях меморандума. Командующие обязаны собрать и хранить эти документы. Начиная с 1 августа с офицерами перед назначением проводится повторное собеседование по знанию служебной записки НВМО от 9 июня 2011 года. После принятия дел и обязанностей командиры должны повторно представлять лично подписанную копию меморандума, которая хранится у старшего начальника в течение всего срока их пребывания в должности. Изучение положений служебной записки начальника военно-морских операций войдет в программу обучения офицеров в школе подготовки командного состава ВМС США (Ньюпорт, шт. Род-Айленд).
2. Активное использование воспитательных мер, в том числе индивидуальной работы.
Особое внимание здесь уделяется обязанности командиров «самим быть примером достоинства, чести, патриотизма и беспрекословного соблюдения принципа единоначалия». Как указано в меморандуме, «люди, наделенные властными полномочиями, должны быть бдительными, контролируя всех лиц, находящихся под их началом; предупреждать и пресекать любые порочные и аморальные действия и поступки; воздействовать, в соответствии с положениями законов и руководящих документов, на виновных; предпринимать необходимые и надлежащие меры для обеспечения высокого морального состояния, физического здоровья и благополучия вверенных им офицеров и личного состава». В связи с этим в служебной записке НВМО процитирована выдержка из Военно-морского устава от 1775 года: «От командиров всех кораблей и судов┘ строго требуется подавать личный убедительный пример безупречных качеств».
Политика поддержания высоких стандартов поведения командного состава подразумевает соблюдение таковых как на службе, так и во внеслужебное время. По мнению НВМО, «такой подход становится особо актуальным в условиях развития технологий связи и коммуникаций, стирающих в значительной мере грань между профессиональной и личной жизнью людей в форме».
Условием обеспечения высокого уровня авторитета командного состава и морально-психологического климата в воинских коллективах названо построение отношений доверия между командирами и подчиненными. Как считает начальник военно-морских операций адмирал Гэри Рафед, в связи с этим особое значение приобретает индивидуальная работа с личным составом: «Человеческое взаимодействие остается определяющим фактором в руководстве моряками. Нельзя поддаваться искушению полагать, что разнообразие контактов посредством электронных средств может в значимой мере заменить прямое общение с людьми в ходе выполнения повседневных обязанностей командира, включая обходы корабля (части), сборы офицерского состава и подобные этим другие возможности личного общения».
3. Внесение ряда направленных на повышение требовательности коррективов в работу с командирскими кадрами.
Речь, в частности, идет о придании этой деятельности большей прозрачности и объективности путем учета мнения об офицерах со стороны их подчиненных и сослуживцев. Впервые в ВМС такую рекомендацию сформулировал в апреле 2011 года командующий Командованием сил флота адмирал Джон Харви. С аналогичной инициативой выступил также начальник Штаба (главнокомандующий) армии (Сухопутных войск) США генерал Мартин Демпси.
Вместе с тем руководство ВМС США считает необходимым обеспечить взвешенность и сбалансированность при принятии окончательных решений. Данный подход распространяется в том числе на командиров, допустивших серьезные ошибки или упущения в служебной деятельности и снятых в связи с этим с должности. После проведения в обязательном порядке тщательного расследования к провинившимся применяются соответствующие меры наказания, как правило, не влекущие за собой директивное увольнение из Вооруженных сил, однако исключающие возможность дальнейшего карьерного роста. То есть офицерам предоставляется возможность самим решать вопрос о целесообразности продолжения военной службы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует констатировать, что обозначившаяся в период с начала 2010 года по июль 2011 года проблема роста числа снятия с должностей лиц командного состава актуальна для ВМС США. При этом особую озабоченность руководства ВМС США вызывает в первую очередь увеличение количества случаев, связанных с несоблюдением уставных норм, низкими моральными качествами, а также личной недисциплинированностью офицеров, что потенциально способно внести раскол в воинские коллективы.
Для преодоления существующих проблем запланирован комплекс мероприятий организационного, воспитательного и кадрового характера с упором на повышение ответственности, в том числе личной, командиров всех уровней. Ужесточение требований к командному составу тем не менее не подразумевает, как правило, автоматическое увольнение из Вооруженных сил провинившихся офицеров, поскольку, по мнению руководства ВМС, подобная практика способна привести к негативным последствиям как финансового, так и морального плана.
Основные причины отстранений от должностей командиров ВМС США | |||
Причины отстранений от должностей офицеров | Процент от общего числа отстранений | ||
Годы | 2003 год | 2010 год | 2011 год |
Низкие профессиональные качества | 15% | 12% | 7% |
Низкие командные и деловые качества | 19% | 18% | 53% |
Низкие моральные качества | 4% | 40% | 27% |
Личная недисциплинированность (в том числе пьянство) | 6% | 6% | 13% |
Нарушение уставных норм взаимоотношений | 8% | 24% | – |
Корыстные проступки | 8% | – | – |
Причины не указаны в прессе | 34% | – | – |
Список командного состава ВМС США, снятого с должностей в 2010 году (по данным газеты «Нейви таймс», США)
1. Командир Школы службы тыла ВМС (Афины, шт. Джорджия), кэптен (капитан 1 ранга) Джон Тайтас-мл. – снят 8 января за низкие командные качества (неспособность оказать дисциплинарное воздействие на младшего офицера, обвиненного в ненадлежащем поведении).
2. Командир ракетного крейсера «Каупенс» (Йокосука, Япония), кэптен (капитан 1 ранга) Холли Граф – снята 13 января за нарушение уставных норм взаимоотношений (поведение, недостойное звания офицера, грубость, издевательства над подчиненными, выражавшиеся в физическом и моральном унижении военнослужащих); назначена на должность в Министерстве обороны США.
3. Командир базы вооружения ВМС (Чарлстон, шт. Южная Каролина), кэптен (капитан 1 ранга) Глен Литтл – снят 26 января за низкие моральные качества (задержание 26 января 2010 года по обвинению в подстрекательстве к проституции); назначен на должность в Юго-Восточном военно-морском районе.
4. Командир группы обеспечения деятельности объектов ВМС (Вашингтон, фед. округ Колумбия), коммандер (капитан 2 ранга) Скотт Мерритт – снят 12 февраля за нарушение уставных норм взаимоотношений (панибратство с личным составом); назначен на должность в Вашингтонском военно-морском районе.
5. Командир ракетного эсминца «Тракстан» (Норфолк, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Тимоти Уэбер – снят 17 февраля за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с подчиненной женщиной-офицером); временно назначен на должность в составе командования надводных сил на Атлантике.
6. Командир авиабазы Пенсакола (Пенсакола, шт. Флорида), кэптен (капитан 1 ранга) Уильям Риви-мл. – снят 26 февраля за низкие моральные качества («ненадлежащее поведение»).
7. Командир многоцелевой атомной подводной лодки «Чикаго» (Перл-Харбор, Гавайи), коммандер (капитан 2 ранга) Джефф Чима – снят 15 марта за личную недисциплинированность (поведение, недостойное звания офицера, пьянство); временно назначен на должность в составе 3-й эскадры подводных лодок.
8. Командир ракетного эсминца «Салливанс» (Мейпорт, шт. Флорида), коммандер (капитан 2 ранга) Нил Фантанилла – снят 18 мая за низкие профессиональные качества (навигационное происшествие 20 марта – столкновение корабля с цепью буя при заходе в порт Манама (Бахрейн).
9. Командир ракетного фрегата «Джон Холл» (Мейпорт, шт. Флорида), коммандер (капитан 2 ранга) Герман Пфаффл – снят 22 июня за низкие профессиональные качества (навигационное происшествие 16 апреля – столкновение с причалом в период захода в порт Батуми (Грузия); назначен на административную должность.
10. Командир Норфолкского судоремонтного завода (Портсмут, шт. Вирджиния), кэптен (капитан 1 ранга) Уильям Кистлер – снят 30 июня за низкие командные и деловые качества (неспособность обеспечить надлежащую технологическую дисциплину, потеря контроля над ходом и состоянием проводимых на подводных лодках работ); назначен на должность в командовании морских систем ВМС.
11. Командир десантного транспорта-дока «Ганстон Холл» (Литтл-Крик, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Фред Уилхелм – снят 12 августа за нарушение уставных норм взаимоотношений и личную недисциплинированность (сексуальные домогательства, грубость в отношении подчиненных, пьянство, использование ненормативной лексики).
12. Командир универсального десантного корабля «Пелелью» (Сан-Диего, шт. Калифорния), кэптен (капитан 1 ранга) Дэвид Шнелл – снят 15 августа за нарушение уставных норм взаимоотношений (ненадлежащее поведение по отношению к военнослужащим экипажа, выражавшееся в неуместных, неправильных и развязных действиях).
13. Командир военно-морского узла связи и телекоммуникаций (Бахрейн), коммандер (капитан 2 ранга) Мэри Энн Джиз – снята 21 августа за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с подчиненными военнослужащими); временно назначена на должность в группе обеспечения деятельности объектов ВМС в Бахрейне (с последующим убытием из страны).
14. Командир учебного комплекса БРПЛ «Трайдент» (Бангор, шт. Вашингтон), кэптен (капитан 1 ранга) Дэвид Солмс – снят 14 сентября за низкие моральные качества (ненадлежащее личное поведение); временно назначен на должность в Северо-Западном военно-морском районе.
15. Командир стратегической атомной подводной лодки «Огайо» (Китсап (Бремертон), шт. Вашингтон), кэптен (капитан 1 ранга) Рональд Мюррэй Джеро – снят 17 сентября за низкие моральные качества (ненадлежащее личное поведение); назначен на должность в штабе 9-й группы подводных лодок.
16. Командир многоцелевой атомной подводной лодки «Мемфис» (Гротон, шт. Коннектикут), коммандер (капитан 2 ранга) Чарльз Маар – снят 18 ноября за низкие командные качества (неспособность контролировать личный состав (на борту корабля 10 военнослужащими была создана разветвленная система подтасовки результатов корабельных экзаменов и зачетов); назначен на должность в составе 2-й группы подводных лодок.
17. Командир (сменного экипажа) минно-трального корабля «Чиф» (Сан-Диего, шт. Калифорния), лейтенант-коммандер (капитан 3 ранга) Джеймс Раштон – снят 8 декабря за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с подчиненной женщиной-военнослужащей; временно назначен на должность в штабе в составе командования надводных сил Тихоокеанского флота.
Список командного состава ВМС США, снятого с должностей в 2011 году (по данным газеты «Нейви таймс», США)
1. Командир многоцелевого атомного авианосца «Энтерпрайз» (Норфолк, шт. Вирджиния), кэптен (капитан 1 ранга) Оуэн Онорс – снят 4 января за низкие моральные качества (съемка и демонстрация по корабельному телевидению не менее 25 видеофильмов непристойного содержания в период нахождения в должности старшего помощника командира авма «Энтерпрайз» (2005–2007); временно назначен на административную должность в составе командования надводных сил на Атлантике (до проведения заседания дисциплинарной комиссии).
2. Начальник юридической службы Японского военно-морского района, кэптен (капитан 1 ранга) Рекс Гинн – снят 17 февраля за низкие деловые качества (нарушения при ведении дела о сексуальных домогательствах); назначен на должность в составе юридической службы Японского военно-морского района.
3. Командир ракетного эсминца «Стаут» (Норфолк, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Натан Боркерс – снят 1 марта за низкие командные качества (неспособность добиться соблюдения экипажем требований уставов и директив, обеспечить надлежащий уровень дисциплины, беспрекословное выполнение приказов и норм взаимоотношений в период заходов корабля в порты и в море); назначен на административную должность в составе командования надводных сил на Атлантике.
4. Командир группы материально-технического снабжения в западной части Тихого океана (Сингапур), контр-адмирал Рон Хортон – снят 3 марта за низкие командные качества (отсутствие в период командования авма «Энтерпрайз» в 2007 году должной реакции на действия старшего помощника командира корабля (см. п. 1), нарушающие требования уставов, инструкций и других руководящих документов; самоустранение от работы по воспитанию личного состава в духе понимания и соблюдения профессиональных стандартов ВМС); находится в распоряжении командования.
5. Командир 137-й истребительно-штурмовой авиационной эскадрильи (Лемур, шт. Калифорния), коммандер (капитан 2 ранга) Кевин Хармс – снят 9 марта за низкие моральные качества (нарушение правил военной этики); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.
6. Командир 129-й учебно-боевой авиационной эскадрильи РЭБ (Уидби-Айленд, шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Тимоти Мерфи – снят 11 апреля за личную недисциплинированность (задержание по подозрению в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии); временно назначен на должность в штабе.
7. Командир пункта базирования Рота, начальник военно-морской деятельности в Испании, кэптен (капитан 1 ранга) Уильям Моск – снят 18 апреля за низкие командные и деловые качества (неспособность надлежащим образом организовать работу и решать вопросы, связанные с проводившимся на базе уголовным расследованием); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.
8. Командир десантно-вертолетного транспорта-дока «Понс» (Норфолк, шт. Вирджиния), коммандер (капитан 2 ранга) Этта Джоунз – снята 23 апреля за низкие командные и деловые качества (неспособность обеспечить надлежащий порядок, работу с нарушителями дисциплины, в том числе виновными в неуставных взаимоотношениях); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.
9. Командир 1-й эскадры эсминцев (Сан-Диего, шт. Калифорния), кэптен (капитан 1 ранга) Дональд Хорнбек – снят 23 апреля за низкие моральные качества («неофициальные отношения» с женщиной, проводится расследование); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.
10. Командир ракетного эсминца «Момсен» (Эверетт, шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Джей Уайли – снят 27 апреля за низкие командные качества (проводится расследование); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.
11. Командир Норфолкского судоремонтного завода (Портсмут, шт. Вирджиния), кэптен (капитан 1 ранга) Грег Томас – снят 22 мая за низкие командные качества (проводится расследование главным инспектором ВМС по вопросам командования и управления); временно назначен на должность в командовании морских систем ВМС (до окончания расследования).
12. Командир многоцелевой атомной подводной лодки «Коннектикут» (Китсап (Бремертон), шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Майк Варни – снят 6 июня за низкие командные и деловые качества (нарушения в работе с секретными документами, попытка введения в заблуждение и препятствования расследованию); назначен на должность в штабе Северо-Западного военно-морского района.
13. Командир плавбазы подводных лодок «Эмори Лэнд» (Диего-Гарсия), кэптен (капитан 1 ранга) Эрик Меррилл – снят 15 июля за низкие профессиональные качества (навигационное происшествие 21 июня – столкновение корабля с буем при заходе в порт Мина-Салман, Бахрейн); назначен на должность в составе командования подводных сил Тихоокеанского флота.
14. Командир 141-й авиационной эскадрильи РЭБ (Уидби-Айленд, шт. Вашингтон), коммандер (капитан 2 ранга) Карл Пью – снят 19 июля за личную недисциплинированность (участие в инциденте, связанном с употреблением алкогольных напитков, 12 июля, в период захода в порт Манама, Бахрейн); находится в распоряжении командования до принятия решения о назначении.
15. Командир военно-морского вербовочного района Нэшвилл, коммандер (капитан 2 ранга) Джейсон Стренгс – снят 20 июля за низкие моральные качества (неподобающее поведение в кругу подчиненных при сходе на берег и в период участия в официальных мероприятиях ВМС в июне в Чаттанунге, шт. Теннесси); назначен на должность в составе центра обеспечения военно-морских операций.