Томас де Мезьер в военной реформе отдает предпочтение качеству, а не количеству.
Фото с официального сайта Министерства обороны Германии
На днях министр обороны Германии Томас де Мезьер представил правительству план реформы бундесвера, в соответствии с которым будут распущены десятки воинских частей по всей стране. В остальных воинских частях проведено сокращение штата. В Германии идет замена всеобщей воинской повинности на контрактный способ комплектования. Однако это не соотносится с настроем самих немцев.
АРМЕЙСКИЕ НЕУРЯДИЦЫ ФАТЕРЛАНДА
Сейчас в Германии существует 400 воинских частей, из которых 31 будет закрыта, 90 – сокращены вдвое (там станет более чем на 500 рабочих мест меньше). Еще в 33 воинских частях останется менее 15 солдат или проходящих альтернативную военную службу. Наиболее громким событием считается закрытие действующей базы ВВС в баварском Фюрстенфельбруке (Fuerstenfeldbruck), на которой размещались 800 солдат и 700 человек с альтернативной службы. Из Зигмарингена (Sigmaringen) в Баден-Вюртемберге уедет штаб десятой танковой дивизии, в который входили 1 тыс. 860 человек.
Также командование флота с 920 солдатами переедет из Глюксбурга (Gluecksburg) в Шлезвиге-Гольштейне в Росток.
Вопрос о том, какими должны быть вооруженные силы страны, в германском обществе обсуждается уже давно и, как показывают опросы, равнодушных нет. Дело в том, что военная служба для немцев издревле считалась не просто почетной обязанностью. По мнению большинства исследователей, немцы принадлежат к наиболее «воинствующим» народам и воюют не только из-за своих собственных целей. Довольно часто, когда у них нет войны у себя дома, они ищут ее за границей. И не случайно когда-то в Германии была распространена поговорка: «Немец или в сапогах, или под сапогом».
Известно, что армия Германии имеет одну из самых долгих и богатых военных историй. И если в ранние века она была исключительно наемной, то позднее появляется система рекрутского набора. А в 1871 году с провозглашением Германской империи вводится всеобщая воинская обязанность. К 1914 году Германия имела одну из самых больших и хорошо вооруженных европейских армий (808 тыс. 280 человек).
После разгрома в Первой мировой войне Германия по условиям Версальского мирного договора 1919 года имела право комплектовать армию только путем добровольного найма, а ее численность ограничивалась 100 тыс. человек, включая 4 тыс. офицеров.
С приходом к власти Гитлера в 1933 году и созданием вермахта в 1935 году опять вводится всеобщая воинская обязанность, которая должна была сплотить нацию и сформировать массовые вооруженные силы. Поражение во Второй мировой войне вновь на десятилетие лишило Германию национальных вооруженных сил. В 1950 году канцлер Аденауэр предложил начать формирование немецкой национальной армии, которая бы стала в будущем частью Западноевропейского союза и НАТО, а в 1955 году началось формирование бундесвера.
В бундесвере, чтобы избежать реанимации милитаризма, было решено в полной мере реализовать демократический гражданский контроль. А именно – полномочия руководства над вооруженными силами были отданы гражданскому министру обороны, армию поставили под парламентский контроль. Офицеры должны были командовать посредством уважения, а не принуждения, и служить примером «демократического военнослужащего».
Призыв на военную службу в бундесвер был объявлен в 1956 году и наделялся новым демократическим смыслом. Призыв определялся как инструмент демократического гражданского контроля и условие неразрывной связи немецкого общества и армии. Именно тогда в законе о воинской обязанности появился пункт, в котором говорилось, что если есть серьезные основания отказаться от службы в армии по моральным причинам, таковые могут быть рассмотрены. Правда, те, кто не хотел вставать в солдатские ряды, должны были четко и убедительно разъяснить свои убеждения. И таких, кстати, было очень мало – нежелающие вставать на защиту фатерланда считались в обществе трусами. А замена воинской обязанности на гражданскую усложнялась тем, что для последней не существовало отдельного закона.
НЕМЕЦКИЙ СОЛДАТ ДОРОГО СТОИТ ГОСУДАРСТВУ
Теперь же сам бундесвер далеко не тот, каким был еще лет двадцать назад. По утверждению немецкого еженедельника Wirtschaftswoche со ссылкой на данные Европейского оборонного агентства (EDA), бундесвер – самая неэффективная армия в НАТО. По сведениям EDA, действия каждого немецкого солдата, принимающего участие в военных операциях за рубежом, обеспечивают в Германии 35 других военнослужащих, а также 15 гражданских служащих бундесвера. У британцев эти показатели составляют 16 военнослужащих и четверо гражданских, у французов – восемь военнослужащих и двое гражданских.
Участие одного военнослужащего в военной операции обходится бундесверу в 5,16 млн. евро. Это примерно втрое больше, чем средний показатель по Евросоюзу. В свою очередь, эксперт Свободной демократической партии Германии по вопросам оборонной политики Кристоф Шнурр считает такое соотношение затрат и результатов «ужасающей диспропорцией». «Бундесвер до сих пор не реализовал концепцию своего превращения из застывшей танковой армии в высокомобильные вооруженные силы», – подчеркнул Кристоф Шнурр.
Кроме того, во внутренних документах бундесвера, которые попали в распоряжение немецкой прессы, отмечается обеспокоенность командиров слабой подготовкой личного состава. В частности, офицеры указывают на низкий уровень огневой подготовки солдат. Сообщается, что военнослужащие не в состоянии обращаться со стрелковым оружием. Кроме того, у личного состава отсутствуют необходимые навыки для управления бронетранспортерами в условиях центральноазиатского театра военных действий (Афганистан).
В свою очередь, уполномоченный бундестага по делам бундесвера Райнхольд Роббе говорит, что его «угнетают плохое состояние казарм и низкая оплата ратного труда военнослужащих». По словам чиновника, самые плохие условия прохождения службы – за рубежом, где не хватает современных казарм, душевых и туалетов. «Условия жизни в полевых лагерях в Киншасе просто ужасны, – сказал Райнхольд Роббе. – В палатках нет антимоскитных сеток, кругом плесень, после дождя по палаткам плавают фекалии. Оставляет желать лучшего состояние казарм и на западе ФРГ».
Немецкая газета Аllgemeine Zeitung, комментируя эти и другие заявления Райнхольда Роббе, отмечала, что немецкая армия не готова к решению новых задач. «Солдаты бундесвера жиреют как на дрожжах, – пишет газета. – При этом они не выпускают из рук сигареты и дымят подобно заводским трубам. Их оснащение вызывает сожаление. Тот, кто с такой армией намерен участвовать в миротворческих миссиях по всему миру, вряд ли осознает ответственность. Задачи бундесвера полностью изменились со времен краха коммунизма. В новой ситуации вместо тяжелых танков нужны вертолеты и бронетранспортеры. Ведь враг уже не наступает стройными дивизиями, а нападает мелкими группами из засады. Кто не понимает этого, тот играет жизнью мужчин и женщин в униформе».
ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТ
Комиссия бундестага, которая занималась изучением вопроса проведения военной реформы, в числе еще одного главного недостатка бундесвера отмечала и высокую забюрокраченность его руководства. В подготовленном докладе она зафиксировала, что в Министерстве обороны насчитывается 17 отделов и штабов, в которых занято свыше 3 тыс. человек. Причем более 2 тыс. 500 служащих работают в Бонне, где формально и находится штаб-квартира министерства, и еще более 500 – в Берлине.
«Необходимость согласования между различными действующими лицами и слишком многочисленными бюрократическими уровнями непомерно снижает скорость принятия решений в министерстве и бундесвере и затрудняет эффективное управление», – указывает в своем отчете комиссия. Рецепт комиссии по реформе бундесвера был прост и радикален: резко, как минимум наполовину, сократить численность министерства и свести всех сотрудников в одном месте.
Наконец, несмотря на то что власти пошли на сокращение службы с 12 до 6 месяцев, это не изменило данные статистики к лучшему. С каждым годом уменьшается число немцев, желающих посвятить себя военной службе. По статистике Министерства обороны ФРГ, в последние годы лишь 13% призывников надевали военную форму, тогда как 32% отдавали предпочтение альтернативной службе.
В 2009 году в ФРГ насчитывалось около 90,6 тыс. «альтернативных призывников». Среди них почти нет высококвалифицированных специалистов, которые службе в армии предпочли работу в крупных концернах. В этой связи в военном ведомстве была создана рабочая группа, призванная повысить привлекательность службы в бундесвере. Для этого увеличивается численность офицеров-консультантов по вопросам службы в армии, то есть вербовщиков, задача которых состоит в том, чтобы представить службу в армии в самом выгодном свете.
Особая роль в повышении престижа армии отводится СМИ, которые на положительных примерах должны убедить соотечественников в том, что служить в армии интересно и перспективно. Да и само государство пошло на ряд серьезных в этом плане мер.
Позиция Министерства обороны, изложенная выше, известна. Однако насколько найдет она одобрение в правительстве? Например, пресс-секретарь фракции Христианско-демократического союза (ХДС) по вопросам обороны Эрнст-Райнхард Бек считает, что всеобщая воинская повинность оказалась самой действенной формой защиты Германии. Он также назвал «сомнительным» предложение «принести этот доказавший свою эффективность инструмент политики безопасности в жертву экономии бюджетных средств».
Представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) предложили собственную концепцию реформы бундесвера, которая в значительной степени расходится с планами министра обороны. В частности, социал-демократы предлагают сократить численность бундесвера лишь на 50 тыс. человек, с 250 тыс. до 200 тыс., и оставить службу по призыву, которая, однако, должна будет носить добровольный характер.
В СДПГ опасаются, что отмена призыва превратит бундесвер из национальной армии в экспедиционный корпус, ориентированный преимущественно на зарубежные операции. Между тем среди граждан, поддерживающих крупные «народные» партии, преобладают сторонники сохранения воинской повинности. За сохранение призыва высказались 54% сторонников ХДС/ХСС (Христианско-социальный союз) и столько же приверженцев Социал-демократической партии.
Главной же особенностью нынешней реформы является как раз приостановка всеобщей воинской повинности. При этом государство сохраняет за собой возможность призывать граждан на воинскую службу, но прибегнуть к ней оно имеет право лишь при возникновении реальной угрозы безопасности и суверенитету страны и на основании закона, который должен быть принят в этом случае. Для этого из нынешних 52 военкоматов останется лишь 10. Комплектоваться же бундесвер будет за счет контрактников. Причем помимо профессиональных военных, решивших связать свою жизнь с армией, служить будут и те, кто пожелает исполнить свой гражданский долг. Для них в армии сохранено 5 тыс. мест.
Пока же 3 января 2011 года в последний раз в бундесвер влились 12 тыс. 150 новобранцев, призванных в обязательном порядке, а 4 июля уже первые 3 тыс. 419 рекрутов, в том числе 44 женщины, вошли в казармы. В одной из них в Берлине их лично приветствовал министр обороны Томас де Мезьер, который поздравил новобранцев с началом службы в новых условиях. Он также сообщил, что в ноябре службу начнут еще полторы тысячи рекрутов. То есть будет выполнена поставленная им цель: к концу года набрать 5 тыс. солдат. Однако сделать это, по мнению наблюдателей, Министерству обороны будет непросто.