Работа с информацией в германском военном ведомстве поставлена на профессиональную основу. Фото с сайта www.deutschesheer.de
Около полугода назад военным руководством Германии было принято прорывное решение о создании Центра информационной работы бундесвера (Das Zentrum Informationsarbeit Bundeswehr – ZInfoABw) на базе хорошо известной в вооруженных силах стран – членов НАТО Академии информации и коммуникации (AIK). Штаб-квартира центра находится в Штраусберге (Бранденбург) близ Берлина.
Именно здесь осуществляется кропотливая работа по продвижению в общественном сознании положительного образа германских вооруженных сил. И именно здесь формируется благосклонное отношение общества к оборонной политике правительства, декларирующего своим союзническим долгом военное присутствие немецких солдат в семи странах мира. Отсюда также осуществляется руководство всей пропагандистской машиной бундесвера, включая производство высококачественных агитационных материалов, подготовку и тренировку военных и гражданских специалистов в сфере информационно-пропагандистской деятельности для нужд ВС Германии, стран-союзников и партнеров альянса.
«В первый раз у нас появился шанс самостоятельно проводить всю информационную работу от начала до конца, – говорит руководитель центра, бывший военно-морской летчик, а совсем недавно руководитель пресс-службы Федерального министерства обороны полковник Христиан Диенст. – Мы связываем в единый узел все имеющиеся в бундесвере компетенции. Такого еще никогда не было.
Нам хочется быстрее и профессиональнее откликаться на общественные перемены, находить правильные ответы на актуальные политические вопросы». Девизом здесь стало «Разработка, тренировка, изготовление» конечного пропагандистского продукта.
АКАДЕМИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ
Академия информации и коммуникации бундесвера и 230 ее сотрудников по-прежнему воспринимаются одним из столпов нового центра. Академия присутствует в его структуре в качестве научно-образовательного подразделения, разработки и рекомендации которого, нацеленные главным образом на поддержание положительного имиджа бундесвера в обществе, активно используются печатными и электронными СМИ военного ведомства Германии. Одновременно в стенах и прекрасно оборудованных лабораториях AIK осуществляется интенсивная подготовка журналистов и медиаспециалистов для военных СМИ и армейской PR-службы. Будущим штатным пропагандистам бундесвера предлагается более 40 различных учебных курсов продолжительностью до четырех недель. Ежегодная численность слушателей составляет почти 1500 человек.
Благодаря великолепному кампусу в Штраусберге академия используется в качестве площадки для проведения многочисленных и разнообразных встреч с национальной и международной общественностью. По замыслу руководства центра она призвана служить «широким форумом для диалога бундесвера с обществом». Для конгрессов и заседаний предназначены два больших конференц-зала на 600 и 200 мест, а также множество классов, студий и вспомогательных помещений. Академия поддерживает ежегодно около 270 различных мероприятий бундесвера. Конференции и семинары продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней собирают в год до 14,5 тыс. участников. К услугам гостей дом комфортного проживания на 190 мест, по сути, являющийся первоклассным отелем – единственным, который содержится на средства бундесвера. В прошлом году здесь было зарегистрировано более 26 тыс. ночевок.
Второй опорой центра считается разместившийся в Берлине «Издательский дом» бундесвера с его разнообразной печатной и электронной продукцией, продвижением материалов в социальных сетях. На YouTube-канале бундесвера размещено более 1700 видеороликов собственного производства, имеется более 100 тыс. абонентов, зафиксировано более 40 млн обращений. Третье и четвертое направления деятельности центра получили соответствующие названия «Бундесвер и общественность» и «Дальнейшее развитие». Военные специалисты, задействованные в этих сферах, организуют политические семинары по вопросам безопасности для заинтересованной публики, работают с молодежью, неустанно заботятся о поддержании позитивного имиджа бундесвера в глазах национальной и международной общественности. «То, что раньше, – пояснил Христиан Диенст, – рекрут рассказывал о бундесвере дома в кругу семьи за ужином, сегодня распространяется с помощью фейсбука. И мы тоже хотим в этом поучаствовать. Доверительно, серьезно, доходчиво, на понятном молодежи языке».
Новой, но вполне ожидаемой формой работы с общественностью (в первую очередь с молодежью, получающей гуманитарное и IT-образование) стало проведение совместных учебных занятий по медиаподготовке резервистов бундесвера со студентами гражданских профильных вузов. Первыми приглашение принять участие в подобном мероприятии, ранее считавшемся сугубо военным упражнением, получили члены федерального союза высшей школы (BSH), занимающиеся изучением политики безопасности.
Об огромном впечатлении, полученном студентами на совместных занятиях с резервистами бундесвера, сообщили Эйке Петерсен и Катарина Колхаас, назвав пятидневный медиасеминар «крайне интересным и предельно напряженным». О значимости и содержании медиасеминара свидетельствует назначение командованием для его проведения лучших PR-специалистов центра. Среди них популярный в журналистских кругах еще со времен Афганистана пресс-секретарь бундесвера подполковник Борис Шнелле, постоянный представитель исследовательского центра бундесвера по работе с резервистами (SKA KompZResAngelBw) подполковник Марк Томас, видный специалист из AIK по вопросам национальной и международной безопасности д-р Хене, инструктор-коммуникатор, психолог Андреа Хелленталь, эксперт по вопросам деятельности НАТО г-н Шухардт, Также к работе медиасеминара в качестве инструкторов были привлечены известные теле- и радиожурналисты Майк Мюленберг и Марк Ангерштейн.
BSH не случайно оказалась в числе столь близких партнеров бундесвера. С вооруженными силами его связывают прочные узы. Два раза в год члены BSH совершают экскурсии по проблемам политики безопасности в столицу НАТО Брюссель. Центральное правление BSH организует регулярные поездки студентов в Кобленц для участия в семинарах по политике безопасности, которые проводятся в Центре управления бундесвера, возглавляемом бригадным генералом Алоизом Бахом. Президент BSH Андреас Ахаммер, за особые заслуги перед бундесвером награжденный министром обороны почетным бронзовым крестом, сам когда-то проходил здесь курс подготовки в качестве резервиста. Пропагандистская работа союза встречает одобрение германского бундестага.
Среди германских вузов 25 городов страны, студенческие группы которых входят в состав этой организации, находятся и Гамбургский военный университет им. Гельмута Шмидта, и Мюнхенский университет бундесвера. Центральное правление BSH не скрывает своих намерений «служить посредником в диалоге между студентами и обеспечивающими политику безопасности акторами», к которым оно, как видим, в первую очередь относит бундесвер. BSH стремится заинтересовать студентов «научными дискуссиями по вопросам политики безопасности» и возможностью публикации их работ в своих изданиях – специализированном научном ежеквартальном журнале Aktualisierte Dresdner InfoLetter fоr Auzen – und Sicherheitspolitik (ADLAS), печатном и электронном выпусках серии «Наука и безопасность» (Wissenschaft & Sicherheit Online, Schriftenreihe Wissenschaft & Sicherheit).
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЖУРНАЛИСТАМИ
Животрепещущей для бундесвера остается и вечная тема взаимоотношений с гражданскими СМИ. Осенью прошлого года в новом берлинском Демонстрационном зале бундесвера состоялись творческие дискуссионные встречи офицеров Пресс-штаба, журналистов, PR-специалистов, историков и социологов. Предметом обсуждения стала тема «Бундесвер и новые медиасредства» в информационном пространстве. На аналогичное мероприятие в Нижней Саксонии приглашались сотрудники Центра военной истории и Академии информации и коммуникации. В свою очередь, в Берлине с докладом «Бундесвер и социальные медиа: журналистский взгляд» выступил известный берлинский репортер, редактор сайта военных новостей Augengeradeaus Томас Вигольд. Деятельности вооруженных сил в новых коммуникационных условиях и социальных медиа посвящена недавно выпущенная издательством Miles-Velag книга эксперта Даниэля Гизе «Военное руководство в век Интернета».
Специалист по связям с общественностью, офицер резерва, преподаватель Академии управления бундесвера в Гамбурге Гизе говорит о необходимости переосмысления традиционных подходов к сфере коммуникации. «Бундесверу требуется современная концепция стратегического взаимодействия, близкая тому, что уже разработали ВС США». Военный персонал, «задействованный в сфере стратегических коммуникаций, по мнению Гизе, срочно нуждается в повышении своей компетентности».
Информационный центр бундесвера стремится стать полноценным связующим звеном в отношениях между вооруженными силами и обществом, компетентным форумом в организации диалога армии с общественностью. С этой целью на базе центра на регулярной основе проводятся многочисленные и разнообразные встречи, семинары, симпозиумы. Особый интерес представляют двух-пятидневные семинары для гражданских журналистов. К участию в этих семинарах приглашаются и критически настроенные представители журналистского цеха. Центр предлагает три типа семинаров. Ориентированные на журналистскую молодежь базовые семинары предназначены для разъяснения будущим акулам пера узловых пунктов оборонной политики военного ведомства, ознакомления с работой Штаба прессы и информации МО и концепцией обеспечения безопасности, установления перспективных приватных контактов для снабжения справочной информацией и возможного будущего взаимодействия.
Двух-трехдневные редакторские семинары направлены на привлечение внимания новостных редакторов гражданских СМИ к оборонной тематике в свете проводимой правительством политики для транслирования полученной на семинарах информации «в повседневной работе в собственных редакциях, а также при подготовке материалов в качестве независимых журналистов». Оперативным реагированием на актуальные внешнеполитические события следует рассматривать тематические семинары, призванные оказать содействие журналистам в выработке соответствующей позиции по существу проблемы. Тематика семинаров этого типа не планируется заранее. Она определяется самим ходом развития политических событий. На семинары приглашаются журналисты, затрагивающие в своих статьях вопросы оборонной политики. Как правило, число участников всех типов семинаров ограничено 4–8 персонами, за исключением случаев совместной работы с партнерами бундесвера. Сотрудники центра обладают правом отбора кандидатов.
Бундесвер заинтересован в установлении и развитии добрых отношений с национальной и зарубежной общественностью. Деятельность по реализации этих намерений, отмечает исследователь этого вопроса Мартин Готфрид Йозеф Бокер, развивается в нескольких направлениях. Поэтому наряду с изданием собственных органов печати бундесвер проводит специальную подготовку журналистов, желающих освещать события из стран, в которых находятся его подразделения. Главным репортером немецких вооруженных сил Мартин Готфрид Йозеф Бокер называет капитана Томаса Бракмана, побывавшего в Косово, Афганистане, Джибути, ходившего в плавание на подводной лодке U16. Он одновременно и солдат, и журналист, ведущий репортаж с места событий. Он – истинный журналист бундесвера. И его «нельзя сравнивать с гражданскими журналистами, «вживленными» в американские военные патрули». Офицеры подразделений оперативной информации выступают с концептуальными материалами в гражданских органах печати для разъяснения военно-политических ситуаций, складывающихся в регионах и странах, в которых проводятся миротворческие операции с участием бундесвера.
В то же время гражданские журналисты, желающие выполнять свой профессиональный долг в кризисных регионах (горячих точках), получают особое предложение армейского командования после прохождения ими специальной подготовки в образовательном центре бундесвера в Хаммельбурге. Штаб прессы и информации бундесвера направляет приглашение только хорошо подготовленным, высококвалифицированным журналистам, посылаемым за границу своими работодателями. Такое сотрудничество между бундесвером и профессиональным товариществом работников печати, с точки зрения Бокера, представляется чрезвычайно полезным «для обеспечения личной безопасности и охраны здоровья» журналистов в зоне военных действий.
Четыре-пять раз в год (весной и осенью) для журналистов проводятся курсы под названием «Защита и поведение в кризисных регионах». Суть недельного курса подготовки в Хаммельбурге состоит в «осознании опасностей», подстерегающих репортера в кризисном регионе. Среди прочего инструкторы бундесвера учат журналистов избегать встреч «с коварно замаскированными минами и зарядами», отрабатывают со слушателями курсов поведение в ситуации «захват заложников», имитируют условия и обстановку гражданской войны в кризисном регионе. Физические нагрузки для слушателей в дни обучения устанавливаются с учетом их психофизической конституции.
Бундесвер предоставляет журналистам и возможность сопровождать подразделения ВС в зоне военных действий. Однако, по признанию пресс-секретаря федерального МО, привлечение гражданских журналистов в районы боевых действий «не достигает таких масштабов, как это практикуется армией США». И, если «американцы интегрируют цивильных репортеров в боевые подразделения комплексно и на длительный период, бундесвер делает это в исключительных случаях и на ограниченный срок». Журналисты, желающие информировать общественность из зоны военных действий, обязаны получить специальное разрешение. При этом приветствуется приглашение даже критически настроенных журналистов, так как «само министерство заинтересовано в получении объективной информации с места событий».
Министерство обороны Германии целенаправленно и активно занимается формированием своего положительного имиджа. Фото Reuters |
ПРОПОВЕДНИКИ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ
Продвижению позитивного имиджа ВС Германии способствует деятельность многочисленных близких бундесверу организаций, осуществляющих интерактивную связь с различными слоями общества. Недавно образованный Союзом резервистов Баварии «Диалог-форум. Политика безопасности» обозначил целью своей работы «формирование в обществе осознания значимости проблем обеспечения безопасности». Избранный формат призван содействовать установлению широкого общественного консенсуса при определении контуров политики безопасности страны. К диалогу приглашаются «все интересанты, способные внести конструктивный вклад в дискуссию». О надеждах, связанных с деятельностью форума, свидетельствует назначение его руководителем оберстлейтенанта резерва профессора Эберхарда Грейна.
Планировщики информационно-пропагандистской работы центра считают целесообразным использование всего арсенала методов прямого воздействия на умонастроения сограждан. Это диктуется необходимостью решения целого спектра неотложных задач: от обеспечения одобрения общественностью реформ бундесвера и выделения бюджетных средств на их проведение до изображения в выгодном свете участия немецких солдат в военно-политических акциях НАТО и формирования одобрительного отношения населения страны к присутствию ВС Германии за рубежом.
Кропотливо выстраивая доверительные отношения с различными слоями общества, бундесвер все шире использует многократно опробованные средства. К наиболее эффективным средствам PR-сопровождения проводимой правительством оборонной политики относятся хорошо себя зарекомендовавшие пропагандистские семинары по вопросам политики безопасности, в организации которых уже преуспели сотрудники Центра информационной работы бундесвера. Наряду с резервистами к участию в семинарах приглашаются управленческие кадры, занятые в экономике, науке, политической сфере, сотрудники общественных объединений, властных структур, СМИ, педагоги, члены политических партий, предприниматели.
Самым знаменитым сегодня считается ежегодный семинар Manfred-Wцrner-Seminar по германо-американскому сотрудничеству для молодых, от 25 до 35 лет, 15 немецких и 15 американских деятелей науки, экономики, политической сферы. Семинар, посвященный памяти немецкого государственного деятеля Манфреда Германа Вернера, министра обороны ФРГ, а позднее генерального секретаря НАТО, проходил в июне 2015 года. Настораживает только присутствие в числе организаторов и спонсоров семинара известного Фонда Маршалла «Германия – США», прославившегося умением на основе изучения образа мыслей идентифицировать и вербовать среди молодых кадров проповедников идей трансатлантической солидарности. К тому же среди 20 американцев, входящих в административный совет фонда, многие так или иначе вовлечены в секретную деятельность США.
Участникам многочисленных семинаров предлагаются встречи с видными экспертами, предоставляется возможность откровенного обсуждения волнующих проблем. Устроители семинаров не скрывают своих намерений «выработать у слушателей навыки ведения дискуссий с различными социальными группами населения по избранным темам и в нужном направлении». При этом для усиления психологического воздействия на слушателей в структуру семинарских занятий включены обязательные доклады и посещения таких знаковых учреждений Германии, НАТО и Евросоюза, как Главная оперативная база Компонента E-3A НАТО, одного из двух оперативных элементов Сил АВАКС НАТО – Авиационного комплекса радиообнаружения и наведения в Гайленкирхене, расположенный там же Центр по верификационным задачам бундесвера, штаб-квартира НАТО в Брюнсуме (Нидерланды), Еврокомиссия в Брюсселе (Бельгия), Совет Европы, Европарламент и Европейский корпус в Страсбурге (Франция), ОБСЕ и Отделение Организации Объединенных Наций в Вене (Австрия), бундестаг и Министерство иностранных дел в Берлине, Объединенное оперативное командование бундесвера в Потсдаме-Гельтове, Министерство обороны в Бонне или Берлине.
Пик активности в проведении PR-семинаров, пропагандирующих политику безопасности немецкого правительства, пришелся на лето 2015 года. Сотрудники Центра информационной работы бундесвера преуспели в организации этих масштабных и вызывающих определенный общественный резонанс мероприятий. К насыщенной и уже объявленной программе Bonn/Brussels-Seminar неожиданно были добавлены посещения Гааги и Ейндховена в Нидерландах «для лучшего знакомства с акторами и структурами европейской и международной политики безопасности». К их числу инициаторы поездки, запланированной на ноябрь 2015 года, отнесли Европейское авиационное транспортное командование (Das European Air Transport Command – EATC) в Ейндховене и Международный суд в Гааге. Центр европейской интеграции Страсбург запомнится участникам семинара Strasbourg-Seminar не только посещением Совета Европы и Европейского парламента, но и визитом в штаб-квартиру ВВС США в Рамштайне, являющуюся одновременно одной из баз НАТО. В стадии разработки находится программа семинара Berlin/Wien-Seminar, но посещение Министерства обороны Германии и немецкого посольства в Вене уже анонсировано.
Кредо впервые предлагаемого летом 2015 года семинара Berlin/London-Seminar выражено достаточно кратко: «Актуальная политика безопасности от Шпрее до Темзы». Однако его программа, рассчитанная на пять дней, явно перенасыщена. Она предусматривает визит в немецкое посольство в Лондоне, включая доверительную беседу с военным атташе Германии, посещение министерств обороны Германии и Соединенного Королевства Великобритании, штаб-квартиры Командования компонентом военно-морских сил в Нортвуде, беседы с экспертами о военно-морской операции Евросоюза ATALANTA и многое другое.
Пропагандистским мероприятием, ориентированным на почитателей военно-морских и военно-воздушных шоу, выглядит семинар Berlin/Rostock/Stettin-Seminar, приглашающий посетить 73-ю тактическую авиационную эскадру «Штайнхоф» (Taktisches Luftwaffengeschwader 73 «Steinhoff») в Лааге близ Ростока, где осуществляется подготовка всех немецких пилотов, летающих на истребителях «Еврофайтер». Также участники семинара посетят военно-морскую базу ВМС Германии на Балтийском море в Варнемюнде, где базируется соединение ракетных катеров. Но главным пунктом программы семинара, призванным просто ошеломить его участников, является посещение в приграничном городе Штетине многонационального корпуса Норд-Ост, в состав которого входят подразделения вооруженных сил Германии, Польши и Дании. Уже десятилетие корпус находится в состоянии полной боевой готовности, входит в состав группы быстрого развертывания и принимает участие в зарубежных миссиях НАТО. По мысли Штаба верховного командования объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SHARE), корпус Норд-Ост «играет ключевую роль в интеграции новых членов альянса в рамках расширения НАТО на восток». И уже явно излишним здесь представляется включение в программу семинара посещения бундестага и канцелярии федерального канцлера.
Завлекательно, с точки зрения пропагандистов центра, выглядят семинары, воспевающие неотразимую мощь ВМС, ВВС и СВ Германии. По мысли организаторов, они должны поразить воображение и произвести ошеломляющее впечатление особенно на представителей общественности, имеющих гуманитарное образование. «Море и безопасность» – девиз летнего семинара 2015 года, посвященного «обеспечению морской безопасности Германии и ее торговых путей». Посещение известного военно-морского училища Мюрвик, баз в Киле и Эккернферде с осмотром боевых кораблей в Штральзунде должно вселить в участников семинара неколебимую уверенность в правильности осуществляемой правительством политики безопасности.
Запланированный на декабрь 2015 года семинар Berlin/Dresden/Prag-Seminar также отличается неистребимым желанием сотрудников Центра информационной работы бундесвера познакомить участников семинара с хорошо отлаженной работой элитных подразделений ВС стран – членов НАТО, поразить воображение видом современной военной техники, пробудить и закрепить позитивное впечатление, вызванное четким взаимодействием воинских частей принимающей стороны и на этой основе сформировать твердое убеждение в справедливости проводимой правительством политики безопасности. Достижению этой цели должно послужить посещение офицерской школы в Дрездене и расположенного поблизости одного из крупнейших военно-исторических музеев Европы. Остальное время участников семинара будет заполнено визитами в министерства обороны Германии и Чехии, бундестаг и немецкое посольство в Праге.
СЕМИНАРЫ И ИХ СПОНСОРЫ
Особое место в цепочке пропагандистских поездок, организуемых Центром информационной работы и направленных на формирование лояльного отношения общества к федеральной политике безопасности, бесспорно, принадлежит семинарам Bundeswehr-Seminar и Europa-Seminar. Программа первого из них, запланированного на октябрь 2015 года, находится еще в стадии доработки, но продекларированная миссия звучит бодро и оптимистично: «Бундесвер 2015: презентация достижений немецких вооруженных сил». Минобороны Германии намеченным на сентябрь 2015 года многодневным семинаром Europa-Seminar собирается «продолжить серию информационных мероприятий по пропаганде целей правительственной политики безопасности, сделать ближе и понятнее бундесвер и Европу».
Отбор будущих участников семинаров осуществляется Центром информационной работы бундесвера весьма тщательно. Предпочтение отдается представителям вузов, земельных министерств культуры, школьного руководства, учительских союзов, политических учреждений, хозяйственных и финансовых кругов, работодателей и рабочих союзов, молодежных партийных организаций и федерального родительского совета. Этих людей объединяет общее свойство: будучи публичными людьми, имеющими широкий круг формального и неформального общения, они могут стать великолепными ретрансляторами политических идей и идеологических установок правительства, усвоенных ими во время семинарских поездок, которые им дружелюбно и ненавязчиво предлагаются бундесвером. В документах бундесвера этих людей называют емким словом «мультипликаторы». В состав семинарских групп включаются люди, не знакомые друг с другом. В условиях приглашения прямо указывается, что «присутствие в одной группе супругов или родственников принципиально исключено, даже если они обладают качествами мультипликаторов». Объяснение, на наш взгляд, здесь простое: никто не должен стоять между мультипликаторами и руководителем-коммуникатором, ничто не должно отвлекать их внимание и ослаблять значимость слов и действий сотрудников центра.
Несомненный интерес вызывают источники финансирования проекта. По внешнему признаку создается впечатление, что оно осуществляется самими участниками семинаров. Программа каждого из них сопровождается указанием стоимости участия. Цена поездки варьируется от 75 до 350 евро. Поэтому можно предположить, что затраты на многодневные, пролегающие через несколько стран PR-туры бундесвера существенно превосходят указанные суммы и восполняются из государственной казны. Становится понятной радость министра обороны Германии Урсулы фон дер Лайен, которую некоторые уже прочат в преемницы канцлера Меркель, сумевшей добиться увеличения бюджета рекламных кампаний своего ведомства сразу на 18%. На концентрацию усилий Министерства обороны в связи с реализацией плана продвижения позитивного имиджа бундесвера в общественном сознании указал и влиятельный журнал Der Spiegel.
Любопытное признание организаторов этих масштабных PR-мероприятий подтверждает стремление бундесвера обеспечить прочные связи с общественностью, заручиться ее поддержкой: «Семинары предназначены для мультипликаторов различных областей политического образования, а также руководящих кадров науки, индустрии, политики». Сотрудники центра с гордостью известили общественность «о признании семинаров Федеральным центром политического образования достойными называться государственно-политическими образовательными мероприятиями».
Иными словами, у Центра информационной работы бундесвера обнаружилась новая функция – подготовка пропагандистских кадров для системы политучебы на средства налогоплательщиков.