В ВСНП заседают представители чиновничества, армии и нацменьшинств. Фото Reuters
В китайской избирательной системе разразился самый крупный скандал за всю историю республики. 45 депутатов Законодательного собрания провинции Ляонин лишились своих мандатов за подкуп во время выборов. Часть из них сумела избраться и в центральный парламент – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). На Западе и в России махинации никого не удивляют. Но оказывается и в стране, которую контролирует Компартия, это тоже возможно. Председатель ВСНП объявил беспощадную войну ловкачам.
О смещении проштрафившихся законодателей сообщило официальное агентство «Синьхуа». Все они были избраны в Собрание провинции Ляонин, единственной в стране, где в прошлом году были зафиксированы отрицательные показатели экономического роста. Каждая провинция представлена своими делегациями в ВСНП. Теперь почти половина делегации от Ляонин лишилась и своих мандатов в ВСНП.
Председатель ВСНП Чжан Дэцзян заявил, что никогда еще в истории КНР не было подобного падения нравов среди законодателей. Он пообещал, что коррупционерам пощады не будет.
Как же случилось, что в стране, чьи лидеры говорят о превосходстве демократии социалистической над демократией буржуазной, для некоторых законодателей чистоган оказался важнее принципов социалистической морали?
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Павел Трощинский отметил, что «избирательная система в КНР сложная для понимания иностранца. Кое-что они заимствовали из опыта СССР, но есть и чисто китайские черты в этой системе. Декларируется принцип народовластия. ВСНП, как и нижестоящие собрания, формируется таким образом, что депутаты избраны народом. Но все принимаемые законы или местные подзаконные акты должны проходить предварительную консультацию с КПК».
В принципе из состава нижестоящих собраний избираются депутаты вышестоящих органов. Но в законодательство внесены изменения. В выборах участвует и армия. Какое-то число делегатов должно быть избрано из армейских подразделений, какое-то – от так называемых независимых партий. В выборных органах представлены и бизнесмены.
Как осуществлялся подкуп, трудно сказать. Но одно нужно подчеркнуть: при председателе КНР Си Цзиньпине за коррупционеров крепко взялись. Сейчас готовится специальный закон о борьбе с коррупцией, заключил эксперт.
Как отмечает New York Times, парламент, как и Народный политический консультативный совет Китая – параллельный консультативный орган, для некоторых богатых глав компаний превратился в подобие клуба, где можно тесно пообщаться с правительственными чиновниками. Быть депутатом престижно, так же как в Англии быть членом палаты лордов или получить звание рыцаря.
«Люди, которые принадлежат к системе, могут продвигать свои интересы через государственные органы. Те, кто избран, получают на это мандат», – говорит Чжан Мин, политолог из Народного университета в Пекине.
Стать законодателем стало настолько заманчиво, что в прошлом году из списка, насчитывающего 1271 самых богатых людей Китая, 203, или каждый седьмой, были делегатами ВСНП или Народного политического консультативного совета Китая.