Год назад президент Владимир Путин своим указом установил в российских Вооруженных силах День финансово-экономической службы, который ежегодно отмечается 22 октября. Новая памятная дата введена не только как дань памяти заслугам военных финансистов, но и как свидетельство возросшей роли этой службы в Российской армии. Накануне праздничной даты хотелось бы рассказать о том, какие задачи сегодня выполняет финансово-экономическая служба.
Указ президента об учреждении нового профессионального праздника – это закономерное признание вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности страны, а также дань уважения нашим ветеранам, сумевшим построить систему финансового обеспечения армии. В силу своей специфики военные финансисты никогда не были на виду. Прообраз армейской финансовой службы был создан при Петре I, который учредил должность генерал-комиссара и централизовал денежное обеспечение русского войска. При нем же были введены первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии, зависящие от должностного положения, звания и даже рода войск. Однако именно 22 октября 1918 года, 98 лет назад, приказом Реввоенсовета Республики впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.
В годы Великой Отечественной войны военные финансисты оперативно организовали кассовое и расчетное обслуживание в действующей армии, сформировали полевые учреждения Госбанка: на фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. Уже в 1943 году удельный вес безналичных расчетов составил 75% ко всему объему денежных средств, выплачиваемых на фронте. Всего за годы войны через финансовую систему армии и флота прошло более 1 117 млрд руб. (50,8% расходов бюджета).
Сегодня для финансирования войск создана эффективная трехуровневая система. Первый уровень – это руководство Минобороны, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета. Второй уровень – это распорядители федерального бюджета, например, крупные военные госпитали, головные центры военного образования. Третий уровень – непосредственно получатели бюджетных средств.
Финансирование войск осуществляется по территориальному и отраслевому принципу. В первом случае финансовое обеспечение осуществляется через территориальные финансовые органы. По отраслевому принципу финансируются крупные военные учебные заведения и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.
В условиях, когда на укрепление обороноспособности страны направляются значительные средства, от военных финансистов напрямую зависит эффективность расходования этих денег. И от того, насколько эффективно будет потрачен каждый военный рубль, зависит национальная безопасность.
В результате большой и сложной работы по определению минимально необходимого уровня финансирования военных расходов нам удалось отстоять часть позиций, сокращение которых является наиболее чувствительным для Минобороны России.
В то же время внутри Минобороны проводится постоянный мониторинг эффективности бюджетных расходов и качества управления средствами федерального бюджета. По поручению президента РФ создана и эффективно работает межведомственная система контроля за расходованием средств гособоронзаказа. Анализируется финансовое планирование, исполнение бюджета в части расходов, управление государственными закупками, управленческий учет, контроль и аудит, управление активами и другие параметры. Эта работа ведется для повышения качества управленческих решений и повышения эффективности расходов.
Примером такого решения является новый подход к сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, при котором авансирование госконтрактов в рамках ГОЗ выполняется поквартально исходя из реальной оценки производственных возможностей предприятий ОПК.
Не стоит забывать, что оборонные расходы – это гарантия развития национальной промышленности, причем наиболее высокотехнологичной ее части. Львиная часть военного бюджета направляется на финансирование предприятий ОПК, который является локомотивом российской экономики. Эти расходы имеют мультипликативный эффект, поскольку увеличение производства предприятиями ОПК разгоняет спрос на металлы, электроэнергию, услуги транспорта и т.д., что, в свою очередь, приводит к росту объемов производства в этих секторах.
Необходимо также отметить, что в 2016 году впервые за всю историю Российской армии проверялась готовность финансово-экономической службы к действиям в условиях военного времени. Для отработки вопросов финансового обеспечения войск в рамках стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2016» были задействованы не только органы финансового обеспечения Минобороны, а также Минфин России и Банк России. Впервые из запаса были призваны офицеры-финансисты, которые в полевых условиях развернули финслужбы и обеспечили расчетно-кассовое обслуживание войск. Учения показали, что финансово-экономические органы готовы выполнять свои задачи не только в кабинетных условиях, но и на полигонах.
От всей души поздравляю ветеранов финансово-экономической службы и действующих военных финансистов с нашим профессиональным праздником! Желаю вам крепкого здоровья, счастья, оптимизма и успехов в нелегком труде на благо нашей страны!