Генерал Кохави (на фото – второй справа) привык лично вникать во все нюансы складывающейся обстановки. Фото с сайта www.idf.il
Именно так переводятся с иврита на русский язык Авив Кохави – имя и фамилия 22-го начальника Генштаба ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля). Хотя ЦАХАЛ подчиняется правительству Израиля в лице министра обороны, высшим органом его управления является Генштаб (в ивритской аббреавиатуре Маткаль), в состав которого входят его начальник, назначаемый на трехлетний срок с правом продления полномочий на четвертый год, командующие родами войск и военных округов, руководители отделов, а также высшие армейские офицеры и обладатели ключевых постов в Минобороны Израиля.
УЧЕБА И ТРУД К ПОБЕДАМ ВЕДУТ
Израильский военный эксперт Бен Каспит в статье «Перекрестный огонь», опубликованной в газете «Маарив», прямо пишет: «В нашей хаотической реальности министру обороны Либерману пришлось пустить в ход всю его мудрость и даже хитрость, чтобы добиться назначения Авива Кохави начальником Генштаба». Правильность выбора Каспит подкрепляет следующими словами: «Тут не поспоришь. Кохави созрел для этого назначения, у него больше опыта и всего того, что требует эта должность. Идеальный выбор».
Вероятно, такой точки зрения придерживались не все политики, от которых зависело назначение Кохави. Так, глава правительства Биньямин Нетаньяху предпочитал на должность начальника Маткаля кандидатуру генерала Эяля Замира, танкиста, получившего военное образование в Израиле и за рубежом (в том числе в Парижской военной школе), а гражданское по специальности «политология» – в Хайфском университете. В принципе Замир, авторитетнейший офицер, по всем параметрам равен Кохави. Но Нетаньяху было бы легче работать с Замиром, ибо в свое время тот занимал должность его военного секретаря. Тем не менее Либерман оказался твердым орешком и настоял на своем кандидате.
И в самом деле, у генерала Кохави много достоинств.
Во-первых, он получил прекрасное образование. Кроме обычной для высокопоставленного офицера учебы в командно-штабном колледже ЦАХАЛ (своего рода израильской Академии Генштаба), Кохави получил степень бакалавра по философии в Ивритском (Еврейском) университете в Иерусалиме, степень магистра Гарвардского университета в области государственного управления и такую же степень в области международных отношений в университете Джона Гопкинса в Балтиморе. Нельзя не заметить, что именно университет Джона Гопкинса является крупнейшим после Массачусетского технологического института американским университетом по объему реализуемых в нем военных проектов. Следует подчеркнуть, что академические степени нынешний начальник Маткаля получил во время армейской службы, которую начал в 1982 году в возрасте 18 лет в десантной бригаде.
Генерал Кохави последовательно занимал посты командующего Северным военным округом, дивизией «Газа», именуемой также «Шуалей ха-даром» (в переводе с иврита – «Лисы юга»), входящей в Южный военный округ, и директора военной разведки АМАН.
В качестве главы АМАН Кохави отвечал за использование разведки на всех уровнях. По инициативе Кохави были созданы разведывательные спецподразделения, занимающиеся обнаружением подземных туннелей. Он также уделил особое внимание технологической модернизации разведки с упором на развитие киберопераций.
Находясь на должности командующего Северным военным округом, Кохави начал проект «Добрососедство» по оказанию гуманитарной помощи сирийцам, пострадавшим в ходе гражданской войны.
Полковник в отставке Янив Рохов, много лет проработавший в аналитическом отделе Министерства обороны Израиля и лично знакомый с Кохави, в беседе с автором этих строк заметил, что «нынешний начальник Маткаля получил не только отличное образование, но и отличное воспитание».
Будущий генерал Кохави родился и вырос в городке Кирьят-Бялик в Хайфском округе. Дед по отцу, настоящая фамилия которого Штернгаст, уроженец Польши, переехал еще в Подмандатную Палестину в 1920-е годы. Его отец, Шауль, – владелец небольшого магазина, а мать Рива – учительница физкультуры. Они держали своих троих сыновей в строгости. Средний из них, Авив, с детства проявил себя книгочеем и художником-любителем. Шауль Кохави как-то сказал о своем сыне: «Авиву никаких советов я не давал. С 15 лет он принимает решения самостоятельно и ничего у меня не спрашивает. В его представлении отметка «очень хорошо» – не наивысшая. Над ней есть еще одна – «отлично». В этом суть моего сына».
У 55-летнего генерала Кохави жена-адвокат и три дочери. Старшая уже отслужила, средняя служит в АМАН, а младшая вот-вот призовется. Начальник Маткаля живет с семьей в небольшом поселке Ади на севере Израиля. И еще: Авив Кохави – первый и пока единственный вегетарианец, возглавивший ЦАХАЛ.
Однако в репутации нынешнего начальника Маткаля есть два пятна. В пору его командования дивизией «Газа» по прорытому хамасовцами подземному туннелю был похищен израильский солдат Гилат Шалит. Только 18 октября 2011 года, после пяти лет и четырех месяцев заключения, он был освобожден в рамках сделки в обмен на 1027 палестинских заключенных, более 400 из которых были осуждены израильским судом по обвинению в терроризме и убийстве около 600 израильтян. К промахам генерала Кохави относят также неспособость возглавляемой им в 2010–2014 годы разведки АМАН предсказать свержение президента Египта Хусни Мубарака в 2011 году.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ВСЕ ЖЕ САМОЛЕТЫ
Стратегический план развития ЦАХАЛ, разработанный под руководством Кохави, базируется на двух постулатах. Во-первых, постоянная готовность к внезапному конфликту с террористической организацией, поддержанной иностранным государством, включая армию этого государства. Во-вторых, использование новых методов ведения боя. Фактически план Кохави активизирует программу «Гидеон», принятую еще при предыдущем начальнике Маткаля Гаде Айзенкоте. Ее суть заключается в сокращении личного состава ЦАХАЛ за счет административных и вспомогательных должностей при одновременном возвращении в армию офицеров и специалистов, служивших в таких структурах, как ШАБАК (Служба общей безопасности), Министерство обороны и Моссад (Служба внешней разведки).
Сэкономленные средства планируется направить на боевую подготовку, закупку новых вооружений и создание новых боевых киберподразделений и бригады коммандос по типу спецназа «Маглан» («Ибис»). Это подразделение создано в 1986 году и предназначено для действий за линией фронта. Известно, что в течение долгого времени бойцы «Маглана» действовали на территории Ливана.
В Генштабе создается отдел, который сосредоточится на «цифровой трансформации» и «оперативном Интернете», позволяющем различным подразделениям подключаться к единой войсковой системе для взаимодействия.
Интересно сравнить характеристики генерала Кохави и генерала Гади Айзенкота. Военный эксперт Йоси Мельман в статье «100 дней Авива Кохави», опубликованной в газете Jerusalem Post, сравнивая генералов Кохави и Айзенкота, пишет: «Айзенкот – оптимист и видит стакан наполовину полным, а Кохави настроен более оптимистично, и его стакан наполовину пуст. Особенно в том, что касается Ирана».
И это принципиальный вопрос. Оба генерала видят в Исламской Республике Иран наизлейшего врага Израиля. Но Айзенкот возлагает определенные надежды на Соединенные Штаты и европейские государства, которые, по его мнению, должны продолжить давление на Тегеран и заставить его безо всяких оговорок отказаться от ядерных амбиций. В отношении военного планирования Айзенкот считал необходимым сместить акцент финансирования прежде всего с разведки и Военно-воздушных сил на выполнение других задач, связанных с иранской угрозой. И хотя прежний начальник Маткаля не конкретизировал свое предложение, эксперты считают, что Айзенкот имел в виду необходимость обратить большее внимание на Военно-морские силы и особенно на подводный флот.
Авив Кохави же, наоборот, полагает, что разведку и Военно-воздушные силы необходимо задействовать «на полную мощность» и увеличить в их пользу распределение ресурсов. С его точки зрения разведка и ВВС смогут предотвратить размещение иранских баз на сирийской территории. Генерал Кохави объясняет снижение в последнее время воздушных ударов по иранским объектам в Сирии не опасением действий со стороны расчетов зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-300, поставленных Москвой Дамаску, а просьбой российского руководства уменьшить активность израильской боевой авиации в сирийском небе. При этом нынешний начальник Маткаля поясняет, что израильские летчики «изыскали возможности обходить локаторы ЗРК».
Следует также отметить, что нынешний начальник Маткаля убежден: «Хезболла» на сегодня превратилась в «настоящую армию террора», обладающую арсеналом ракет, артиллерией, механизированными подразделениями. Мощь этой организации уже намного превышает возможности ХАМАСа, который время от времени наносит весьма ощутимые удары. В то же время Институт исследований национальной безопасности, являющийся израильским научно-исследовательским центром (ИНИЦ), связанным с Тель-Авивским университетом, рекомендует израильскому руководству и военному командованию направить усилия на сектор Газы, восстановить потенциал сдерживания ХАМАСа и нанести серьезный ущерб военному крылу этой организации. В докладе упомянутого ИНИЦ отмечается, что Израиль обладает беспрецедентной военной, стратегической и экономической мощью, но, опасаясь всегда осуждающего ЦАХАЛ мирового общественного мнения, затрудняется превратить свою силу в решение проблем национальной безопасности.
Эксперты ИНИЦ считают, что нынешнее израильское правительство, снабжающее Газу деньгами, топливом и электроэнергией, позволяет хамасовской клике наращивать арсенал вооружения, прорывать туннели и постоянно угрожать израильским гражданам.
ПРОБЛЕМА ГАЗЫ
По мнению израильских военных, постоянно нависающая угроза со стороны ХАМАСа вполне решаема коренным образом. На активных действиях против Газы, постоянно подвергающей территорию Израиля ракетным и минометным обстрелам, настаивает Авигдор Либерман. Он даже вышел из предыдущего правительства, отправив страну на новые парламентские выборы (состоялись 12 апреля нынешнего года), ибо добивался решения проблемы Газы военным путем. Поразительно, но и генералы, критиковавшие Либермана как министра обороны и создавшие в преддверии выборов в Кнессет 21-го созыва свою партию, тоже обвиняли Нетаньяху в нерешительности.
Однако проблема Газы лежит не исключительно в военной плоскости. Можно не сомневаться, что в случае серьезного столкновения ЦАХАЛ разобьет ХАМАС в течение считаных часов. И что делать дальше? Какие силы начнут управлять в секторе? Ни Рамалла, ни тем более Каир брать на себя ответственность за этот вечно неспокойный и нищий анклав не будут. Что касается Израиля, то возвращаться к ситуации, существовавшей до одностороннего размежевания с Газой в августе–сентябре 2005 года, то есть к ответственности за жителей сектора, не позволит себе ни один израильский лидер.
Хартия ХАМАС, официальные заявления и действия этой организации представляют собой прямую агрессию, направленную на тотальное уничтожение населения Израиля. Соответственно политическое и военное руководство страны определяет свои действия как классический вариант самообороны.
В день вступления в должность начальника Маткаля Авив Кахави заявил: «ЦАХАЛ должен быть «катлани йотер», то есть «более опасным и смертоносным» для врага. Разработка таких «смертоносных» для врага операций начинается с разведки. Задача войсковой разведки – предотвращение стратегической внезапности. Разведывательные рейды всегда особенно рискованны».
Подобный рейд, предпринятый израильским спецназом вечером 11 ноября прошлого года, закончился неудачей. В ходе неожиданной стычки с хамасовцами в трех километрах от израильской границы офицер ЦАХАЛ в звании подполковника, друз по национальности (его имя и фамилия засекречены), получил тяжелое ранение и позже скончался в больнице «Сорока» в Беэр-Шеве, куда его доставили вертолетом. Еще один офицер, получивший ранение средней степени тяжести, вскоре был выписан из больницы. Согласно арабским источникам, в бою с израильтянами погиб Нур Барака, командир батальона ХАМАС, известный специалист по рытью туннелей из сектора Газа в Египет и Израиль. Вместе с ним были убиты шесть боевиков этой организации и столько же получили ранения.
Бывший директор ШАБАК Ави Дихтер считает, что с террористами нужно бороться не только оборонительными методами, но и наступательными, проводя политику устрашения, под которыми он имеет в виду точечные ликвидации лидеров боевиков.
Одновременно с усилением военного противостояния израильское политическое и военное руководство разработали программу по экономическому развитию сектора Газа. Эта программа предусматривает строительство с помощью Израиля морского порта и аэропорта, опреснительного завода, а также создание тысяч рабочих мест.
Однако, как пишет в Wall Street Journal Гуннар Хейсон, глава института имени Рафаэля Лемкина при Бременском университете, подавляющее большинство населения в Газе не испытывает необходимости делать что-либо для того, чтобы «поднять» своих отпрысков. Большинство детей сыты, одеты, вакцинированы и учатся в школах благодаря Ближневосточному агентству ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (русская аббревиатура БАПОР; английская – UNRWA). По мнению Хейсона, действия этой организации загоняют палестинскую проблему в тупик, относя к «беженцам» всех палестинских арабов, а не только тех, кто, поддавшись антиизраильской пропаганде, покинул свои дома на израильской территории, а также все их потомство. В числовом выражении количество «палестинских беженцев», находящихся под опекой ООН, достигает уже 5,3 млн, что в 7,4 раза превышает фактическое число арабов, бежавших в 1948 году с территории, на которой было провозглашено Государство Израиль, – 710 тыс. человек. Эта диспропорция официально объясняется тем, что статус беженцев передается от родителей к детям. Причем такое правило распространяется только на палестинцев.
До недавнего времени БАПОР щедро финансировался Соединенными Штатами (31%) и Евросоюзом (около 50%). Примечательно, что только 7% денежных вливаний этого фонда поступает из мусульманских источников. Благодаря такой щедрости почти все население Газы живет на довольно низком, но вполне стабильном уровне. БАПОР нередко выступает с откровенно антиизраильских позиций. Так, на презентации проектов, финансируемых Германией в Ливане, директор отделения БАПОР в Ливане Энн Дисморр представила карту Ближнего Востока, на которой вообще отсутствует Государство Израиль. Вместо него нарисована «Арабская Палестина». Иначе как провокацией такие действия организации, призванной быть нейтральной, назвать нельзя.
«ТРУБКИ МИРА» НАБИТЫ ОТСЫРЕВШИМ ТАБАКОМ
Не вызывает сомнения, что Газа вполне может превратиться в цветущий анклав с нормальными институтами власти только в том случае, если ее население перестанут рассматривать как вечных беженцев. Израильский эксперт Джонатан Розен считает, что Газа нуждается в программе экономического восстановления, подобной плану помощи послевоенной Европе, выдвинутому в 1947 году американским государственным секретарем Джоржем Маршаллом и названным его именем. В осуществлении этого плана, проводившегося под лозунгом «против голода, нищеты, отчаяния и хаоса», участвовали 17 европейских стран.
Сегодня в плане Маршала для Газы свое участие могут проявить великие державы, европейские страны и богатейшие арабские монархии. Израиль тоже внесет свой вклад.
Примечательно, что среди должностей Маршалла, которые он занимал в американской администрации – посты начальника Генштаба Армии США и министра обороны. В принципе его инициатива могла стать примером для начальников штабов и военных министров в разных странах мира. Но для этого необходимо победить войну и террор. Как однажды, скаламбурив свою фамилию, выразился Даниэл Пайпс, один из крупнейших специалистов по проблемам Ближнего Востока, «террор превращает табак в «трубках мира» («pipes of peace») в отсыревший товар». Поэтому сегодня Ави Кохави не с кем раскуривать «трубку мира». И не похоже, что в ближайшей перспективе подобное случится.
Иерусалим
комментарии(0)