0
1281
Газета География Интернет-версия

17.05.2001 00:00:00

Письма из трамвая

Тэги: эссе, ОртегииГассета, альманах, Эспектад


А ЧТО СПОСОБЕН "один из самых прозорливых мыслителей XX века", отправься он в путешествие? Что если философские размышления воплотить в жанре путевых заметок? Результат подобного эксперимента - сборник "Камень и небо", в который вошли наиболее известные эссе Хосе Ортеги-и-Гассета, написанные им для альманаха "Эль Эспектадор" и за редким исключением впервые публикуемые на русском языке.

Каждое произведение сборника является фотографически точной зарисовкой с натуры, подернутой легкой философической дымкой. К жанру философских набросков путешественника не относится разве что "Восстание масс", самая известная работа Ортеги, которая, вероятно, включена составителями для увеличения хрестоматийной ценности издания. В действительности в книге собраны наименее философские работы, "философская беллетристика" Ортеги, адресованная не столько эрудитам, сколько людям думающим, людям, которым интересно размышлять, а не соглашаться.

Когда речь заходит о путевых заметках как о литературном жанре, наиболее приближающемся к географической науке, география имеет редкую возможность посмотреть на себя со стороны, определить, какими закономерностями наделяют пространство не-географы, а может, и почерпнуть для себя что-то новое из другой области знаний.

В этой связи главный урок, который могла бы извлечь география, состоит в осмыслении позиции автора, выраженной в его знаменитой формуле: "Я - это я и мои обстоятельства". Слово "обстоятельства" в испанском имеет более емкий смысл и может переводиться как "окружение, среда". Что же подразумевает Ортега под этим тождеством?

Личность для Ортеги-гуманиста - центр мира, откуда ведется наблюдение за Вселенной. Действительность - пейзаж, наблюдаемый с разных точек. Результат наблюдения - разные представления об обозримой местности. "Это не искажение, поскольку единственной - абсолютной - перспективы не существует: "ложна утопия - истина без местоимения, видимая с "никакого" места". Мир таков, каким его видит смотрящий. Попытка собрать единую объективную картину мира глазами всех его созерцателей, по мнению Ортеги, обречена. Все вроде бы просто: объективно существует лишь образ мира в сознании индивидуума. Результат объединения образов - генерализированная модель, видимая ниоткуда, и потому - ложная.

Как же в таком случае быть географии, главными исследовательскими методами которой до сих пор были и остаются обобщение и генерализация? Здесь Ортегой провозглашается заветный девиз страноведов: "сложному объекту - гибкая методика". Каждый объект, каждая личность уникальны, и, следовательно, уникальны их образы: "Увиденным можно поделиться, но нельзя поменяться, как нельзя поменяться жизнью".

С этих позиций Ортега предлагает изящное решение одной из ключевых проблем нашей науки: проблемы типологии, или, точнее, объективности критериев для ее осуществления. В "Эстетике в трамвае" Ортега задается вопросом: "В чем состоит феномен исчисления женской красоты?" Любая типология в данном случае крайне затруднена, поскольку должна бы состоять из бесконечного числа моделей и критериев. Но исчисление все-таки происходит, и происходит потому, что женский образ сам "выбирает такую из наших моделей, какая должна быть к нему применена". Таким образом, сам объект должен подсказывать методику его изучения, и таких методик будет ровно столько, сколько исследователей возьмутся за этот объект, поскольку изучать они будут свой и только свой образ этого объекта, приходя к правильному решению, пускай противоположному остальным.

В то же время Ортега далек от того, чтобы исповедовать полную отрешенность образов от действительности. Так в Дон Жуане, как и в любом севильце, по выражению автора, всецело присутствует "топографический фактор", да и вообще: "В любой пяди земли пульсирует человеческая судьба, и для народа, населяющего землю, это императив пространства. В свою очередь, каждый устойчивый жизненный уклад намечает себе образ местности, близкий по духу".

Природные условия, по мнению Ортеги, являются одним из ключевых факторов национального самосознания. У него существует своя концепция Андалузии, Кордовы, Мадрида, Кастилии, Астурии, каждая из которых - яркий образ национальных и местных особенностей истории, культуры и характера. В то же время Ортегу нельзя упрекнуть в детерминизме: "география, пишет он, не тащит историю, она лишь ее подстегивает". Говоря о "растительной жизни", присущей андалузцам и обусловленной, по общему мнению, благоприятными климатическими условиями этого края, Ортега не раз замечает: "Слишком плоско объяснять культуру прямым воздействием среды".

Только Человек, которого Ортега наделяет силой Творца, является обладателем и одновременно частицей уникального мира, целиком состоящего из собственных образов: "Бог не рационалист. Его точка зрения - точка зрения каждого из нас". Калейдоскоп образов, созданных целым народом, становится его культурой, а культура - цементом, скрепляющим нацию. Движение по пути обобщения, массовости приводит к обезличению, страшный результат которого - тоталитаризм - красочно описан в "Восстании масс".

В географии же удел тех, кто в целях обобщения пренебрегает уникальностью личности, характера, культуры, также незавиден. "Среда", "климат", "географический фактор" весьма напоминают всемогущий словесный набор неаполитанского шарлатана". Как тут не согласиться с Ортегой!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
1341
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1077
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
1869
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
558