Эсминец "Циндао" заходит в севастопольскую бухту.
Фото автора
Очередным подтверждением партнерских отношений между двумя странами стал визит с 31 июля по 4 августа в Севастополь эсминца ВМФ Народно-освободительной армии Китая «Циндао».
«ЦИНДАО» В СЕВАСТОПОЛЕ
Столицу Черноморского флота, Севастополь, вряд ли можно удивить визитами иностранных кораблей. Заходы представителей флотов стран – членов НАТО с периодичностью в несколько месяцев стали неотъемлемым атрибутом городской жизни, так же как и организуемые по такому случаю протесты левых сил. Поэтому непривычно было видеть корабль из страны восточной, заходящий в Севастопольскую бухту и не встречаемый гневными возгласами части горожан.
30 июля группа китайских военных кораблей после выполнения операции по противодействию пиратству в Аденском заливе в составе эсминца «Циндао» и фрегата «Яньтай» пересекли Босфор и направились в черноморские порты. Путь «Яньтай» – в румынскую Констанцу, в которой 31 июля как раз завершало свое пребывание соединение тральщиков противоминной группы стран НАТО в Средиземном море.
Эсминец же «Циндао» направился в Севастополь. Этот корабль типа «Люйху», (Luhu по классификации НАТО) – один из двух кораблей (второй – «Харбин»), построенных в 1986–1996 годах. Водоизмещение: стандартное – 4200 т, полное – 5700 т. Дальность плавания 4000 миль. Запас топлива – 1500 т. Экипаж 230 человек, из них 40 офицеров. Автономность – 30 суток. По мнению специалистов, представляет собой удачное сочетание иностранных, в первую очередь французских, образцов вооружения и китайских технологий в области судостроения.
Как сообщила в официальном релизе пресс-служба Военно-морских сил Украины, визит осуществляется согласно перечню мероприятий военного сотрудничества Вооруженных сил страны, проведение которых запланировано на июль–август 2012 года. Главной же целью визита стало подтверждение дружеских отношений Украины и Китая, как неоднократно заявляли в ходе визита представители Поднебесной.
В первый день были проведены протокольные встречи командования украинского флота с командиром похода, заместителем командующего флота Северного моря ВМФ НОАК контр-адмиралом Ян Цзюнфеем и командиром корабля – капитаном 1 ранга Ванг Хайджиангом. Программа пребывания в городе предусматривала осмотр китайской стороной военных кораблей Украины, посещение Академии военно-морских сил имени П.С.Нахимова (бывшего Черноморского высшего военно-морского училища), знакомство с историческими достопримечательностями. Два дня корабль был открыт для посещения жителями и гостями города и 4 августа благополучно завершил визит.
Некоторые СМИ поспешили окрестить это посещение «первым в истории», что не соответствует действительности. 10 лет назад именно с визита «Циндао» в Севастополь началось интенсивное сотрудничество военных флотов двух стран.
КОРОТКИЙ ВИЗИТ С ПРЕДЫСТОРИЕЙ
Визит «Циндао» в Севастополь стал вторым важным событием в сфере взаимодействия флотов Украины и Китая в текущем году. В частности, в феврале состоялся визит в Китайскую Народную Республику представительной военной делегации Украины под руководством тогдашнего командующего Военно-морскими силами адмирала Виктора Максимова. Группа офицеров ВМС и Генерального штаба провела встречи с руководством Народно-освободительной армии Китая. По сообщениям пресс-службы украинского военного ведомства, за четыре дня офицеры провели переговоры со своими коллегами из Генштаба армии Китая, командующим Военно-морскими силами, посетили Главный штаб флота, военное училище и ряд объектов на морской базе «Циндао».
Эксперт центра содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона «Номос» Павел Лакийчук отмечает, что поездка в Китай была не только визитом вежливости, но имела и большие практические цели. В частности, особенно плотно с Поднебесной последние 10 лет взаимодействуют украинские Военно-морские силы, поэтому закономерно, что в ходе поездки основной акцент делался на сотрудничество на море. Еще одна важная тема переговоров – выполнение контрактов на строительство десантных кораблей типа «Зубр», которые заказаны Украине. Четыре единицы на данный момент строятся в Феодосии. Кроме того, строительство кораблей предусматривает подготовку экипажей для них.
Военно-морские силы Украины имеют опыт подготовки иностранных кадров, а именно экипажей для «Зубров». В текущем году двое курсантов из КНР прошли обучение в Академии военно-морских сил имени П.С.Нахимова. Впрочем, они не являлись первопроходцами. За последние 10 лет более десятка офицеров из НОАК прошли обучение в Севастополе.
КНР может быть заинтересована и в использовании потенциала украинских судоремонтных предприятий. В частности, это касается оснащения китайского авианосца «Ши Лан», бывшего украинского «Варяга».
Напомним, что история этого корабля была не менее трагической, чем история его легендарного предшественника. Заложенный на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, он был спущен на воду 25 ноября 1988 года. В 1993 году по договору между Украиной и Россией недостроенный «Варяг» отошел Украине. Но волей политического руководства страны в 1998-м был продан одной китайской компании всего за 20 млн. долл. Владелец планировал оборудовать на нем казино. Однако политики и военные Поднебесной не могли не оценить преимуществ корабля и нашли ему другое применение. После ремонта он готов войти в состав китайского Военно-морского флота. Подтверждением этого служат заявления МИД Тайваня. Оно обвинило КНР в том, что на основе чертежей «Варяга» Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев. Работы, которые ведутся на корабле, свидетельствуют о намерении ввести его в боевой состав ВМФ НОАК, а не использовать, как было обещано, в качестве плавучего развлекательного центра. В мае 2010 года появились фотографии китайского палубного истребителя Shenyang J-15, являющегося прототипом Су-33, также в свое время купленного Китаем в Украине.
Не сумев использовать потенциал корабля в собственных целях, Украина может рассчитывать на контракты по обслуживанию его энергетической установки и другие технические работы, считает военный эксперт Павел Лакийчук. Кроме того, в течение нескольких лет реализуются проекты совместного производства боевых самолетов.
ВОСТОК НАМ ПОМОЖЕТ
Визит «Циндао» в Севастополь проходил на фоне очередного раунда переговоров о получении Украиной кредита от КНР в размере 3,6 млрд. долл. Официально озвученные цели – развитие энергетики, что предусматривает перевод с газа на уголь большинства котельных и тепловых станций.
Об этом шла речь и на встрече Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в Украине Чжан Синь с высокопоставленными чиновниками в Киеве. После этого диалог был продолжен на борту корабля, который посетил дипломат вместе с главой севастопольской госадминистрации Владимиром Яцубой. Чиновник попросил высокого гостя посодействовать, чтобы часть планируемых средств была направлена в подведомственный ему город. Как истинно восточный человек, Чжан Синь не дал однозначного ответа, однако пообещал передать эту просьбу высшему руководству.
Однако никто не поручится, что Украина, в случае получения запрашиваемых у Китая средств, будет их тратить на реформирование энергетики. Особенно в преддверии парламентских выборов, когда, по прогнозам экономистов, может произойти обвал национальной валюты, а резервы иностранной валюты тают на глазах. Впрочем, никто из украинских чиновников и не ожидает пристального контроля КНР за расходом средств. Это не МВФ с его жесткими требованиями гарантий возвращения кредитов и процентов по ним. Есть мнение, что кредит вообще не придется возвращать в денежной форме, и будет он предоставлен в качестве безвозмездной помощи.
Без сомнения, дивиденды от своих вложений Китай намерен получить в долгосрочной перспективе. Его активное вторжение на постсоветское пространство – традиционную сферу интересов России – включает миллиардный кредит Молдове и энергичные шаги по усилению влияния в Средней Азии, что во многом привело к выходу Узбекистана из ОДКБ. Теперь Украина становится очередным важным объектом в реализации китайской внешней политики.