0
5593
Газета Геополитика Интернет-версия

27.03.2015 00:01:00

Москва и Цхинвал прикроют друг друга

Тэги: южная осетия, тибилов, грузия, мид, нато, могерини, абхазия


южная осетия, тибилов, грузия, мид, нато, могерини, абхазия Президенты России Владимир Путин и Южной Осетии Леонид Тибилов (слева) скрепили новый союз двух стран крепким рукопожатием. Фото Reuters

Известное изречение российского императора Александра III о том, что у России есть только два верных союзника – ее армия и флот, – верно, но лишь отчасти. У России всегда были, есть и будут и другие союзники, без которых в своей истории не обходилась ни одна, даже самая что ни на есть великая держава. Один в поле не воин.

Эти союзники, которые имеются сегодня у Москвы, – государства, расположенные в самых разных уголках мира. Многие из них прошли с нашей страной горнило войны, скрепили, что называется, свой союз самым надежным способом – боевым братством, вместе пролитой кровью. Да, многие из этих союзников не отнесешь к державам мирового, да и зачастую – даже регионального уровня. Однако это не умаляет их ценности как союзника. Мал золотник, да дорог. В день празднования годовщины вхождения Крыма в состав Российской Федерации мы теперь уже официально, по всем канонам международного права приобрели еще одного такого верного и надежного союзника – Южную Осетию.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Долгожданный договор был подписан 18 мая 2015 года во время встречи президента Российской Федерации Владимира Путина и президента Республики Южная Осетия Леонидом Тибиловым. Полное его название – Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции – подчеркивает эксклюзивность данного соглашения, выводящего отношения между нашими двумя странами на совершенно новый, уникальный уровень. 

Фактически речь идет не просто о союзе двух государств, на повестке дня – формирование единой интегрированной структуры, призванной объединить ресурсы двух стран в целях обеспечения их безопасности и дальнейшего развития во всех областях.

«Со дня установления дипломатических отношений Российской Федерации и Южной Осетии прошло уже почти семь лет. За это время удалось заложить прочные основы сотрудничества, сформировать двусторонние отношения практически по всем направлениям. Мы создали хорошую договорно-правовую базу, уже насчитывающую более 80 различных соглашений. Сегодня нами сделан еще один важный шаг на пути дальнейшего укрепления партнерских связей. Главный итог состоявшейся встречи – подписание договора о союзничестве и интеграции. В этом, без преувеличения, этапном документе зафиксирован достигнутый Россией и Южной Осетией высокий уровень межгосударственного диалога; определены долгосрочные ориентиры двусторонних отношений», – заявил после завершения переговоров и процедуры подписания договора президент РФ Владимир Путин.

«Между нашими странами будет сформировано общее пространство обороны и безопасности, обеспечена интеграция таможенных органов, введено свободное пересечение межгосударственной границы нашими гражданами. Будет создан совместный координационный центр органов внутренних дел. Эта структура призвана внести серьезный вклад в борьбу с терроризмом и организованной преступностью в регионе», – отметил российский лидер.

«Оценивая значимость договора для нашей страны, безо всякого преувеличения можно сказать, что этот документ стратегического масштаба и исторического значения, – подчеркнул, в свою очередь, президент Республики Южная Осетия Леонид Тибилов. – Подписанный договор о союзничестве и интеграции не просто конкретизирует положения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между нашими странами от 17 сентября 2008 года, но и расширяет рамочную договорно-правовую конструкцию, обозначая выход на новый уровень отношений».

НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ

«Российская Федерация будет всемерно способствовать развитию международных связей Республики Южная Осетия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Южная Осетия в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации», – особо подчеркивается в договоре. И это не менее важно, чем обещание силовой поддержки в случае агрессии.

Ведь та же Грузия, не сумев решить вопрос в ходе прямой вооруженной агрессии против Южной Осетии, перешла в наступление на другом фронте, дипломатическом. В частности, начиная с 2009 года, когда Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция A/RES/63/307 (от 9 сентября 2009 года), фактически по инициативе Грузии и при безоговорочной поддержке со стороны ведущих стран Запада территория Южной Осетии именуется не иначе как Цхинвальский регион Грузии. И количество тех членов ООН, кто согласен с такой трактовкой, отнюдь не мало.

Резолюции эти ставятся на голосование теперь ежегодно, в прошлом году за Резолюцию A/RES/68/274 «Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузии и Цхинвальского региона/Южной Осетии, Грузии», принятую 5 июня 2014 года, проголосовали 69 стран – членов ООН, против – 13, воздержались – 79. Эти документы, конечно, совершенно не обязательны к исполнению, но они наглядно показывают направление, в котором по отношению к Абхазии и Южной Осетии действуют Грузия и ее союзники из «демократического мира». Не мытьем, так катаньем Цхинвалу, а заодно и Москве пытаются «указать на место».

Впрочем, и о силовом варианте в Тбилиси не забыли. Грузинское военно-политическое руководство твердо взяло курс на интеграцию в Североатлантический альянс, в связи с чем недавно свою обеспокоенность даже вынуждено было высказать российское внешнеполитическое ведомство.

После очередного, 31-го по счету раунда Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, завершившегося 18 марта с.г., МИД РФ обнародовал официальное сообщение, в котором особо подчеркнул, что известные планы по вступлению Грузии в военную организацию НАТО, создание в республике соответствующей инфраструктуры и проведение на грузинской территории крупных военных учений с участием вооруженных сил стран – членов этой военно-политической организации полностью противоречат базовым договоренностям по урегулированию ситуации в данном регионе от августа 2008 года.

«Делегации Абхазии и Южной Осетии выразили обеспокоенность в отношении планов Грузии по дальнейшей интеграции в НАТО, отметив, что движение в этом направлении представляет собой прямую угрозу безопасности двух независимых республик и тем самым противоречит базовым для Женевских дискуссий положениям договоренностей от августа 2008 года», – отмечается в распространенном российским внешнеполитическим ведомством сообщении.

Беспокоиться есть от чего. Страны Запада, прежде всего – из состава «пережитка холодной войны» под названием НАТО, регулярно довольно четко и ясно доводят до общественности свою позицию по вопросу Абхазии и Южной Осетии. Так, в итоговом заявлении после проходившего 5 февраля с.г. в Брюсселе заседания комиссии Грузия–НАТО подчеркивалось, что Североатлантический альянс полностью поддерживает суверенитет, независимость и территориальную целостность Грузии. Причем министры натовских стран в очередной раз «призвали Россию отказаться от признания Южной Осетии и Абхазии».

Кстати, свое неудовольствие по этому поводу высказали и в ЕС.

«Подписание Россией 18 марта так называемого Договора о союзничестве и интеграции с отколовшимся от Грузии регионом Южная Осетия – еще один шаг, идущий вразрез с усилиями по укреплению безопасности и стабильности в регионе, – заявила верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини. – Данный «контракт», включающий упоминание о передаче полномочий в отдельных вопросах, явственно нарушает суверенитет и территориальную целостность Грузии, принципы международного права и международные обязательства Российской Федерации, включая соглашение от 12 августа 2008 года и меры по его имплементации от 8 сентября 2008 года, и не имеет никакой юридической основы».

А тем временем слова у руководства Североатлантического альянса не расходятся с делом – более десятка стран НАТО оказывают существенную и разнообразную помощь Грузии в области обороны и безопасности, включая подготовку военнослужащих и поставки вооружений и военной техники. В частности, еще 1 сентября прошлого года были обнародованы планы создания на территории этой республики совместного учебного и оценочного центра НАТО и Грузии (более подробно о данном центре рассказано в статье Виктора Мясникова «НАТО пришло в Грузию. Россия укрепляет позиции в регионе», опубликованной в «НВО» за 13.02.15). И кто после этого нарушает стабильность в регионе?

Фактически речь идет о создании своего рода полевого лагеря для натовских военных, где они смогут подробно ознакомиться с особенностями данного вероятного театра военных действий, отработать особенности своей тактики действий здесь и т.п. История же НАТО показывает: там, где появился один лагерь или центр, вскоре может быть создана полноценная военная база, а затем – и сеть баз. И все это в непосредственной близости от границ России. Так что нет ничего удивительного в том, что военным вопросам, вопросам создания единого оборонительного контура в договоре отведено первостепенное место.

ВЗАИМНАЯ ОБОРОНА

«Договаривающиеся стороны, учитывая сложившуюся в регионе военно-политическую ситуацию, наличие реальной угрозы миру и безопасности в регионе, формируют единое пространство обороны и безопасности», – говорится в ст. 2 подписанного Владимиром Путиным и Леонидом Тибиловым договора. При этом далее это положение конкретизируется: Россия обеспечивает оборону и безопасность Южной Осетии, включая защиту и охрану ее государственной границы, для чего «отдельные подразделения Вооруженных сил и органов безопасности Республики Южная Осетия входят в состав Вооруженных сил и органов безопасности Российской Федерации по согласованию Договаривающихся сторон».

Порядок вхождения таких подразделений ВС и органов безопасности Южной Осетии в состав российских Вооруженных сил и органов безопасности, а также все вопросы, связанные с их функционированием, применением по назначению и соответствующим обеспечением, будут подробно изложены в отдельном двустороннем соглашении, которое планируется подписать не позднее шести месяцев со дня вступления подписанного договора в силу.

Главным же является положение о совместной обороне. «Если одна из Договаривающихся сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого-либо государства, группы государств или незаконных вооруженных формирований, то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся стороны», – указывается в договоре. По большому счету данный пункт ставит жирный крест на возможности силового решения «югоосетинского вопроса»: одно дело – вторгнуться огромной массой войск с танками, артиллерией, реактивными системами залпового огня и боевой авиацией в маленькую страну, не имеющую сильной и многочисленной армии, и совсем другое дело – напасть на друга и стратегического союзника ядерной державы.

При этом Россия свое обязательство дает совершенно обдуманно и взвешенно. Более того, оно полностью согласуется с положениями действующей Военной доктрины РФ, подписанной президентом России Владимиром Путиным 26 декабря 2014 года. В ней, в частности, говорится о дальнейшем развитии отношений с Абхазией и Южной Осетией – об осуществлении взаимодействия с этими республиками именно «в целях обеспечения совместной обороны и безопасности».

Со стороны неискушенному читателю может показаться, что в выгоде здесь оказываются только Абхазия и Южная Осетия, задачи обеспечения обороны и безопасности которых на себя фактически берет Россия. Однако это не так. Формируя вместе с двумя республиками единый оборонительный контур в южной части Кавказского региона, Россия обеспечивает себе пространство для маневра силами и средствами на отнюдь не простом с физико-географической точки зрения театре военных действий, а также отодвигает потенциальный первый рубеж обороны на десятки километров от своих границ. Республики же получают в союзники державу мирового уровня, обладающую огромным военным потенциалом и способную в любых условиях защитить их территорию от внешней агрессии фактически любого противника, которому будет нанесен неприемлемый для него ущерб.

ГРАНИЦА ОТКРЫТА, НО ПОД КОНТРОЛЕМ

Отдельный вопрос – организация свободного пересечения российско-югоосетинской государственной границы, который обе стороны обязались осуществлять лишь с учетом тех ограничений, которые могут быть установлены по соображениям безопасности (более подробно данный механизм будет изложен в отдельном соглашении, которое планируется подписать в течение не позднее шести месяцев со дня вступления основного договора в силу), а также координация деятельности соответствующих служб и подразделений органов безопасности и правопорядка в целях противодействия «организованной преступности и иным опасным видам преступлений».

Согласно ст. 4 рассматриваемого договора, Россия и Южная Осетия «не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора создают Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел», который будет решать задачи, связанные с организацией обмена оперативно значимой информацией с правоохранительными органами России и Южной Осетии и ведения необходимых оперативных и криминалистических учетов; формирования и ведения специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы обеих стран; сбором, обобщением и анализом информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений и т.п.

«Закрепляемый договором статус союзника Российской Федерации в совокупности с формированием общего оборонного пространства для Республики Южная Осетия обеспечивает максимально возможные гарантии государственного суверенитета и безопасности; укрепление международных позиций, продвижения признания независимой республики и перспективы устойчивого социально-экономического развития», – подчеркивает президент Республики Южная Осетия Леонид Тибилов.

При этом он особо отметил, что союзничество с Россией – это исторический выбор Южной Осетии, у которого есть прочная основа и глубокие корни. «С ним наш народ связывает будущность своей страны», – заявил Леонид Тибилов, дав тем самым исчерпывающий ответ главе европейской дипломатии Федерике Могерини. Ведь право наций на самоопределение признают в Евросоюзе, не так ли?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1053
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1444
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1088
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
910

Другие новости