Здесь, в штаб-квартире ЦРУ, теперь будет решаться вопрос жизни и смерти многих афганцев. Фото Reuters
Самое время напомнить высказывание известного американского писателя Скотта Фицджеральда: «В жизни американцев не бывает второго акта». Но сегодня начальники ЦРУ, видимо, решили напрочь опровергнуть мнение литератора и последовать более приемлемому для американцев утверждению о том, что в Америке каждому дается в жизни вторая попытка.
Ведя самую продолжительную войну в своей истории, войну в Афганистане, которая длится уже 16 лет и не дает каких-либо положительных результатов, Белый дом не намерен оставлять в покое эту многострадальную страну. Наоборот, Вашингтон основательно усиливает свое силовое давление на нее, включая расширение масштабов тайных операций. Такие акции вот уже много десятков лет проводит главное шпионское ведомство США в разных частях планеты. Агенты ЦРУ свергают правительство, уничтожают неугодных политических лидеров, разжигают межнациональные конфликты и делают многое другое, что, по их глубокому убеждению, идет только на пользу всему человечеству.
ВТОРОЙ АКТ ЗАСЕКРЕЧЕННОЙ ВОЙНЫ
Популярная и весьма влиятельная американская газета New York Times 22 октября сообщила о том, что ее сотрудники получили от двух высокопоставленных федеральных чиновников сведения об увеличении масштабов скрытых акций агентов ЦРУ в Афганистане.
По данным некоторых американских специалистов, в 2009 году, когда Белый дом стал реализовывать свою новую стратегию в афганской войне, численность оперативников главного органа внешней разведки США составляла более 700 человек. Сколько их будет теперь, когда ЦРУ приступило к реализации новой стратегии действий в Афганистане, озвученной Трампом в конце августа, никто не говорит ни слова. Президент довольно в мутных тонах охарактеризовал свою стратегию. Он ничего не сообщил о каких-то ее военных аспектах и, что совершенно понятно, ни слова не сказал о будущей деятельности спецслужб в этой стране. Однако из слов главы Белого дома можно было сделать однозначный вывод: быстрого вывода войск из Афганистана ждать не следует. Война будет продолжаться более жестко и решительно и более активными темпами.
До выступления президента, его протеже, главный начальник военного ведомства Америки, отставной четырехзвездный генерал корпуса морской пехоты Джеймс Мэттис заверил сенаторов, что уже в июле текущего года они смогут изучить и оценить новую стратегию действий его подчиненных в Афганистане. Такие слова шеф Пентагона произнес на слушаниях по военному бюджету на 2018-й финансовый год, состоявшихся 13 июня. Заявление министра прозвучало в ответ на критику, высказанную председателем сенатского комитета по ВС (КВС) Джоном Маккейном, который выразил претензии по поводу отсутствия у Пентагона четкой стратегии ведения кампании в Афганистане. Однако стратегии до сих пор нет, и вряд ли она появится до будущего года. Видимо, Белый дом и Пентагон не очень хорошо понимают, чего они хотят добиться в этой стране и как это можно сделать, воюя с ее народом, в своих представлениях живущем в XV веке.
В конце мая известная американская компания «Стратегическое прогнозирование» (Strategic Forecasting, Inc.), которую часто называют просто Stratfor, более чем за две недели до выступления Мэттиса в Cенате, опубликовала прогноз дальнейшего развития событий в Афганистане и действий там Пентагона. В кратком обзоре своих последних прогнозных исследований аналитики компании написали, что «Stratfor была одной из немногих компаний, занимающихся геополитическими исследованиями, специалисты которой осознали все безумие войны США в Афганистане».
Как отмечается в NYT, до сих пор ключевой задачей ЦРУ в Афганистане была борьба с ячейками боевиков террористической группировки «Аль-Каида» (запрещена в РФ) и ее сторонниками. Теперь внимание специалистов по тайным операциям этого ведомства будет переключено на борьбу с вооруженными формированиями радикального исламистского движения Талибан (запрещено в РФ), активность которых в последнее время все более и более возрастает.
МИССИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ АГРЕССИВНОЙ
До настоящего времени ЦРУ боролось с талибами только открытыми методами, проводя операции совместно с подразделениями ВС Афганистана. Руководство управления полагало, что проведение тайных операций может привести только к пустой трате средств и времени, а агенты будут подвергаться совершенно неоправданному риску. Кроме того, лидеры ЦРУ серьезно сомневались в эффективности и результативности подобной тактики. Однако прежний подход начальников ЦРУ к уничтожению талибов не дал каких-либо ощутимых результатов. Видимо, по этой причине они сегодня решили начать действовать по-новому.
Новые задачи ЦРУ в Афганистане предполагают, что его сотрудники будут все чаще участвовать в секретных боевых операциях, то есть в ночных рейдах по позициям боевиков, розыске мест изготовления взрывных устройств и т.д. По данным NYT, оперативники ЦРУ будут проводить операции вместе с правительственными спецслужбами и военными подразделениями в составе крайне малочисленных групп. Такая тактика, отмечает издание, означает, что от американской общественности будут еще более скрыты факты деятельности ЦРУ и военных подразделений США в Афганистане.
Расширение масштабов скрытых действий оперативников ЦРУ в Афганистане отражает твердость намерений его нового директора Майка Помпео полностью истребить боевиков в разных частях света. При новом начальнике управление уже выразило свое намерение наносить скрытные удары беспилотными летательными аппаратами (БЛА) по лагерям и позициям талибов. Удары БЛА ЦРУ будут нацелены прежде всего на приграничные районы Афганистана и Пакистана, так называемую зону пуштунских племен, где в основном и базируются талибы.
На конференции по безопасности, состоявшейся в октябре этого года в Университете Техаса, директор ЦРУ заявил: «Мы не сможем выполнять нашу миссию, если не будем агрессивны». Он также добавил, что такое психологическое состояние оперативных работников ЦРУ должно быть постоянным и не меняться ни на минуту. «Каждую минуту мы должны быть сосредоточены на уничтожении наших врагов», – объявил директор присутствующим.
Высокопоставленные чиновники ЦРУ отказались комментировать факт трансформации роли управления в Афганистане и повышение внимания его оперативников к военным руководителям Талибана более низких звеньев управления. Однако, как утверждает NYT, изменение задач главного внешнего разведчика США в Афганистане является ясным свидетельством того, что намерение Вашингтона усадить боевиков за стол переговоров, а это является ключевым элементом новой стратегии Трампа, может быть реализовано только в том случае, если агрессивность акций США в отношении боевиков значительно возрастет.
ЦРУ НА САМОМ ДЕЛЕ
На мраморной стене главного вестибюля штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли можно прочитать библейское изречение: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Еще в середине 70-х годов прошлого столетия обозреватель New York Times Сеймур Херш отмечал, что «руководители ЦРУ со свойственным им цинизмом сделали своим девизом цитату из Евангелия от Иоанна, чтобы познать истину, они создают глобальную шпионскую сеть, свобода же для них, по сути, означает вседозволенность».
С самого первого момента появления на свет ЦРУ его руководители постоянно рассуждают об исключительной избранности своих подчиненных. Они убеждают их в том, что, как «рыцарям плаща и кинжала», им заранее отпускаются все грехи. Такое мироощущение у агентов ЦРУ начало формироваться со времен легендарного руководителя управления Аллена Даллеса, который заставлял каждого нового члена организации пройти специальный обряд посвящения в агенты. В ходе этой акции на нового шпиона надевали черный плащ и вкладывали в его руки кинжал.
Во все времена руководители ЦРУ старались представить свое ведомство как некую организацию, сотрудники которой являются рыцарями без страха и упрека, с чистыми помыслами, всегда готовые выполнить свой долг во имя Родины, делать это только руководствуясь высокой моралью и беспредельным гуманизмом. Им активно вторили в этом процессе Голливуд и преданные ЦРУ СМИ.
Однако совсем другой облик ЦРУ представляется известным американским журналистом, писателем и экспертом Дугласом Валентайном (Douglas Valentine), с 1981 изучающим это ведомство и написавшим несколько книг по истории и деятельности его спецов в США и за их пределами. Последняя из его книг под названием «ЦРУ и организованная преступность» (THE CIA AS ORGANIZED CRIME) вышла в свет в начале этого года. Можно сказать, что в ней ЦРУ представлено как некая закупочная лавка на всемирном рынке торговли секретами, сотрудники которой имеют явные криминальные наклонности и не чуждаются самых неблаговидных способов добывания информации и даже крови. Очень часто они просто крадут данные как обыкновенные уголовники, и пользуются их методами, оставаясь неподсудными.
19 сентября в издающемся в США шесть раз в год политическом журнале CounterPunch, стилистику которого его редакторы декларируют как «разоблачительная журналистика с радикальных позиций», было опубликовано интервью Валентайна под заголовком «ЦРУ: 70 лет организованной преступной деятельности». Эксперт обстоятельно ответил на многие вопросы о деятельности ЦРУ и довольно подробно объяснил глубинную суть этой конторы.
Он заявил, что все деяния ЦРУ являются незаконными и именно по этой причине федеральное правительство окружает эту спецслужбу непроницаемым покровом секретности. В то время как СМИ изображают Америку бастионом мира и демократии, специалисты ЦРУ управляют преступными организациями по всему миру. Одним из примеров такой деятельности этого ведомства, как сказал Валентайн, является привлечение крупнейшего наркоторговца США 50-х – 60-х годов прошлого столетия Санто Трафиканте к убийству Фиделя Кастро. В обмен на эту услугу ЦРУ позволило мафиози ввозить в Америку тонны наркотиков. Писатель также рассказал, что ЦРУ создает собственные компании по торговле оружием, судоходные и банковские компании для содействия преступным организациям, занимающимся торговлей наркотиками, чтобы делать эту грязную работу. Мафиозные деньги смешиваются в офшорных банках с деньгами ЦРУ до тех пор, пока их преступную принадлежность нельзя будет идентифицировать. И добавил, что наркоторговля – это только один пример незаконных действий данного ведомства.
Для понимания ЦРУ как такового, подчеркнул Валентайн, необходимо знать его историю. Именно она, если ее достаточно внимательно изучить, показывает, как ЦРУ удается сохранять свою секретность. Если бы Америка была демократией и если бы в ней действительно действовала свобода слова, то ее граждане могли бы изучать и обсуждать ЦРУ. Но это сделать невозможно, и поэтому подлинная история США остается неизвестной ее гражданам, что, в свою очередь, означает, что они не имеют представления, кто они такие как личности и как нация. Американцы воображают себя тем, чем они не являются на самом деле. Специалист отметил, что американские лидеры знают только маленькие обрывки правды. Они не говорят об истинных злодеяниях, совершаемых ЦРУ, поскольку в этом случае у них остается мало шансов сохранить свои лидирующие позиции.
Объяснил писатель и значение термина «правдоподобное отрицание», которым характеризуется деятельность ЦРУ. Он сказал, что ЦРУ не делает ничего такого, что оно не сможет впоследствии отрицать. Правдоподобное отрицание – это форма сокрытия истинного положения вещей. Во время сенатских слушаний о заговорах ЦРУ с целью убийства Фиделя Кастро и других зарубежных лидеров бывший тогда заместителем директора ЦРУ по оперативной работе Ричард Биссел определил «правдоподобное отрицание» как «использование уклончивых выражений и эвфемизмов в обсуждениях, когда четкое определение может раскрыть тайные действия и привести к их концу». Все, что делает ЦРУ, можно отрицать. Это часть его мандата, выданного Конгрессом США, члены которого совсем не хотят, чтобы их привлекали к ответственности за преступления, совершаемые ЦРУ.
На вопрос: знают ли люди из ЦРУ, что они часть «подразделения организованной преступности правительства США», Валентайн ответил, что они хорошо об этом осведомлены. Он вспомнил слова сотрудника ЦРУ Нельсона Брикхэма, создавшего программу «Феникс», о своих коллегах: «Я описал службу разведки как очень приемлемый способ выразить свои преступные тенденции. Парень с сильными криминальными наклонностями, но слишком трусливый, чтобы стать преступником, получает работу в какой-нибудь организации вроде ЦРУ, если у него есть необходимое образование». Брикхэм описал сотрудников ЦРУ как людей с идеей «хочу быть наемником», нашедших социально приемлемый способ выполнять такие вещи и, соответственно, получать за это хорошие деньги.
Эксперт по ЦРУ также отметил тот факт, что его сотрудники имеют поддельные удостоверения личности, летают повсюду в частных самолетах, живут на виллах и совершают убийство с помощью современных технологий. Именно они указывают армейским генералам, что те должны делать. Они руководят комитетами Конгресса. Они безнаказанно и равнодушно убивают государственных руководителей и невинных детей. Для них все и вся, за исключением их шефов, являются предметами потребления.
По словам Валентайна, главная потребность ЦРУ в тотальном контроле над информацией делает предельно необходимым сотрудничество со СМИ. Это один из больших уроков, полученных руководством США во Вьетнаме. Хорошо идеологически обработанные и хорошо оплачиваемые главы правительств и руководители СМИ никогда не позволят публике увидеть массовые убийства мирного населения, которые США устраивают в других странах.
На последний вопрос интервьюера: является ли ЦРУ врагом американского народа, Валентайн ответил: «Да. Это инструмент богатой политической элиты, занимающейся своим грязным делом».