На фото Ту-214ОН, подготовленный для полетов в рамках Договора по открытому небу. Фото Павла Сарычева\НГ-Online
США выходят из Договора по открытому небу, по которому 34 страны мира могли вполне легально вести воздушную разведку над территорией соседних государств. Благодаря этому Москва и Вашингтон всегда были в курсе военных приготовлений друг друга. В 2019 году Россия осуществила 42 наблюдательных полета над другими государствами-участниками и приняла 29 над своей территорией.
Договор по открытому небу подписали 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Сегодня это фактически последний международный договор по контролю за обычными вооружениями. Ушло в Лету соглашение по обычным вооружениям в Европе — ДОВСЕ. Прекратил свое существование РСМД — отвечавший за запрет разработки и размещения ракет малой и средней дальности. В итоге практически все достижения по разрядке военно-политической ситуации с начала 90-х к нашему времени превратились в ноль. Да и само «Открытое небо» стояло не один год под вопросом. Вашингтон давно был недоволен теми возможностями, которые он даёт Москве.
Например, в 2017 году наш самолет-разведчик Ту-154М-ЛК1 Воздушно-космических сил безнаказанно пролетел над Капитолием, штаб-квартирой ЦРУ в Лэнгли и военно-воздушной базой ВМС Эндрюс, с которой взлетает «Air Force One» — Boeing 747-200B президента США. И всё это на высоте чуть более одного километра. Телеканал CNN буквально взорвался —это закрытое для воздушных судов пространство, но не для русских! В итоге президент Дональд Трамп сдался, объявив о прекращении участия Америки в проекте. Причина как обычно - нарушение Россией условий соглашения.
В Белом доме традиционно не объясняют в чем, собственно, состоит это нарушение. Но допускают, что договор может быть пролонгирован. Об этом Вашингтон просили в недавнем послании и 16 высокопоставленных европейских чиновников, военных и дипломатов из восьми европейских стран, включая представителя России, бывшего директора Службы внешней разведки Вячеслава Трубникова (см. «НГ» от 19.05.2020 г). По их мнению плюсов от действия договора больше, чем минусов. Во всяком случае, для европейцев «российская угроза» и ее сдерживание куда более актуальней чем для находящихся в другом полушарии американцев. Однако, в настоящий момент, как следует из решения Дональда Трампа сохранение соглашения для Вашингтона не выгодно.
Отношения России и США в рамках ДОН постепенно обострялись, начиная с 2017 года. У Вашингтона к Москве две основные претензии - ограничение наблюдательных полетов над Калининградской областью в 500 км в 2014 году и отказ в таких полетах над 10-километровой зоной вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией, которые, с точки зрения РФ, являются суверенными государствами. Претензии к США есть и у российской стороны: ограничение полетов на малых высотах в районе Вашингтона, сокращение пространства для наблюдения над Гавайскими островами и отказ в ночевке экипажам на авиабазах Робинс и Элсворт в штатах Джорджия и Южная Дакота. Их использование позволяло нашим самолетам и экипажам просматривать значительно большие территории Северной Америки. А также ограничение полетов над Алеутскими островами. В ответ на это Москва объявила об отказе американским экипажам в ночевках на трех российских аэродромах.
- На кону президентские выборы и полеты над стратегическими для американцев объектами могут оказать существенное влияние на их исход, - высказал свое мнение НГ профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. – С другой стороны, существование подобной системы слежения за военной активностью друг друга себя изжили. Зачем проводить воздушные инспекции, когда есть спутники, способные это делать практически в режиме реального времени и без необходимости каких-либо согласований со странами, территорию которых они изучают?
Впрочем, по мнению экспертов, спутники не в полной мере могут раскрыть ситуацию. На их эффективную работу влияют природные факторы, например, облачность. В мультиспектральном диапазоне: инфракрасном, рентгеновском или ультрафиолетовом, они не видят всех деталей на местности. Точно определить по спутниковому снимку - не только факт нахождения техники, но и её тип - не всегда возможно. Да и цена вопроса использования космических аппаратов и самолётов несопоставима.
До последнего времени в разведывательных миссиях Россия использовала самолеты Ан-30Б, Ту-154М ЛК, США – Boeing OC-135B Open Skies. Его частенько можно было видеть на подмосковном аэродроме Кубинка – Центра показа авиационной техники. Конечно, не ахти какой секретный объект, но все же военная база российских Воздушно-космических сил. Однако в 2017 году у нас появилась новая машина - Ту-214ОН. По техническим возможностям установленной на ней разведывательной аппаратуры она существенно превосходит американские и европейские самолёты разведчики. Мы готовы были сертифицировать ее в рамках ДОН, но Вашингтон категорически с этим не согласился – Open Skies устарел, а новых воздушных шпионов Пентагон не заказывал. Ту-214ОН все-таки удалось включить в соглашение. Но вот летать в Штаты он до сих пор не может.
Вадим Козюлин считает, что ситуация с ДОН очень схожа с тем, что сейчас происходит вокруг договора о Сокращении наступательных вооружений СНВ-3. Американцы так же не планируют его пролонгации. Договор ограничивает ядерные потенциалы двух стран и позволяет контролировать их развитие. Однако, Москва, не нарушая отведенных квот, серьёзно модернизировала парк носителей – баллистических ракет и боеголовок к ним. В послании федеральному собранию Владимир Путин презентовал сразу две машины, радикально выводящие российские стратегические силы ядерного сдерживания на новый технический уровень. Это тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» и гиперзвуковой маневрирующий ядерный блок «Авангард».
Ракета имеет дальность полета в 11 тыс. км. В отличие от предшественниц, может атаковать цели в другом полушарии хоть через Северный, хоть через Южный полюса. У США на этих направлениях нет систем противоракетной обороны. «Авангард» опасен тем, что способен на огромной скорости маневрировать, менять направление полета, входить в атмосферу и возвращаться в космос. Он словно «блинчик», пущенный по воде, скачет туда-сюда. Навести на него противоракеты физически невозможно. В рамках действия СНВ-3 мы показали эти разработки американским специалистам. Кремль заверил Белый дом в том, что готов включить эти вооружения в новый договор. Однако это не вызвало на Капитолийском холме никакой реакции – появление нового, современного и адекватного российскому стратегическому оружию ожидается в США не ранее 2027 года. До этого момента американцы не намерены связывать себе руки какими-либо обязательствами (см. «НВО» от 22.05.2020 г).
Впрочем, как и в случае с СНВ, с ДОН Вашингтон держит «калитку» открытой – не исключает возможностей, что если Москва исправиться в своем поведении, то договора будут снова заключены. Что исправлять не понятно, да и подписание, как видится произойдет не раньше выборов президента. И надо думать, что не Дональда Трампа – ставленника Кремля, пришедшего к руководству государством благодаря российскому вмешательству в американские выборы. Последний, бездоказательный, аргумент ставит самый большой крест на российско-американских отношениях и на общей международной безопасности в мире.
комментарии(0)