Фейковые фото российских боевых самолетов в Ливии можно рассматривать как элемент гибридной информационной войны. Фото с сайта www.dvidshub.net
Главной военной новостью прошлой недели стало сообщение о появлении в Ливии нескольких истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24. Машины пополнили военно-воздушные силы Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара.
Первыми о появлении новой авиатехники сообщили информационные ресурсы Правительства национального согласия (ПНС) – противника ЛНА. В появлении МиГ-29 и Су-24 в Ливии сразу нашли российский след. Так, ПНС заявило, что авиатехника перелетела с авиабазы Хмеймим. А на маршруте ее сопровождали Су-35 Воздушно-космических сил России. Правда, в ряде арабских средств массовой информации появились сообщения, что МиГ-29 могут принадлежать ВВС Египта или были закуплены Объединенными Арабскими Эмиратами в Белоруссии.
Спустя несколько дней Африканское командование (African Command – AFRICOM) вооруженных сил США (в зону его ответственности попадает Ливия) опубликовало официальный пресс-релиз, подкрепив его несколькими фотографиями. В документе Россия прямо обвиняется в поставке самолетов силам Ливийской национальной армии. Позже, отвечая на запрос газеты Stars and Stripes, AFRICOM заявило, что российские военные перебросили в Ливию 14 самолетов.
На момент публикации ни Минобороны, ни Министерство иностранных дел России не прокомментировали появление МиГ-29 в Ливии, а также обвинения со стороны Соединенных Штатов.
В своих частных выступлениях глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев и первый заместитель главы комитета Госдумы по обороне Андрей Красов назвали эту информацию не соответствующей действительности.
Между тем военная ситуация в Ливии значительно обострилась. Постоянно поступают сообщения о непрекращающихся боях между силами ПНС и ЛНА. Поэтому достаточно интересно разобраться в ситуации с МиГ-29 и Су-24. А также понять, насколько новая авиационная техника поможет войскам Халифы Хафтара.
Подставные дроны
Нынешний год начался весьма удачно для Ливийской национальной армии. ЛНА смогла нанести ряд чувствительных поражений вооруженным формированиям Правительства национального согласия. В частности, бойцы ЛНА смогли закрепиться в пригородах Триполи, а также захватить стратегически важный порт Сирт.
20 января Турция официально направила в Ливию свой воинский контингент для поддержки сил Фаиза Сараджа (главы ПНС). Главной базой турецкой группировки стал аэродром Митига в Триполи. Туда были переброшены отряд ударных беспилотников Bayaktar и средства противовоздушной обороны – зенитные ракетные системы Hawk, а также пушечные комплексы.
В ответ на действия Анкары Объединенные Арабские Эмираты и Египет, в свою очередь, оказали военную помощь Халифе Хафтару. В частности, Ливийской национальной армии были переданы ранее закупленные в России зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь», а также дополнительные отряд китайских ударных БПЛА Wing Loong. С этого момента войну в Ливии можно смело назвать первой беспилотной войной. Главной ударной силой ПНС и ЛНА сWтали именно дроны.
В марте и апреле казалось, что дни Правительства национального согласия сочтены. Отряды Ливийской национальной армии смогли перерезать на востоке важнейшую трассу, которая связывает Триполи с Тунисом. Неоднократно под ракетные удары попадала авиабаза Митига. В результате Турция потеряла несколько военнослужащих и даже целую батарею ЗРС Hawk.
Но в мае ситуация резко поменялась. Турция направила к побережью Ливии в районе тунисской границы свои фрегаты. Боевые корабли смогли развернуть надежный противовоздушный зонтик над силами Фаиза Сараджа. До появления фрегатов силы ПНС несли потери от ударов беспилотников Wing Loong. Но для зенитных ракетных систем турецких фрегатов китайские беспилотники оказались очень легкой мишенью. Буквально за несколько дней Турция смогла создать бесполетное пространство на западе Ливии.
Оказавшись без воздушной поддержки силы Ливийской национальной армии очень быстро отступили под ударами сил Правительства национального согласия. В свою очередь, турецкие легкие дроны Bayaktar буквально развернули охоту за отступающими отрядами Халифы Хафтара. Воздушный террор эффективно сдерживали зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь». Но их количества оказалось недостаточно, чтобы закрыть все отряды ЛНА.
18 мая силы Правительства национального согласия смогли захватить стратегически важную авиабазу Аль-Ватия. Последняя была краеугольным камнем всей операции сил Ливийской национальной армии по захвату Триполи. Спустя несколько дней ПНС практически выбило силы Халифы Хафтара из пригородов Триполи. Одновременно отряды Фаиза Сараджа начали наступление на севере вдоль побережья Средиземного моря. Для Ливийской национальной армии сложилась реальная угроза потерять недавно захваченный Сирт.
В этой ситуации Объединенные Арабские Эмираты и Египет активизировали свою военную поддержку Ливийской национальной армии. Так, в социальных сетях появились фотографии новых зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь», переброшенных ОАЭ в Ливию. И в этот момент появились сообщения о появлении в арсенале Халифы Хафтара истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24.
Что можно «МиГом»?
В ответ на сообщения информационных ресурсов ПНС о перелете в Ливию «МиГов» и «Сухих» спикеры ЛНА объявили «о скором начале крупнейшей воздушной операции в Ливии». Так, 21 мая командующий воздушными силами ЛНА Сакер аль-Джоруш заявил: «В следующие несколько часов вы увидите крупнейшую воздушную кампанию в истории Ливии». Правда, с момента высказывания ливийского военачальника ситуация заметно не поменялась. Ни МиГ-29, ни Су-24 в бои не вступили.
Чем могут помочь «двадцать девятые» и «двадцать четвертые» силам терпящего поражения Халифы Хафтара? При правильном применении они станут смертельной угрозой для отрядов ПНС и их военных баз.
Главная проблема Wing Loong и Bayraktar – это их слабое вооружение. Беспилотники несут на своем борту только легкие авиабомбы и ракеты весом в несколько десятков килограммов. К примеру, самый тяжелый боеприпас в арсенале китайского дрона – это 50-килограммовая авиабомба LS-6. Еще хуже ситуация у турецких БПЛА. Их «тяжелый калибр» – это 22-килограммовые управляемые боеприпасы MAM-L.
Во время недавних боев в сирийском Идлибе турецкие СМИ активно распространяли записи ударов Bayraktar по сирийским позициям и бронетехники. Правда, после окончания боев анализ потерь показал, что Турция серьезно завысила свои заявки на поражение целей. Многие сирийские танки и боевые машины легко перенесли неоднократные попадание маломощных боеприпасов. Эффективны удары Bayraktar оказались только против легких машин и слабо укрепленных позиций.
Вряд ли стоит ожидать, что ливийские «МиГи» и «Су» будут применять современные высокоточные авиационные средства поражения. Но в арсенале МиГ-29 и Су-24 250-, 500-килограммовые и даже полуторатонные авиабомбы. Прицельные системы самолетов позволят наносить удары даже такими изделиями с хорошей точностью.
Понятно, что ударов таких мощных авиационных средств поражения не выдержат бронетехника и позиции Правительства национального согласия. В Ливии ни у одной стороны конфликта нет полноценного зонтика противовоздушной обороны.
Кто вы? Друзья?
Сообщение Правительства национального согласия о перебазировании МиГ-29 и Су-24 появилось 21 мая. Первоначально его распространили информационные ресурсы, но позже с официальным заявлением выступил лично министр внутренних дел ПНС Ливии Фатхи Башаг.
15 мая в Telegram-канале «Записки Охотника» появилось сообщение, что с аэродрома Приволжский в Сирию выполнил полет Ту-154 с бортовым номером RA-85042. По какой-то причине машина приземлилась на иранской авиабазе Хамадан. Далее канал ссылается на неких «местных любителей авиации из Ирана» и утверждает, что «мы имеем дело с переброской целой группировки истребителей МиГ-29 (ориентировочно прибыло 6 единиц)».
В настоящее время МиГ-29 – это очень редкая машина в авиапарке Воздушно-космических сил России. Все полки, ранее оснащенные «двадцать девятыми», перевооружены на Су-30СМ или Су-35СМ. Последним боевой частью на МиГ-29 оставался 14-й гвардейский авиаполк (базируется в Курске). Примечательно, что в свое время ему достались наиболее современные МиГ-29СМТ. Ранее из-за выявленных недостатков от них отказался Алжир. Но уже в 2018 году 14-й авиаполк полностью перешел на Су-30СМ.
МиГ-29 остаются в пилотажной группе «Стрижи», а также в составе 63530-й авиабазы Эребуни в Армении. Несколько машин есть в авиапарке 968-го инструкторско-исследовательского авиационного полка 4-го Центра боевого применения авиации (город Липецк). Шесть истребителей модификации КР и КУБР стояли на вооружении 100-го корабельного истребительного авиаполка и 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава Морской авиации. Правда, в походе авианосца «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии один корабельный «МиГ» был потерян.
В 2014 году Минобороны заключило контракт с Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку 16 истребителей МиГ-29СМТ. Машины должны были быть адаптированы под требования российского военного ведомства, поэтому они получили индекс МиГ-29СМТР (русский). В 2017 году контракт был выполнен в полном объеме. Все полученные «МиГи» были переданы в состав 116-го Учебного центра боевого применения и сейчас базируются на аэродроме Приволжской Астраханской области.
116-й УЦБП входит в состав 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения истребительной авиации ВКС России. Фактически 116-й УЦБП – это российский аналог эскадрильи ВВС США «Агрессор».
В 2017 году МиГ-29СМТР 116-го Центра участвовали в боевых действиях в Сирии. В декабре этого же года в Минобороны России заявили, что «экипажи истребителей МиГ-29СМТ вернулись на аэродром постоянной дислокации в Астраханской области. Летчики выполнили перелет с аэродрома Хмеймим после успешного выполнения задач на территории Сирийской Арабской Республики».
Спутниковая фотография авиабазы Эль-Джуфра подтвердила наличие только одного МиГ-29. Также на спутниковый снимок не попало ни одного Су-24. Если внимательно посмотреть на фото, можно заметить одну особенность. У «ливийского» МиГ-29 крылья расположены достаточно близко к хвостовому оперению. Такая конструкция характерна не для серии МиГ-29СМТ/СМТР, а для корабельных МиГ-29К/КУБР.
Ответный ход
26 мая AFRICOM опубликовал пресс-релиз, а также подборку фотографий, которые должны доказать передачу Россией Халифе Хафтару истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24. На фотографиях нет информации, когда они были сняты – эти данные закрыты черными квадратами.
Помимо снимка авиабазы Эль-Джуфра AFRICOM опубликовал еще несколько цветных и черно-белых фото МиГ-29. На них запечатлены самолеты как с российскими звездами, так и некие машины без опознавательных знаков. МиГ-29СМТ на фото присутствует. На одной из фотографий можно опознать «двадцать девятый» с характерным «горбом» за кабиной пилота (это топливный бак), а также по маячку на хвостовом оперении. В ВВС России такое изделие есть только на МиГ-29СМТ – его используют для ночных полетов. Примечательно, что этот истребитель несет на киле российские звезды.
Самое интересное в американской подборке – снимок авиабазы Хмеймим, который судя по углу съемки, сделан явно с БПЛА. На них запечатлена рулежная полоса рядом со стоянкой четверки дежурных Су-35. На рулежке стоят четыре МиГ-29. На следующем фото «двадцать девятых» и одного Су-35 нет.
К этим снимкам следует присмотреться внимательно – в особенности к нижней рулежной дорожке. Как известно, на авиабазе Хмеймим две взлетно-посадочные полосы. Но только одна, которая находится ближе к терминалу и стоянкам, используется как рулежная полоса. При этом на ее концах нанесена разметка в виде «зебры» и белого «Х». Эти обозначения хорошо видны на Google Maps. Но вот на снимках Пентагона они не видны. При этом складывается впечатление, что на самой рулежке идет ремонт – с бетонных плит (характерные квадратики на фото) убрано покрытие.
Если проанализировать доступные спутниковые фото Хмеймим, то можно заметить, что в начале прошлого года российские военные начали реконструировать рулежку одновременно с началом строительства защитных укрытий на авиабазе. Так что на момент американской съемки все работы уже были закончены. Осенью прошлого года авиабазу посетили российские и иностранные журналисты. И на опубликованных материалах видно, что рулежка уже отремонтирована и работает.
AFRICOM также опубликовал фото фронтовых бомбардировщиков Су-24. Правда, только два черно-белых снимка хорошего качества. На остальных «двадцать четвертые» опознать можно с большим трудом – размытые силуэты машин на большом расстоянии. Судя по фото, Су-24 продолжают нести опознавательные знаки ВКС России, а также бортовые номера. На одном из них хорошо различима надпись «ВВС России» и цифра «02».
По неизвестной причине в американскую подборку попал Су-34. По всей видимости, бомбардировщик на фото выполняет перегоночный полет. Под фюзеляжем находится большой подвесной топливный бак, а на крыльях две ракеты «воздух–воздух» ближнего радиуса действия – скорее всего это Р-73 или Р-74. При этом ни в одном заявлении ни ПНС, ни AFRICOM о перелете в Ливию Су-34 не упоминают.
Достаточно примечательна и фотография истребителя Су-35. Все остальные снимки сделаны с бортов беспилотных летательных аппаратов. При этом все самолеты находятся достаточно далеко от объектива. А вот Су-35 такое впечатление, что снят вплотную и явно не с борта БПЛА. Откуда же взят этот снимок?
Ответ очень прост, и дал его сам Пентагон. 27 мая 6-й флот ВМС США опубликовал видеозапись перехвата над Средиземным морем базового противолодочного самолета Р-8 Poseidon российскими истребителями Су-35. В американском военном ведомстве действия пилотов ВКС назвали рискованными. При этом если сопоставить видео с борта Р-8 и американский снимок «ливийского» Су-35, то сразу видны поразительные сходства.
В американской подборке есть еще одно удивительное фото: по некой рулежке или взлетно-посадочной полосе движутся три загадочных белых диска. Что это за НЛО, AFRICOM не пояснил.
Итак, на поверку американские фото вызывают много вопросов. Складывается впечатление, что специалисты Африканского командования действовали в большой спешке. Поэтому накидали в подборку фотографии подходящей российской авиационной техники, снятой над Сирией и Средиземным морем за несколько лет. Но все же фото двух МиГ-29 без опознавательных знаков действительно могут подкрепить американскую версию.
Но неожиданно в пятницу в социальных сетях появились фотографии двух истребителей МиГ-29СМТР без опознавательных знаков, стоящих на авиабазе Хмеймим. Судя по локации, машины находились на ближней к терминалу аэропорта стоянке. Там самолеты стоят в укрытиях, выполненных из габионов. Российское информационное агентство РИА ФАН опубликовало сообщение, что эти машины переданы Россией правительству Сирии. При этом нет ссылки на заявления Минобороны России и сирийского правительства. В настоящее время ни Дамаск, ни Москва официально не подтвердили передачу истребителей.
К сожалению, до сих пор непонятно, что за загадочные МиГ-29 перелетели в Ливию. Пока даже нет точных данных, сколько было этих машин. Но однозначно можно утверждать одно: с их появлением у Ливийской национальной армии маршала Халифы Хафтара появится реальный шанс переломить ситуацию в свою пользу.
комментарии(0)