Собор в Солсбери теперь прочно ассоциируется с загадочными спецоперациями. Фото Reuters
В конце января британская газета Guardian опубликовала статью о последствиях для российско-британских отношений попытки отравления в 2018 году бывшего военного разведчика Скрипаля и его дочери. Газета предрекала длительный застой, несмотря на прошедшую в Берлине в начале года встречу российского президента и британского премьера. Среди подозреваемых в покушении на Скрипаля западная пресса называла российскую военную разведку ГРУ, хотя в Москве это отвергали. Более того, высказывались предположения, что за ним стоят британские или другие спецслужбы стран НАТО.
Всемирная история отравлений
За несколько лет до этого опять-таки в Лондоне внезапно умирает бизнесмен Александр Перепеличный. Коммерсант скончался возле своего дома в городе Уэйбридж 10 ноября 2012 года во время вечерней пробежки. Незадолго до смерти он начал помогать швейцарской прокуратуре в расследовании дела о происхождении миллионов евро, переведенных из России на счета в швейцарских банках. После двух патологоанатомических исследований специалисты не смогли определить причину смерти, и была назначена токсикологическая экспертиза. Но только год спустя специалист-ботаник обнаружила в желудке Перепеличного следы ядовитого растения. Профессор Моник Симмондс нашла вещество, которое может быть получено только из гельземия – высокотоксичного растения (Gelsemium). Но кто конкретно причастен к смерти бизнесмена, так и остается тайной по сей день. Однако интересно отметить, что в том же году от отравления этим растением умер китайский миллиардер Лонг Льюен.
Судя по сообщениям прессы, наибольшим опытом в применении ядов для устранения политических деятелей обладает ЦРУ. Понятно, что использовать яд – это практически идеальное решение для агента спецслужбы, когда речь заходит о ликвидации человека. В США отцом создания системы уничтожения с помощью ядов считают Сиднея Готтлиба, который до самой своей смерти в конце 90-х работал в ЦРУ и стал известным благодаря участию в попытках покушения на убийство в 1950-х и 1960-х годах кубинского лидера Фиделя Кастро и президента Конго Патриса Лумумбы. Для убийства Кастро им были сконструированы сигары с возбудителем ботулизма и шариковые ручки со скрытой иглой. Конструктивно эти ручки очень напоминали зонтик, с помощью которого был убит в Лондоне болгарский диссидент Георгий Марков. С помощью иглы Сиднея Готтлиба предполагалось ввести яд в пищу или зубную пасту Патриса Лумумбы.
Позднее Готтлиб руководил в ЦРУ программой контроля сознания, известной как Project MKUltra. Американский журналист Стивен Кинзер подробно описывает этот проект в своей книге «Сидней Готтлиб и ЦРУ в поисках контроля над разумом». «Готтлиб хотел создать способ контролирования сознания людей, и он понял, что это процесс, состоящий из двух частей, – говорит Кинзер. – Во-первых, вам пришлось взорвать существующий разум. Во-вторых, вы должны были найти способ вставить новый разум в эту возникающую пустоту. Мы не слишком далеко продвинулись по второй части, но он проделал большую работу над первой».
Как известно, ЦРУ нередко снабжало своих сотрудников и агентуру ядами, чтобы они могли покончить с собой в случае возникших обстоятельств. Так сотрудник ЦРУ летчик Гари Пауэрс, сбитый в 1961 году под Свердловском, не воспользовался имевшимся при нем ядом. Отравленная игла была спрятана в пустотелом серебряном долларе. Сотрудники КГБ испытали иглу на собаке – собака умерла через 20 секунд от удушения. Яд парализует центральную нервную систему. Речь в данном случае идет о яде сакситоксине. Его главное достоинство в том, что обнаружить следы этого вещества фактически невозможно. Не выявит их даже химическая экспертиза. Первоначально этот яд добывали из моллюсков, пойманных на Аляске, однако позже американские ученые смогли его синтезировать в лабораторных условиях. В американской армии и внешней разведке яд называют TZ. Всего 0,2 мг вещества достаточно для убийства человека. Смерть наступает через несколько секунд.
Известен случай самоубийства во время ареста с использованием капсулы цианида, спрятанной в авторучку. Речь идет об агенте ЦРУ, ответственном сотруднике советского МИДа Александре Огороднике. Такую же ручку с цианидом, если верить американскому журналисту Дэвиду Хоффману, имел и агент ЦРУ Адольф Толкачев, работавший в одном из московских оборонных научных институтов и арестованный летом 1985 года. Хоффманн подробно описал деятельность Толкачева в книге «Шпион на миллиард долларов».
Советские яды
Работы над использованием ядов для уничтожения политических противников проводились и в СССР. Павел Судоплатов, руководитель службы разведывательно-диверсионных операций в советских органах госбезопасности с конца 1930-х и до начала 1950-х годов в своей книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль. 1930–1950 годы» утверждает, что токсикологическая лаборатория была создана еще в 1921 году по указанию Ленина и именовалась специальным кабинетом. Первым начальником этой лаборатории был профессор Казаков, расстрелянный в 1938 году по процессу Бухарина. Она размещалась в Варсонофьевском переулке за Лубянской тюрьмой. Лаборатория в официальных документах именовалась Лабораторией-Х.
Начальник лаборатории полковник медицинской службы профессор Майрановский занимался исследованиями влияния смертоносных газов и ядов на злокачественные опухоли. В 1937 году исследовательская группа Майрановского из Института биохимии была передана в НКВД и подчинялась непосредственно начальнику спецотдела оперативной техники при комендатуре НКВД–МГБ. Непосредственно работу лаборатории курировал министр госбезопасности или его первый заместитель. Проверки, проведенные после ареста Майрановского (он был арестован якобы как участник сионистского заговора), а затем в 1960 году, показали, что Майрановский и сотрудники его группы привлекались для приведения в исполнение смертных приговоров и ликвидации неугодных лиц по прямому решению правительства в 1937–1947 годах и в 1950 году, используя для этого яды. «Мне, – подчеркивает Судоплатов, – известно, что подобного рода акции осуществлялись нашей разведкой за рубежом также и в 60–70-х годах». Судоплатов отмечает, что ему лично были известны четыре факта ликвидации опасных врагов Советского государства – как тогда однозначно понималось, – проведенные с участием Майрановского в 1946–1947 годах. Речь, как пишет Судоплатов, об известных украинских националистах, а также иностранцах – Самете и Оггинсе. Самет – интернированный в СССР польский еврей, инженер по профессии, занимался совершенно секретными работами по использованию трофейного немецкого оборудования на советских подлодках, которое давало большое преимущество в длительности пребывания под водой. Самет связался с англичанами и собирался выехать в Палестину. Приехавший в Ульяновск Майрановский вместе с агентом, врачом заводской поликлиники, сделал ему во время профилактического осмотра инъекцию яда кураре.
Более сложная история была связана со смертью американца Оггинса. По информации Судоплатова. он приехал в СССР в 30-х годах, будучи старым агентом Коминтерна и НКВД. Работал в Китае, на Дальнем Востоке и в США. Его жена входила в агентурную сеть НКВД в Западной Европе и США. Она отвечала, согласно Судоплатову, «за обслуживание наших конспиративных квартир во Франции». В 1938 году, опять же, если верить Судоплатову, Оггинс был заподозрен в двойной игре и арестован. Но его жена Нора, вернувшаяся в США в 1939 году и ничего не знавшая об аресте мужа, заподозрила неладное и связалась с ФБР. Судоплатов пишет: «У нас были основания предполагать, что она стала сотрудничать с ФБР». Считалось, что сотрудничество Норы с ФБР нанесло серьезный урон нашим агентурным позициям. После провала советской разведсети в США и Канаде в 1946–1947 годах Молотов, который тогда возглавлял Комитет по информации, объединявший под одной крышей политическую и военную разведки, опасался, что Оггинс, о пребывании которого в Бутырской тюрьме стало известно американцам, мог быть использован в качестве свидетеля против Компартии США. Решение о его ликвидации было принято Сталиным и Молотовым. В 1947 году Майрановский во время медицинского обследования в тюрьме сделал ему смертельный укол.
В 1959 нелегал советской разведки Богдан Сташинский, заброшенный в Мюнхен, совершил с помощью специального механизма два убийства. Первой его жертвой стал главный редактор выходившей в Мюнхене газеты украинских националистов «Украинский самостийник» Лев Ребет. Для покушения специально сконструировали однозарядный газовый пистолет. Газ выстреливался струей и вызывал у жертвы резкое сужение сосудов головного мозга, смерть наступала мгновенно, а обнаружить следы яда было почти невозможно. Стрелять приходилось с очень близкого расстояния, почти в упор, во время выстрела задерживая дыхание. Перед покушением также следовало принять противоядие.
Второй жертвой боевика-нелегала стал уже сам лидер ОУН Степан Бандера. Сташинский направил в украинского националиста струю цианистого калия из аналогичного механизма, скрытого в свернутой газете. Бандера вскоре умер от сердечной недостаточности, которую вызвало отравляющее вещество.
В 1990 году Судоплатов вместе с тогдашним генерал-майором КГБ Олегом Калугиным (в 2002 году он был лишен звания и осужден за государственную измену) был вызван в прокуратуру. Калугина допрашивали по делу об убийстве в 1978 году болгарского диссидента Маркова. Калугин утверждал, что Марков погиб от яда, который был изготовлен в той же токсикологической лаборатории. Для убийства Маркова использовался рицин. Этот яд считается настоящей классикой шпионского ремесла. Его смертельная доза для человека в 80 раз меньше, чем у цианистого калия. Яд ничем не пахнет и выглядит как белый порошок. Он не способен пройти через кожу человека. Для отравления его нужно доставить внутрь организма. Для летального исхода яд должен оказаться в крови жертвы. Смерть наступает довольно быстро. Делают этот яд из семян Ricinus communis (клещевины), растения, которое используют для производства касторового масла.
Рицин достаточно просто изготовить. По этой причине его рецепт уже давно не та тайна, которой владеют исключительно спецслужбы. Сегодня этот яд привлекает внимание террористов. Так, в 2003 году были сообщения о предотвращении попытки отравления рицином президента США Барака Обамы.
Жертвой токсикологических препаратов, изготовленных в Москве, предположительно стал и советский перебежчик, офицер ВМФ Николай Артамонов (по некоторым данным, офицер ГРУ). По показаниям Калугина, который участвовал в его похищении в Вене в 1975 году, при задержании Артамонову была впрыснута сверхдоза вещества, приведшая к его гибели.
Яды ХХI века
Последний достоверно известный случай применения российскими спецслужбами яда для устранения политических противников связан со второй чеченской войной. Речь идет об убийстве в 2002 году полевого командира Хаттаба (настоящее имя – Самер Салех ас-Сувейлем), известного как Черный Араб, сражавшегося на стороне чеченских боевиков в начале нулевых. Он умер после того, как вскрыл доставленное ему письмо. Концентрация отравляющего вещества – фторацетата была так высока, что в течение нескольких дней умерли еще пять человек – все, кто прикасался к конверту. В данном случае речь идет о фторацетате натрия, который является фторорганическим химическим соединением . Это бесцветное вещество используется в качестве метаболического яда. В организме человека симптомы обычно проявляются от 30 минут до трех часов после отравления. Начальные симптомы обычно включают тошноту, рвоту и боли в животе, а также потливость, спутанность сознания и возбуждение. При отравлении наблюдается нарушение сердечной деятельности, включая тахикардию или брадикардию, гипотензию и изменения в ЭКГ. Неврологические эффекты включают мышечные подергивания и судороги; они прогрессивно ухудшаются после нескольких часов, ведущих к коме. Смерть, как правило, наступает из-за желудочковой аритмии и прогрессирующей гипотензии, а также вторичной инфекции легких.
По всей видимости, операция была осуществлена ФСБ РФ, поскольку о ней официально заявил 25 апреля 2002 года начальник управления программ содействия Федеральной службы безопасности генерал-майор Александр Зданович. Для выполнения поставленной задачи был задействован агент из числа арабов, воюющих в Чечне, ранее завербованный спецслужбой одного из государств СНГ.
В числе отравляющих веществ, использованных для уничтожения ставших опасными свидетелей, упоминается и полоний-210. Это вещество было применено для ликвидации Александра Литвиненко, подполковника советской и российской госбезопасности в 1988–1999 годах, бежавшего в 2000 году в Великобританию и получившего там политическое убежище. 1 ноября 2006 года Литвиненко заболел, был госпитализирован и спустя три недели умер. Причиной смерти явилось отравление полонием-210. Одним из последствий отравления стали дипломатические скандалы и трения, ухудшившие двусторонние отношения между Россией и Великобританией.
Российские власти не признают ответственности за отравление Литвиненко. По утверждению Генпрокуратуры, власти Великобритании не предоставили официального заключения патологоанатомического исследования тела Литвиненко, имеющего важное значение для определения причины его смерти.
По мнению некоторых экспертов, следы полония-210 способен обнаружить в организме человека даже неопытный специалист. Это ставит под сомнение использование этого вещества разведкой, которая всегда делает ставку на незаметность. Единственным «достоинством» полония-210 является то, что это самый недорогой яд. Однако применение его в реальных операциях спецслужбами разных стран сомнительно.
комментарии(0)