0
5418
Газета Геополитика Интернет-версия

16.07.2020 22:00:00

Америка готовится к войнам будущего

Трансформации вооруженных конфликтов приведут к изменениям в стратегической культуре

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов.

Тэги: сша, пандемия, пентагон, нацбезопасность, вс


сша, пандемия, пентагон, нацбезопасность, вс Вашингтон рассматривает весь мир как зону своих геополитических интересов. Фото с сайта www.dvidshub.net

Сейчас для США настали непростые времена. Помимо пандемии коронавируса, обостряется предвыборная гонка. К тому же Вашингтон продолжает оставаться участником ряда вооруженных конфликтов, а его отношения с ключевыми державами оставляют желать лучшего.

Аналитика войны

В мае 2020 года по заказу Пентагона стратегическим исследовательским центром RAND выполнены научно-исследовательские работы по темам: «Геополитические тенденции и будущее войны: изменяющаяся глобальная среда и ее последствия для ВВС США», «Вглядываясь в хрустальный шар: целостно оценивая будущее войны», «Будущее войны в 2030 году» и ряд других. Прогнозируется развитие военно-политической обстановки, оценивается влияние процессов на ключевые для национальной безопасности вопросы:

– С кем будут воевать США?

– Где будут происходить конфликты с участием ВС США?

– Какой характер будут носить конфликты?

– Когда и почему Соединенные Штаты могут начать войну?

– Как подготовить ВС США к грядущим испытаниям?

Проведенный экспертами RAND анализ показывает, что Соединенные Штаты столкнутся с рядом углубляющихся стратегических военно-политических ситуаций, связанных с необходимостью принятия трудных – нередко взаимоисключающих – решений в период до 2030 года.

Во-первых, будущие конфликты, вероятнее всего, будут связаны с борьбой с терроризмом, ведением гибридных вооруженных конфликтов в серой зоне, асимметричных войн и масштабных классических войн. При этом Вашингтону придется участвовать в войнах, ведущихся в регионах, не представляющих особого интереса для США.

Во-вторых, состав вероятных противников США скорее всего не изменится – это Китай, Россия, Иран, Северная Корея и террористические группировки.

Вместе с тем в лагере союзников Вашингтона в Азии могут произойти глубокие изменения, связанные с растущим влиянием Китая и стремлением государств региона застраховаться от китайской экспансии за счет более тесных отношений с США. В НАТО и ЕС воля и способность традиционных союзников США применять военную силу, особенно за рубежом, уменьшатся.

В-третьих, наиболее вероятными регионами, где может разразиться следующая война, названы три: Индо-Тихоокеанский, в нем риски особенно высоки, Ближний Восток, где возникновение конфликта наиболее вероятно, а также Европа.

В каждом из этих регионов набирают силу невыгодные для США тенденции, серьезно влияющие на принятие решений по использованию военной силы:

– способность США применять экономические санкции вместо военной силы будет снижаться по мере относительного уменьшения экономической мощи США и союзников;

– рост числа авторитетных и решительных лидеров в Азии, Европе и на Ближнем Востоке может привести к снижению эффективности дипломатии сдержек и противовесов и создать стимулы для будущего конфликта;

– военно-политической обстановке в каждом из регионов уже сегодня присуща высокая степень изменчивости и неопределенности. В результате вооруженные конфликты могут возникнуть из-за ошибочной оценки намерений сторон, неконтролируемой эскалации конфликта или кризиса, вызванного изменением климата, борьбой за ограниченные энергетические, водные и продовольственные ресурсы;

– по мере того как американские противники становятся все более напористыми и настаивают на соблюдении «красных линий» союзниками США, Вашингтон может столкнуться с трудным выбором между вступлением в войну, которая ему не нужна и отказом от поддержки союзника с риском потерять его в последующем.

Развитие военно-политических ситуаций обусловливается рядом факторов, среди которых следует выделить устойчивые геополитические и военные тенденции с точки зрения американских аналитиков.

Геополитические тенденции

Поляризация общества. Американская общественность становится все более поляризованной по многим вопросам, включая внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, что создает политический тупик в Соединенных Штатах. А это ограничит способность государства выполнять задачи, необходимые для эффективного действия в качестве глобальной сверхдержавы, начиная от выделения средств на оборонный бюджет до последовательного и согласованного реагирования на международные кризисы. В этих условиях политики могут все чаще прибегать к военным решениям, поскольку вооруженные силы являются одним из немногих государственных институтов, которому доверяют американцы.

Подъем Китая. Си Цзиньпин недавно пообещал «великое омоложение Китая» – обязательство восстановить Китай до того положения, которое он считает законным местом своей страны на мировой арене, и обратить вспять «столетие унижения». Такие намерения ставят под сомнение вопросы о лидерстве США на международной арене.

Переоценка Азии. По мере подъема Китая другие государства, особенно в Азии, реагируют на растущие амбиции своих более крупных и влиятельных соседей, переосмысливая вопрос об отношении к Китаю.

«Реваншистская» Россия. Хотя Россия, по оценке США, возможно, является убывающей державой, она становится все более агрессивной, вмешиваясь в дела Грузии, Украины и Сирии и этим подтверждает свою позицию великой державы.

Переворот в Европе. Европейский союз становится все более раздробленным, менее заинтересованным в экспедиционных операциях и ориентированным на внутренние проблемы, связанные с иммиграционным кризисом, ростом правого популизма и затяжными последствиями кризиса евро.

Беспорядки в исламском мире. Даже после многолетней международной контртеррористической кампании Ближний Восток по-прежнему страдает от исламского джихадистского терроризма, системного плохого управления, экономических проблем и растущей напряженности между Ираном и Саудовской Аравией, Ираном и Израилем, которые уже формируют конфликты в Сирии, Йемене и за его пределами.

Военные тенденции

Уменьшается размер обычных вооруженных сил США, что снижает традиционный перевес Вашингтона на международной арене. Несмотря на «возрождение долгосрочной стратегической конкуренции», отмеченной в Стратегии национальной обороны 2018 года, вооруженные силы США скорее всего станут численно меньше, чем во время холодной войны и утратят технологическое превосходство, которым они обладали сразу после войны в Персидском заливе.

Модернизация американской армии и повышение профессионализма китайских и российских военных будут продолжаться, сокращая качественный разрыв между армиями этих государств.

Державы второго уровня, такие как Иран и Северная Корея, не могут в военном отношении соответствовать Соединенным Штатам и вместо этого для противодействия традиционному превосходству США все чаще обращаются к асимметричным возможностям, таким как кибероперации, ракеты и оружие массового уничтожения. Если такие стратегии в конечном итоге приведут к войне, американским силам нужно будет найти способы нейтрализовать эти асимметричные возможности и уничтожить существенные части больших, но менее изощренных сил этих противников.

Вашингтону следует учитывать использование их противником тактики серой зоны, включая возрастающее агрессивное поведение, информационную войну, посреднические силы и силы специальных операций для достижения региональных целей, оставаясь при этом ниже принятого в США порога военного конвенционального ответа.

Будущее войны также будет зависеть от экологических тенденций, в том числе от повышения температуры, нехватки продовольствия и воды, освоения Арктики. В условиях роста урбанизации и числа мегаполисов (к 2030 году число мегаполисов с населением 10 млн и более увеличится с 31 до 41) государствам будет сложнее поддерживать закон и порядок. Военные в целом – и авиация в частности – столкнутся с более сложной задачей по различению военных и гражданских целей.

Все подразделения вооруженных сил должны будут расширить свои возможности в области информационной войны, особенно для гибридных операций в серой зоне.

Из-за тенденции к более широкому использованию искусственного интеллекта военные должны будут вкладывать средства в автоматизацию.

Учитывая возрастающую роль ВВС США в контртеррористических миссиях, вряд ли удастся вывести многие активы с Ближнего Востока на поддержку, казалось бы, более приоритетных миссий в Индо-Тихоокеанском регионе и в Европе.

Соединенные Штаты столкнутся с грандиозным стратегическим выбором: порвать с прошлым и стать более избирательными в отношении того, где, когда и почему следует прибегать к использованию военной силы с учетом значительных расходов и человеческих жертв.

Выводы для России

Таким образом, налицо существенные тенденции, ведущие к пересмотру стереотипов стратегической культуры США в третьем десятилетии XXI века.

Во-первых, анализ взглядов правящей элиты США, намерений и планов участия в возможной войне выявляет постоянный наступательный (со стороны США), а не оборонительный (как преподносится западной пропагандой) характер военных действий. Все более очевидной становится ставка коллективного Запада на целенаправленную эскалацию давления и сдерживания России, Китая и некоторых других государств, чья политика защиты национальных интересов входит в противоречие с западными интересами и ценностями. Логика глобальной гибридной войны против России вполне очевидна: наращивать давление на экономику, вести информационную войну, использовать технологии цветных революций, вносить раскол в ряды ее союзников и партнеров, связать и измотать Москву экономическими санкциями, практически бесконечной цепью пограничных конфликтов на периферии ее собственной территории, наращивать военную активность НАТО.

Вашингтон вынужден признать, что подъем Китая и становление России как важных полюсов современного мира ограничивают попытки США и их союзников единолично решать глобальные военные, экономические и культурно-мировоззренческие проблемы. Эти факторы привели к утере консолидированным Западом доминирующей роли в глобальных процессах. В результате Россия, Китай и некоторые другие страны рассматриваются как вероятные противники США в будущих вооруженных конфликтах и являются объектами применения разнородных (гибридных) подрывных усилий со стороны Вашингтона и его союзников.

В угрожаемый период (если он будет) в качестве первоочередной ставится задача дезорганизации государственного управления и подавления воли правящих элит к сопротивлению. Такова начальная фаза реализации разработанной в США стратегии «Троянский конь», которая наряду с организацией внутренних волнений и антиправительственных манифестаций с опорой на «пятую колонну» предусматривает скрытое проникновение на территорию противника многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 и сил специальных операций с целью дезорганизации системы управления страной и ядерными силами, уничтожения важных объектов инфраструктуры, а также нарушения системы контроля воздушного пространства. Таким образом создадутся условия для активизации внутренних иррегулярных формирований и непосредственного военного вторжения.

Самолету F-35 отводится ключевая роль в стратегии скрытого проникновения. По состоянию на 2020 год на вооружении ВВС, авиации Корпуса морской пехоты и ВМС США состоит около 300 самолетов этого типа, а в странах НАТО около 60. Всего вооруженные силы США намерены приобрести около 2440 единиц F-35 различных модификаций, до тысячи самолетов поступят на вооружение стран НАТО, Японии, Южной Кореи, Израиля, Австралии.

Во-вторых, глобальные экономические процессы до последнего времени оставались в тени военной составляющей внешней политики США, в то время как опора на военную силу в течение многих лет являлась отличительной чертой американской стратегической культуры и стратегий национальной безопасности. Сегодня отмечается растущее влияние несиловых факторов на внешнюю политику Вашингтона при сохранении военной силы как главного рычага воздействия. Развиваются стратегии ведения гибридных вооруженных конфликтов и организации цветных революций в серых зонах.

И, наконец, снижение военно-политической зависимости европейских стран от США в постбиполярном мире, а также появление новых угроз европейской безопасности подтолкнули Европейский союз к активному поиску автономных подходов к проведению общей внешней политики и политики безопасности, формированию собственной стратегической культуры, что «размывает» некогда монолитную позицию Запада по ключевым международным проблемам. Вашингтон активно использует рычаги финансово-экономического и информационного давления на своих союзников с целью удержать их в орбите своего влияния, однако пандемия COVID-19, масштабные внутренние волнения и труднопредсказуемый исход избирательной кампании, с одной стороны, существенно ослабляют внешнеполитические позиции администрации, с другой – могут подтолкнуть ее к принятию импульсивных и опасных решений. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
653
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
476
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
501
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
529

Другие новости