Владимир Зеленский подписал с Борисом Джонсоном многотомный договор, дающий Киеву надежду на военно-политическую поддержку Лондона. Фото с сайта www.president.gov.ua
С легкой руки пресс-службы Минобороны Великобритании юг Украины можно смело переименовать в «задний двор России». Именно здесь – в Николаевской области – нога паратрупера ее величества впервые (если не считать Крымскую войну) ступила на землю, которая имеет все шансы стать «новой Индией» для Британии XXI века.
Сближение Украины с Великобританией обусловлено геополитическими приоритетами монархии. Киев традиционно исполняет роль восторженного вассала, которого в кои веки пригласили за стол сюзерена.
Восторг от «успехов» украинской внешней политики тем громче, что США потеряли интерес к своему проекту. Управление 51-м штатом осуществляется в режиме посланий из Facebook и сводится к указаниям (вернее, приказам), изложенным в предельно доступной форме, не допускающей расширенных толкований.
А тут – Британия. Монархия, аристократия, традиции парламентаризма. И документы о стратегическом сотрудничестве – даже с МI6. Как не возгордиться?
Объединили усилия
Прологом усиления двустороннего диалога стало участие английских десантников в учениях «Объединенные усилия» в конце сентября. Казалось, главной задачей учений был симметричный ответ на международные командно-штабные учения «Кавказ-2020», которые в тот же период проводились в России.
В конце сентября юг Украины стал условным театром военных действий для отработки действий украинских военных подразделений и НАТО против агрессии «условного противника». Именно такую легенду – вооруженная агрессия и прорыв обороны украинских войск на отдельных направлениях – озвучил командующий украинской армией генерал Сергей Наев.
По информации МО Украины, впервые к проведению подобных учений были привлечены подразделения вооруженных сил США и Великобритании, а также инструкторы и военные советники от Германии, Литвы и Польши.
В учениях также приняли участие и ядерные бомбардировщики В-52. На территории Украины их сопровождала пара истребителей Су-27 дежурного звена ВСУ, базирующегося на одесском аэродроме Школьный.
Бомбардировщики в третий раз начиная с августа выполнили полет над Черным морем. В районе крымского побережья также находилось сразу несколько самолетов НАТО – три RC-135, патрульный P-8 Poseidon и британский Sentinel R1.
В районе дельты Дуная сканировало пространство «летающая тарелка» E-3CF системы АВАКС, а над Затокой барражировал заправщик Airbus KC2 Voyager ВВС Великобритании, созданный на базе Airbus A-330. В рамках этих учений довольно рутинное событие – прыжки английских десантников на полигоне Широкий лан – получили пафосное название. Минобороны Великобритании назвало украинскую территорию «задним двором России».
Заявление Минобороны Великобритании «В картинках: мы высадились на заднем дворе России» – не соответствовало по уровню пафоса самому масштабу этого события.
Кроме географического конфуза учения в степях Украины не избежали и технического фиаско. В присутствии президента Украины Владимира Зеленского военные не смогли осуществить пуск легендарного противотанкового ракетного комплекса Javelin. «Javelin не сработал, ракета не вылетела. Возможно, это ошибка оператора, может, что-то другое, надо разбираться, сейчас точно сказать не могу», – сказал тогда начальник Объединенного оперативного штаба ВСУ войск оперативного командования «Север» Валерий Залужный.
Результаты разбирательств покрыты мраком тайны. А Украина после американских ПТУР решила купить английские катера на кредитные английские же средства.
Британские катера в степях Украины
После учений в начале октября состоялся официальный визит президента Украины в Великобританию. Чета Зеленских была принята четой герцогов Кембриджских, с премьер-министром Борисом Джонсоном подписан многотомный договор о сотрудничестве, состоялась экскурсия в штаб-квартиру МI6 (некоторые эксперты сравнили ее с вербовкой Зеленского).
В пакет документов, подписанных Зеленским в Лондоне от имени Украины, входит и Меморандум об усилении сотрудничества между Украиной и Великобританией в военной и военно-технической сферах. Следствием этого стала договоренность о строительстве восьми катеров для Украины на средства Британского экспортно-кредитного агентства в объеме 1,25 млрд фунтов стерлингов (это более 1,6 млрд долл. США). Катера, спроектированные в 1990-х годах, сначала оживят работу английских верфей, а затем их производство, возможно, будет налажено в Украине, если до этого момента дотянет местное судостроение. Есть опасения, что в ближайшее время на месте судостроительных заводов того же Николаева появятся высокоэтажные застройки, которые поставят точку в истории верфей на Украине.
Помимо катеров МО Украины заказало плавучий причал на Херсонском судостроительном заводе «Паллада» стоимостью 23,5 млн гривен (около 0,8 млн долл.). Контракт состоялся по поручению президента Украины.
Фактически самому военному ведомству этот причал не нужен. Военный флот Украины в количестве 16 судов после потери Крыма базируется в Одессе и частично в Николаеве. Для кого сделан этот заказ?
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба намекает, что база королевских ВМС на юге Украины почти свершившийся факт. Но есть ряд причин не только организационного и политического, но и географического характера, которые препятствуют реализации масштабного присутствия англичан на «заднем дворе России».
Во-первых, большую базу ВМС разместить негде, а присутствие десантников вряд ли является сдерживающим кого-либо фактором.
Береговая линия Черного моря в Одесской области не очень удобна к расположению крупных отдельно стоящих военных объектов, и в настоящее время все возможные места заняты не только украинскими ВМС, но и представителями «стратегического партнера» в лице США.
В Очакове с 2017 года идет строительство объекта ВМС США силами американского «стройбата». Изначально речь шла о создании центра управления и контроля за перемещением кораблей в Черном море. Что там будет на деле – неизвестно. Кстати, потенциальное присутствие американских военных также не имеет под собой серьезной юридической базы. Конституция Украины не предусматривает размещения военных баз иностранных государств на территории страны. Но этот документ в последнее время не имеет особого влияния на решения украинской власти.
Захотят американцы приютить британские корабли в Очакове? Специалисты из Штатов хотят изучить рельеф морского дна возле Очакова, чтобы выяснить, смогут ли там базироваться «большие корабли». Об этом говорилось во время торжественной сдачи первой очереди строительства.
Кстати, помимо работ в Очакове американцы хотят построить военные общежития в Николаеве. Возможно, для военнослужащих украинского флота, но скорее всего для своих специалистов. Однако тогда речь идет о присутствии довольно большого числа военнослужащих дяди Сэма на юге Украины. Очевидно, никаких законодательных решений в виде официального решения Верховной рады о допуске иностранных военных подразделений на территорию Украины не будет. Неизвестно, на какой основе они тут будут находиться и как долго. И появление в том же районе еще и военнослужащих королевы-матери привлечет слишком много внимания к их присутствию и деятельности. Помимо предсказуемой реакции России, возможно, местное население будет не в восторге от соседства с «партнерами», чьи намерения неизвестны.
Военный театр НАТО и ОДКБ
Вероятное базирование контингентов США и Великобритании на юге Украины, как и полеты стратегической авиации Штатов над территорией Украины с целью воздушной разведки российских стратегических объектов превращают юг Украины в потенциальный театр военных действий.
Украинская политика и в домайданные времена демонстрировала свое удивительное умение «садиться между стульями». Собственно, низкое качество стратегического прогнозирования и социальной ответственности, помноженное на высокий уровень корыстолюбия, и сделало возможными события начала 2014 года на Украине, причем для лидеров обоих сторон противостояния. А с приходом к власти Петра Порошенко дрейф в сторону безусловного подчинения интересов государства политике США перестал скрываться совсем. Наоборот, любой прогиб перед «партнером» представлялся как очередное историческое сближение столь непохожих «наций». В результате потери существенной части государственного суверенитета и оказались возможными массовые провокации России со стороны США с использованием территории Украины. Все эти возможности создали не «зеленые человечки», а политики, управлявшие страной последние пять лет.
Как тонко подметил глава представительства НАТО в Украине Александер Винников, это «новые практики», которые показывает Украина в ответ на решение НАТО признать государство партнером с расширенными возможностями. «Я приехал сюда с главной целью – принять участие в стратегических учениях «Объединенные усилия – 2020». Я имел возможность вчера передать поздравления от генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга президенту Украины Владимиру Зеленскому и министру обороны Андрею Тарану. Я отметил, что это очень важно, что Украина проводит такие крупные учения с целью улучшения совместимости с силами альянса. И также очень важно, что Украина показала, как она имплементирует новые практики... которые были разработаны с помощью и при поддержке альянса и базируются на стандартах и принципах НАТО», – отметил Винников.
Благодаря такому статусу партнера Украина присоединилась к «исключительному клубу наций», которые сотрудничают и вкладывают свои усилия для поддержки операций НАТО, считает он.
Примечательно, что уровень «расширения» партнерства Украины и НАТО не ведет к гарантиям системы коллективной безопасности Североатлантического альянса. Украина даже иллюзорно, на бумаге, не может рассчитывать на защиту «партнеров». Вместо этого стоит готовиться к статусу ТВД в противостоянии НАТО и России. И дай бог, чтобы действия натовских военнослужащих на Украине были связаны лишь с легендой военных учений.
комментарии(0)