0
59373
Газета Геополитика Интернет-версия

22.04.2021 20:14:00

Зачем Москве Пекин, зачем Москва Пекину

Возможен ли военный союз России и Китая

Владимир Винокуров

Об авторе: Владимир Иванович Винокуров – профессор Дипломатической академии МИД России, главный редактор журнала «Дипломатическая служба», доктор исторических наук.

Тэги: политика, россия, китай, сотрудничество


политика, россия, китай, сотрудничество В противовес Западу Владимир Путин и Си Цзиньпин стремятся создать новый центр силы. Фото Reuters

В иноязычном экспертном сообществе повысился интерес к сближению Китая и России. Начало дискуссии положило Минобороны Японии, которое летом 2020 года выпустило ежегодный доклад «Белая книга». В нем говорится, что внешнеполитические ведомства обеих стран отрицают идею «военного союза». Но, учитывая упрочение взаимодействия между двумя государствами, необходимо следить за развитием российско-китайского сотрудничества.

В марте 2021 года госсекретарь США Энтони Блинкен на встрече глав МИД стран – участниц НАТО призвал налаживать партнерство «в области наших озабоченностей по поводу России и Китая». Вскоре верховный представитель Европейского союза по внешней политике Жозеп Боррель обвинил Москву и Пекин в том, что они, говоря о Западе и США, используют очень похожий язык.

Сотрудники Атлантического совета (признан в РФ нежелательной организацией) в недавнем докладе The China Plan: A Transatlantic Blueprint for Strategic Competition («Китайский план: трансатлантическая программа стратегического соперничества») замечают, что военные отношения между Китаем и Россией могут стать серьезной проблемой для НАТО. Пока ученые отвергают идею об официальном военном союзе. Но обе страны, по их мнению, не прочь порассуждать о такой перспективе.

Суть отношений

На Западе ошибочно понимают суть китайско-российских отношений. Но причина беспокойства понятна: сегодня Китай и Россия подняли двусторонние отношения до уровня всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. И выступают против продвигаемого США и их союзниками «мирового порядка, основанного на правилах», которыми пытаются заменить международное право.

В своих отношениях Москва и Пекин придерживаются принципов взаимного уважения и равноправия, добрососедства и дружбы, взаимной поддержки и стратегического взаимодействия, взаимовыгодного сотрудничества и неприсоединения к блокам, отсутствия конфронтации и направленности против третьих стран. Следуя подписанному 16 июля 2001 года Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией, обе стороны реализуют идеи глубокой интеграции и совместной выгоды.

Представители высшего руководства Китая и России считают, что ныне их двусторонние отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю и характеризуются максимальным взаимным доверием. Обе страны уважают взаимные основные интересы. Это резко отличается от того, как относится к ним Запад – свысока и снисходительно.

В рамках многосторонней дипломатии Китай и Россия защищают мир и стабильность, содействуют уважению к нормам международного права, демократизации международных отношений, развитию мирового порядка в более справедливом и рациональном направлении. Китайско-российские отношения предполагают другой сценарий межгосударственных отношений, нежели гегемония США. Москва и Пекин готовы взять на себя ведущую роль в поддержании мирового порядка, основанного на международном праве, совместном реагировании на глобальные вызовы и угрозы и совершенствовании системы глобального управления.

Сферы сотрудничества

Такая позиция не может нравиться коллективному Западу. Особое беспокойство США, НАТО и ЕС вызывает военное сотрудничество России и Китая, закрепленное подписанием в сентябре 2019 года Соглашения о дальнейшем углублении сотрудничества.

Китай является одним из ключевых партнеров РФ в военно-технической сфере. За последние шесть лет доля КНР в закупках российской боевой техники и вооружения возросла с 5 до 15%. Китай первым из зарубежных стран получил российские ЗРС С-400 «Триумф» и многоцелевые истребители Су-35.

Теперь настала очередь технологий – Россия помогает Китаю создать собственную систему предупреждения о ракетном нападении, что кардинально повысит обороноспособность КНР. Об этом заявил Владимир Путин на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в начале октября 2019 года.

Одним из ключевых аспектов отношений Москвы и Пекина, по словам Борреля, является энергетика. Китаю нужны нефть и газ из России. «Москва стремится диверсифицировать свой экспорт энергоресурсов за пределы ЕС, учитывая наши обязательства по переходу на энергоносители и общую напряженность в наших отношениях», – пишет политик.

В декабре 2019 года Россия добилась от Генеральной Ассамблеи ООН разрешения на разработку международного договора по борьбе с киберпреступностью. США тогда выразили «очень серьезную озабоченность», что такой договор будет «противоречить основополагающим американским свободам». Но во время голосования они проиграли: 79 стран проголосовали «за», а 60 «против».

Работа над новым договором пока не началась из-за пандемии. Первое совещание запланировано на май. Если договор будет утвержден, он заменит подписанную в 2001 году Будапештскую конвенцию о киберпреступности. Этот документ был разработан Советом Европы и ратифицирован 65 государствами. Но Россия и Китай его не утвердили, посчитав требования слишком навязчивыми и бесцеремонными.

Москва и Пекин будут укреплять сотрудничество в области вакцин и противостоять политизации этой сферы. Говоря о сотрудничестве по вопросу взаимного признания кодексов здравоохранения и возможном введении «прививочных паспортов», директор Института российских исследований Фэн Юйцзинь отметил, что это будет способствовать наращиванию обменов, а также возобновлению бизнеса и торговли.

Пекин и Москва расширяют сотрудничество в таких областях, как 5G, искусственный интеллект, биотехнологии, цифровая экономика и др. В начале 2021 года министр иностранных дел Китая Ван И заявил в интервью, что в отношениях двух стран нет ни потолка, ни препятствий. «В 2020 году российско-китайские отношения выдержали все испытания, такие как пандемия, которая случается раз в столетие, а также невиданные глобальные вызовы».

Ван И подчеркнул, что 2020-й был годом 75-й годовщины победы во Второй мировой войне и основания ООН. «Россия и Китай сообща сохраняли плоды победы и работали над поддержанием справедливости на мировой арене. Наши страны начали более активно поддерживать одна другую, отстаивая свои базовые интересы, и плечом к плечу противостояли политике, которая проводится с позиций силы, что делает российско-китайские отношения еще более важными для всего мира».

2021 год, по словам Ван И, будет особенно важным для китайско-российских отношений, поскольку «две страны вступают в новую фазу развития, в которой нет препятствий, запретных зон и потолка... Россия и Китай продолжат подавать пример добрососедства и дружественных отношений между великими державами, а также выступать в роли локомотива при восстановлении мировой экономики и вносить свой вклад в глобальную стратегическую стабильность».

Удар по лидерству США был нанесен в результате визита в КНР министра иностранных дел Сергея Лаврова 22–23 марта. В совместном заявлении глав внешнеполитических ведомств России и Китая подчеркивается, что все страны должны решительно поддерживать и защищать международную систему, в основе которой находится ООН, а также мировой порядок с международным правом в качестве его фундамента.

С помощью определения мирового порядка и универсальных ценностей США пытаются манипулировать другими странами, укрепляя свою гегемонию. Россия и Китай как постоянные члены Совета Безопасности ООН четко заявляют о необходимости лишить США монополии на интерпретацию событий и формирование международных правил.

Геополитический альянс

В конце октября 2020 года президент Владимир Путин во время видеоконференции так прокомментировал тему потенциального военного союза: «Вообразить все можно. Мы всегда исходили из того, что наши отношения достигли такой степени взаимодействия и доверия, что мы в этом не нуждаемся, но теоретически вполне можно себе и такое представить». Далее Путин отметил: «Мы достигли большого уровня взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества, причем это, наверное, самое главное. Речь не только об обмене продукцией или купле-продаже военной продукции, а об обмене технологиями. И здесь есть вещи очень чувствительные. Я сейчас не буду говорить об этом публично, но наши китайские друзья об этом знают».

Выступая на следующий день перед журналистами, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил: «Нет предела традиционной дружбе Китая и России, и нет запретных зон для расширения нашего сотрудничества. Под стратегическим руководством председателя Си и президента Путина укрепляется политическое доверие и стратегическое взаимодействие между двумя странами».

Военно-политическое, военное, экономическое и научно-техническое сотрудничество – это хорошо, но это еще не союз, поскольку взаимных обязательств у России и Китая нет. Сегодня, на наш взгляд, разговоры о создании официального военно-политического союза преждевременны. Союзы государств, никому исторически не угрожающих, заключаются лишь в крайнем случае, исходя из оборонительных соображений.

Если опираться на заявления китайских руководителей, они придерживаются внеблоковой политики, исключают военные союзы с кем бы то ни было, выступают за мирное разрешение спорных вопросов. К тому же Москва и Пекин желают сохранять гибкость во внешней политике, чему будет препятствовать вступление в более тесные военно-политические отношения.

Создавать с Россией единый фронт против НАТО Китай не планирует, заявило Минобороны КНР в начале марта 2021 года. Сотрудник Китайской академии общественных наук Чэн Ицзюнь призывает руководство государства и мысли не допускать о союзе с Россией. «Военные альянсы – наследие холодной войны, и нет никакой законной нужды в том, чтобы Китай стал их частью. НАТО было создано для противодействия СССР, а не Китаю. И пока эта организация не принесла вреда коренным интересам Китая. Если же альянс возникнет, он втянет Пекин в конфликты Европы с Россией», – предупреждает Чэн.

И все же Запад сильно обеспокоен, не выйдут ли Москва и Пекин за привычные рамки сотрудничества. Ведь военный союз столь мощных военных держав изменил бы весь стратегический расклад. И создал бы реальную угрозу американскому доминированию.

Россия и Китай в большинстве вопросов демонстрируют схожие позиции и отстаивают схожую линию. Это уже делает их союзниками на мировой арене, пусть и без официального оформления союза. Если говорить о военных аспектах союза, то оба государства ориентированы на совместную оборону.

Но Москва и Пекин не собираются никому угрожать. В отличие от США и России, Китай не был замечен в крупных военных конфликтах современности. Хотя миролюбивая внешняя политика не является для Китая стопроцентной гарантией защиты от рисков возникновения вооруженных конфликтов. Особенно на фоне растущей агрессивности США, распространения религиозного экстремизма и терроризма в Центральной Азии, непростых отношений с южными соседями – от Индии до Вьетнама.

Не исключено, что военно-политический союз рано или поздно будет заключен, поскольку он выгоден обоим государствам. Причем быстрота его заключения во многом будет зависеть от поведения США. Чем более агрессивную политику будет проводить Вашингтон в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, тем скорее в Пекине и Москве придут к консенсусу.

Иными словами, действия Пекина и Москвы зависят от политики Запада. Если администрация Байдена реализует планы размещения в Европе и АТР ударных ракетных и военно-морских сил, дальнейшее военное сближение Пекина и Москвы станет неизбежным. Китай, который пока не имеет паритета с США по стратегическому ядерному оружию, будет заинтересован в привлечении на свою сторону военной мощи России. А Россия будет всячески использовать экономическую мощь соседнего Китая.

Российско-китайские отношения стабилизируются и крепнут. Это отношения между двумя великими державами, которые обладают высочайшей степенью взаимодоверия, наивысшим уровнем взаимодействия и максимальной стратегической ценностью. Но говорить о военном союзе пока преждевременно. Власти двух государств выбрали позицию выжидания, наблюдая за дальнейшим развитием обстановки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Новые люди" – о праве гражданина на оценку власти

"Новые люди" – о праве гражданина на оценку власти

Иван Родин

Эффективность чиновников и депутатов предлагают замерять не соцопросами, а мини-референдумами

0
1794
Экономический рост может недотянуть до 4%

Экономический рост может недотянуть до 4%

Михаил Сергеев

Действия Центробанка РФ привели к снижению инвестиционной активности

0
1970
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
2409
Посланцы Киева решили воздействовать на инстинкты Трампа

Посланцы Киева решили воздействовать на инстинкты Трампа

Наталья Приходко

Визит делегации совпал с новостями о согласии следующей администрации США на нейтральный статус Украины

0
2779

Другие новости