0
7115
Газета Геополитика Интернет-версия

22.12.2022 20:36:00

Объем незаконной торговли оружием растет

Рынки Ближнего Востока и Северной Африки становятся все более значимыми и для экспортеров, и для импортеров

Василий Иванов

Об авторе: Василий Иванович Иванов – журналист.

Тэги: геополитика, северная африка, ближний восток, оружие, незаконная торговля


геополитика, северная африка, ближний восток, оружие, незаконная торговля Большой десантный корабль проекта 775 ВМФ России в территориальных водах Турции. Подобные БДК могут использоваться для доставки оружия по линии ВТС. Фото Reuters

Согласно последнему докладу SIPRI (независимый международный институт, занимающийся исследованиями конфликтов, вооружений, контроля над вооружениями и разоружения), в 2019 году впервые в истории конгломерат оружейной промышленности из арабского государства (EDGE из Объединенных Арабских Эмиратов) вошел в список 25 крупнейших компаний, производящих вооружение и военную технику (ВВТ).

Это лишь одна иллюстрация растущей роли, которую некоторые государства Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) играют в мировой торговле оружием – не только как импортеры ВВТ, но и все чаще как производители и экспортеры.

Эти события происходят в регионе, который характеризуется растущей напряженностью и активными вооруженными конфликтами в Ливии, Сирии и Йемене. Основываясь на предыдущих исследованиях SIPRI, в этом тематическом документе представлен обзор состояния контроля за поставками обычных вооружений, а также стрелкового оружия и легких вооружений (ЛСО) в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

УТЕЧКА ОРУЖИЯ В СТРАНЫ БВСА

Утечка оружия означает присвоение или перенаправление обычных военных материалов вопреки национальному или международному праву, в том числе на незаконные рынки, что приводит к потенциальной смене владельца или контроля. Это может произойти на любом этапе цепочки поставок, в том числе после того, как материалы попали во владение авторизованного конечного пользователя.

Ближний Восток и Северная Африка сталкиваются с несколькими различными типами утечки, описанными ниже.

1. Незаконные поставки оружия, нарушающие эмбарго.

Государства и негосударственные субъекты были вовлечены в незаконные поставки оружия, в том числе получателям, на которых распространяется эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки оружия.

Эмбарго ООН в отношении Йемена запрещает поставки негосударственным вооруженным группам, однако с 2015 года поступают сообщения о постоянных нарушениях как со стороны государств, так и со стороны негосударственных субъектов. При этом в докладе Группы экспертов ООН за 2022 год отмечается, что некоторые виды оружия имеют технические характеристики, аналогичные оружию, произведенному в Иране.

Также были задокументированы многочисленные нарушения эмбарго ООН в отношении Ливии, в том числе со стороны Турции и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). В докладе Группы экспертов за 2022 год отмечается, что, хотя число нарушений уменьшилось, эмбарго оставалось «совершенно неэффективным». Как следствие, значительное количество оружия оказывается в руках негосударственных субъектов в Ливии.

2. Незаконные поставки оружия, нарушающие гарантии конечного пользователя.

В других случаях поставок вооруженным группам и сторонам конфликта государства игнорировали гарантии конечного пользователя, которые они предоставили при первоначальном приобретении оружия. ОАЭ, например, реэкспортировали самозарядные винтовки, которые они закупили у Болгарии, ливийским и йеменским вооруженным силам с 2011 по 2016 год. По другим сообщениям, Саудовская Аравия и ОАЭ также реэкспортировали бронетехнику американского производства негосударственным вооруженным группам, действующим в Йемене.

3. Крах государства и захват поля боя.

Развал государства и захват поля боя являются значительным и потенциально крупнейшим источником незаконного оружия в странах БВСА. Распад ливийского государства в 2011 году и отдельных частей иракского государства в 2003 году привели к крупномасштабному разграблению национальных запасов оружия и боеприпасов.

Исследование, проведенное Conflict Armament Research, также показало, что по меньшей мере 12% оружия, изъятого у группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), происходит из иракских национальных запасов и, вероятно, было захвачено во время боевых действий.

4. Недостатки в физической безопасности и управлении запасами.

Недостатки в процедурах физической безопасности и управления запасами (PSSM) также сыграли свою роль в утечке оружия из национальных запасов в Ливии и Ираке – и по крайней мере некоторые из этих недостатков сохраняются и сегодня. Более того, существуют потенциальные пробелы в процедурах PSSM – хотя и не на сопоставимом уровне – даже в государствах с более устоявшимися системами контроля, таких как Израиль, где оружие, украденное у военных, было выявлено в 70% случаев стрельбы в 2021 году.

НАРАЩИВАНИЕ ВОЕННОЙ МОЩИ

Государства Ближнего Востока и Северной Африки по-прежнему в значительной степени зависят от импорта в своих военных приобретениях и наращивании. Согласно базе данных SIPRI по поставкам ВВТ, поставки основных видов обычных вооружений государствам Ближнего Востока значительно выросли за последние 15 лет. Семь из 25 крупнейших государств – импортеров оружия в 2017–2021 годах (Египет, Ирак, Израиль, Катар, Саудовская Аравия, Турция и ОАЭ) находились на Ближнем Востоке.

В Северной Африке основными импортерами являются Алжир и Марокко. И в 2017–2021 годах они были соответственно 11-м и 25-м по величине получателями основных видов обычных вооружений на глобальном уровне.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

При этом многие государства БВСА развили (или стремятся развивать) свою собственную оружейную промышленность. Это привело к тому, что некоторые из них наладили ограниченное лицензионное производство основных видов обычных вооружений и ЛСО; например, бронетехники в Алжире и Египте и противотанковых ракет в Иордании.

Иордания также превратилась в экспортера основных вооружений. Согласно данным SIPRI, в 2017–2021 годах она была 25-м крупнейшим поставщиком, хотя это было в основном связано с экспортом подержанной техники (например, боевых вертолетов и бронетранспортеров).

Государства БВСА также смогли создать значительный внутренний потенциал по производству оружия. Израиль является наиболее успешным и давним примером, он обладает наиболее самодостаточной и технологически развитой оружейной промышленностью в регионе. Израиль остается основным экспортером оружия в БВСА и входит в число 10 крупнейших мировых поставщиков основных видов обычных вооружений с 2000-х годов.

Турция также добилась значительных успехов в развитии собственной оружейной промышленности и способна частично или полностью производить широкий спектр систем вооружения (например, бронетехнику, корабли, артиллерию, ракеты и беспилотные летательные аппараты). Турция была 12-м крупнейшим поставщиком основных видов вооружений в 2017–2021 годах.

Иран развил потенциал для производства различных категорий как основных вооружений, так и ЛСО, включая тактические и боевые беспилотники. Иранские БПЛА недавно оказались в центре внимания после сообщений об их применении Россией на Украине. Саудовская Аравия и ОАЭ использовали соглашения о взаимозачете для содействия развитию внутреннего производственного потенциала. Оба государства в настоящее время способны производить внутри страны широкий спектр военной техники, хотя ОАЭ добились большего успеха как в качестве нового производителя оружия, так и в качестве экспортера оружия.

ПЕРЕДАЧА ОРУЖИЯ И КОНТРОЛЬ НАД ЛСО

Учитывая напряженность, наращивание военной мощи и проблемы в контроле за распространением оружия в БВСА, существует явная потребность в эффективных системах контроля за передачей оружия и ЛСО.

Государства и международные организации разработали ряд стандартов и руководящих принципов в отношении того, что должны включать такие системы, чтобы регулировать поставки оружия и предотвращать утечку.

Программа действий ООН по ЛСО (UNPOA) содержит положения, которые охватывают все аспекты жизненного цикла стрелкового оружия или легких вооружений, от его производства и хранения до его продажи, передачи и утилизации. ДТО (международный Договор о торговле оружием) устанавливает нормы и стандарты для эффективного контроля за поставками обычных вооружений. Оба документа требуют, чтобы государства представляли отчеты о мерах, принятых на национальном уровне для выполнения этих стандартов.

На региональном уровне в 2002 году Лига арабских государств (ЛАГ) приняла арабский типовой закон об оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и опасных материалах. Однако в этом документе не предъявляются требования к отчетности. Публичная информация о содержании государственной системы контроля за поставками оружия и ЛСО имеет важное значение для оценки ее сильных и слабых сторон и является ключевым компонентом эффективной системы.

Что касается Программы действий ООН, то менее половины государств БВСА представили отчеты как в 2020, так и в 2022 году, а государства, которые представляют отчеты, часто содержат минимум деталей.

Крайне мало предоставлялось сведений от государств БВСА в Обмен национальным законодательством ООН о передаче оружия, военной техники, товаров и технологий двойного назначения и технологий. С момента создания этого механизма в 2002 году и до 2016 года, когда он прекратил свое существование, только пять из 20 государств Ближнего Востока и Северной Африки поделились сведениями о национальном законодательстве. Судя по информации, которая доступна в докладах для UNPOA, представленных государствами Ближнего Востока и Северной Африки, а также информации по законодательству, которая доступна в интернете, некоторые системы контроля за поставками оружия в регионе кажутся более зрелыми, чем другие. Большинство государств БВСА приняли положения, касающиеся международных поставок оружия, а также управления запасами, маркировки и ведения учета.

Имеющаяся информация свидетельствует о наличии пробелов и недостатков в национальных системах контроля за поставками оружия и ЛСО во всех государствах Ближнего Востока и Северной Африки. Системы контроля за поставками оружия и ЛСО не могут решить все проблемы, выявленные в этом тематическом справочнике, такие как утечка после распада государства и незаконные поставки оружия в нарушение эмбарго на поставки оружия. Однако они могут способствовать устранению некоторых пробелов, которые позволяют оружию попадать на незаконные рынки. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1965
Израиль может начать поставки вооружения Украине

Израиль может начать поставки вооружения Украине

Наталья Приходко

Прежде еврейское государство ограничивались гуманитарной поддержкой Киева

0
3337
О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

Логика информационного вброса – не дать Москве понять, какие карты на руках у Киева

0
3603
Байден повышает ставки в российско-украинском конфликте

Байден повышает ставки в российско-украинском конфликте

Геннадий Петров

Угроза снятия запрета на удары дальнобойным оружием вглубь территории РФ призвана принудить Кремль к переговорам

0
3116

Другие новости