0
1463
Газета Геополитика Интернет-версия

20.01.2023 00:07:00

Военная активность Китая вокруг Тайваня приходит в норму

Силовое решение по непослушному острову откладывается

Тэги: геополитика, китай, тайвань, обстановка


геополитика, китай, тайвань, обстановка Летом 2022 года самолеты ВВС НОАК выполняли вблизи Тайваня по 40–50 вылетов ежедневно. Фото Владимира Карнозова

Народно-освободительная армия Китая существенно сократила военную активность в районе Тайваньского пролива. По статистическим данным, публикуемым Министерством обороны Тайваня, число вылетов военной и специальной авиации НОАК в так называемой зоне идентификации противовоздушной обороны (ПВО) Тайваня (Taiwan Air Defense Identification Zone, TADIZ) значительно сократилось за последние два месяца и в целом стало близко к норме.

Напомним, в ответ на визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань 3 августа 2022 года КНР провела масштабные военные учения в районе острова. Учения включали массовые пуски баллистических ракет, а также военно-морские маневры и действия по отработке десантной операции.

Кроме того, значительно была увеличена активность военной и специальной авиации с демонстративным пересечением так называемой медианной линии пролива (она же «линия Дэвиса»). Китайская авиация совершила в общей сложности почти 450 вылетов в зону идентификации ПВО острова. Этот показатель более чем в шесть раз превысил стандартную активность авиации ВВС и ВМС НОАК за последние два года.

Однако спустя два месяца, по состоянию на ноябрь 2022 года, масштабы действий китайской авиации в районе пролива вернулись к нормальным показателям, которые фиксировались до политического кризиса. Скорее всего это свидетельствует о том, что военно-политическое руководство КНР считает «инцидент» исчерпанным. И по крайней мере в краткосрочной перспективе не планирует предпринимать меры военного принуждения по отношению к Тайваню.

Зона идентификации ПВО Тайваня была создана США в 1950-х годах – вслед за установлением аналогичных зон в Южной Корее и в Японии в 1951 году в период Корейской войны, в условиях необъявленного вооруженного конфликта с КНР, выступавшей на стороне КНДР при поддержке СССР.

Сыграли свою роль также первый и второй кризисы в Тайваньском проливе (1954–1955 и 1958 годов). Эти конфликты включали прямые боевые столкновения США с авиацией СССР и КНР в небе над Кореей и островом Хайнань. При этом на Тайване, как и в Японии и в Южной Корее, тогда располагались крупные американские военные базы. Опираясь на них, США осуществляли постоянный мониторинг и наблюдение за действиями авиации СССР и КНР, в том числе в пределах их собственного суверенного воздушного пространства.

При этом Тайваньская зона идентификации ПВО простиралась далеко в глубь территории континентального Китая. США вплоть до относительно недавнего времени рассматривали конфликт между КНР и Тайванем как продолжение гражданской войны, и TADIZ воспринималась как часть поддержки законного правительства Гоминьдана.

После нормализации двусторонних отношений между КНР и США в 1979 году пакт о взаимной обороне утратил силу, США вывели свои военные базы с острова и в виде символического жеста перестали «официально признавать» западную часть зоны идентификации ПВО Тайваня. Вместе с тем на практике американская дипломатия добилась от китайской стороны согласия также ограничить свою военную активность «медианной линией». И эта негласная договоренность соблюдалась вплоть до начала 2000-х годов, успешно пережив в том числе и третий кризис в Тайваньском проливе в 1996 году.

С 1980-х годов Тайваньская зона идентификации ПВО имеет еще более неоднозначный статус. Большая часть ведущих стран мира придерживается принципа «одного Китая». Администрация Тайваня де-юре не обладает легитимно признанным суверенным воздушным пространством и в лучшем случае «делит его» с правительством КНР.

Но де-факто Тайвань обладает рядом атрибутов национального воздушного пространства – в частности, контролируя собственный район полетной информации Тайбэя (с точки зрения международного права формально являющийся внутренним районом полетной информации Китая). Согласованные в рамках ИКАО границы этого района полетной информации четко соответствуют «медианной линии Дэвиса».

С 2019 года военное присутствие авиации КНР в районах восточнее «медианной линии» стало постоянным явлением. Ежедневное число вылетов может составлять от четырех-шести в сутки, самолеты боевой и специальной авиации вылетают небольшими группами. В периоды эскалации отношений, например в октябре 2021 года или в августе 2022 года, масштабы военной активности возрастают на порядок – до 40–50 вылетов ежедневно. Причем наращивание воздушной группировки в основном осуществляется за счет самолетов ударной и истребительной авиации. В то время как специальная авиация (самолеты противолодочной обороны, радиоэлектронной и радиотехнической борьбы, дальнего радиолокационного обнаружения и управления) продолжает действия в рамках заранее запланированных мероприятий.

Направляя военные самолеты в зону TADIZ, политическое руководство КНР преследует комплекс разнообразных целей.

Во-первых, активность в восточной части Тайваньского пролива служит политическим сигналом решимости КНР применить силу для защиты «принципа одного Китая».

Во-вторых, расширение активности НОАК в регионе необходимо для подготовки возможной военной операции против Тайваня. В ходе таких вылетов отрабатывается решение военных задач (подавление ПВО, завоевание превосходства в воздухе, нанесение воздушных ударов по военной и политической инфраструктуре острова). Кроме того, военная активность преследует разведывательные задачи: в частности, оценивается реакция ВВС Тайваня, выявляются позиции ПВО, изучаются возможности радиолокационных станций Тайваня и т.п.

По мнению некоторых экспертов, постоянная необходимость ответных вылетов истребителей-перехватчиков для идентификации самолетов-нарушителей TADIZ создает серьезную нагрузку на ВВС Тайваня и может существенно сказаться на техническом состоянии авиации и соответственно на ее боеготовности.

В-третьих, растущая военная активность в зоне TADIZ решает достаточно прикладную политическую задачу: контроль воздушного пространства в западной части Тайваньского пролива.

Статистика наблюдений за военной активностью авиации НОАК в районе Тайваньского пролива показывает, что военно-политическое руководство Китая, с одной стороны, проводит плановые мероприятия, а с другой – может резко наращивать их масштаб, для того чтобы оказать необходимое политическое давление на власти Тайваня и США. H


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва хочет помешать разрядке между Вашингтоном и Пекином

Москва хочет помешать разрядке между Вашингтоном и Пекином

Владимир Скосырев

Россия и Китай по-разному смотрят на события в Украине

0
1277
Будет ли Америка воевать с Китаем

Будет ли Америка воевать с Китаем

Владимир Скосырев

Чтобы избежать столкновения, в КНР изучают опыт СССР

0
1985
Будет ли Япония воевать за Тайвань

Будет ли Япония воевать за Тайвань

Валерий Кистанов

Токио готовится к "непредвиденным обстоятельствам" вокруг острова

0
2226
Пекин прибирает к рукам страны Центральной Азии

Пекин прибирает к рукам страны Центральной Азии

Александр Храмчихин

Мягкая сила, жесткие объятия, осторожная тактика

0
2432

Другие новости