Графика сайта wikipedia.org
В конце января 2023 года группа итальянских оборонно-промышленных компаний официально присоединилась к программе Global Combat Air Programme (GCAP) по созданию малозаметного многоцелевого истребителя нового поколения. Эта программа официально была запущена в декабре 2022 года правительствами Великобритании, Италии и Японии.
Как и ожидалось, со стороны Италии основным подрядчиком научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) выступит холдинг Leonardo. Представители холдинга уже объявили, что начали процесс разработки концепции участия в программе, а также приступили к предварительной оценке издержек и подготовке к демонстрации перспективных направлений сотрудничества в рамках инициативы GCAP.
Также сообщается, что в проекте примут участие и другие ведущие компании итальянской промышленности – Avio Aero, Elettronica и MBDA Italy. В настоящее время партнеры взаимодействуют между собой для «объединения усилий по продвижению новейших технологий в интересах международного проекта».
В пресс-релизе Leonardo также отмечается, что предварительная работа по подготовке к участию Италии в инициативе GCAP ведется с декабря 2021 года, а на поддержку соответствующих мероприятий выделено не менее 6 млрд евро по линии Министерства обороны. Соответствующий план получил наименование «Тайфун-GCAP». Он предполагает перспективную замену истребителей Eurofighter Typhoon на вооружении ВВС Италии на самолет, созданный по программе GCAP с участием итальянской авиационной промышленности в кооперации с международными партнерами.
Для этих целей планируется модернизация производственно-технологического потенциала Италии по ряду ключевых направлений. Сюда относится военная микроэлектроника (компании Leonardo и Elettronica), турбореактивные двигатели (Avio Aero) и управляемое авиационное вооружение (MBDA Italy).
Ведущую роль в создании программы GCAP сыграли Великобритания и Япония, объединившие свои национальные проекты по созданию перспективных истребителей нового поколения – Tempest и Mitsubishi F-X. Обе национальные программы осуществляются уже продолжительное время – семь лет в случае британской «Бури» и 12 лет в случае японской F-X.
Тем не менее до создания прототипов обеим странам еще очень далеко. Без учета вероятных сдвигов сроков вправо первый полет японского истребителя планировался в 2028 году. «Дорожная карта» британского Tempest в 2018 году предусматривала создание первого летающего образца самолета к 2025 году – что скорее всего являлось чрезвычайно оптимистичной оценкой. С учетом того факта, что ключевые подсистемы самолета (в частности, двигатели) до сих пор находятся только на стадии эскизного проектирования.
Программа GCAP отражает твердо устоявшуюся в последние десятилетия тенденцию в мировом военном авиастроении, когда самостоятельная разработка малозаметных истребителей новых поколений оказывается не под силу отдельным странам, за исключением США и, с рядом оговорок, Китая.
К началу 2020-х годов в массовом серийном производстве находятся только два малозаметных истребителя: американский F-35 и китайский J-20. Причем в случае КНР на вооружение пока поступает версия самолета с двигателями предыдущего поколения WS-10 – обратной разработки советско-российского двигателя АЛ-31Ф, лежащего в основе современных отечественных истребителей на базе Су-27. Китайский двигатель второго этапа – WS-15 только в прошлом году приступил к летным испытаниям. Аналогичная ситуация сложилась с российским истребителем Су-57, мелкосерийное производство которого осуществляется пока на основе двигателей первого этапа АЛ-41Ф1.
Если принять во внимание состояние других программ по разработке перспективных истребителей, можно заметить, что они часто вынуждены идти на серьезный компромисс по основным техническим требованиям к самолету нового поколения. Характерным примером здесь является программа южнокорейского истребителя KF-21, где требования к малозаметности, маневренности и скоростным характеристикам скорее соответствуют улучшенному четвертому поколению (4++).
В противном же случае разработка затягивается на неопределенный срок. Здесь можно вспомнить индийские проекты по созданию истребителя пятого поколения – сначала в кооперации с Россией (проект FGFA) и затем своими силами (проект AMCA).
Главным узким местом в разработке истребителей нового поколения являются турбореактивные двухконтурные двигатели пятого поколения с максимальной тягой более 10 т (без использования форсажной камеры) и при соотношении крейсерской тяги к сухой массе (тяговооруженности) выше 7 т. Массовое серийное производство таких двигателей пока что освоили только Соединенные Штаты, в то время как российские и китайские аналоги все еще находятся на стадии испытаний.
Второй ключевой сложностью в создании таких самолетов можно назвать разработку комплекса средств снижения радиолокационной заметности (стелс-технология).
комментарии(0)