0
2612
Газета Геополитика Интернет-версия

16.03.2023 20:33:00

Итальянцы присоединяются к созданию истребителя шестого поколения

Большинство перспективных проектов получаются международными и компромиссными

Тэги: геополитика, италия, истребитель, шестое поколение


геополитика, италия, истребитель, шестое поколение Графика сайта wikipedia.org

В конце января 2023 года группа итальянских оборонно-промышленных компаний официально присоединилась к программе Global Combat Air Programme (GCAP) по созданию малозаметного многоцелевого истребителя нового поколения. Эта программа официально была запущена в декабре 2022 года правительствами Великобритании, Италии и Японии.

Как и ожидалось, со стороны Италии основным подрядчиком научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) выступит холдинг Leonardo. Представители холдинга уже объявили, что начали процесс разработки концепции участия в программе, а также приступили к предварительной оценке издержек и подготовке к демонстрации перспективных направлений сотрудничества в рамках инициативы GCAP.

Также сообщается, что в проекте примут участие и другие ведущие компании итальянской промышленности – Avio Aero, Elettronica и MBDA Italy. В настоящее время партнеры взаимодействуют между собой для «объединения усилий по продвижению новейших технологий в интересах международного проекта».

В пресс-релизе Leonardo также отмечается, что предварительная работа по подготовке к участию Италии в инициативе GCAP ведется с декабря 2021 года, а на поддержку соответствующих мероприятий выделено не менее 6 млрд евро по линии Министерства обороны. Соответствующий план получил наименование «Тайфун-GCAP». Он предполагает перспективную замену истребителей Eurofighter Typhoon на вооружении ВВС Италии на самолет, созданный по программе GCAP с участием итальянской авиационной промышленности в кооперации с международными партнерами.

Для этих целей планируется модернизация производственно-технологического потенциала Италии по ряду ключевых направлений. Сюда относится военная микроэлектроника (компании Leonardo и Elettronica), турбореактивные двигатели (Avio Aero) и управляемое авиационное вооружение (MBDA Italy).

Ведущую роль в создании программы GCAP сыграли Великобритания и Япония, объединившие свои национальные проекты по созданию перспективных истребителей нового поколения – Tempest и Mitsubishi F-X. Обе национальные программы осуществляются уже продолжительное время – семь лет в случае британской «Бури» и 12 лет в случае японской F-X.

Тем не менее до создания прототипов обеим странам еще очень далеко. Без учета вероятных сдвигов сроков вправо первый полет японского истребителя планировался в 2028 году. «Дорожная карта» британского Tempest в 2018 году предусматривала создание первого летающего образца самолета к 2025 году – что скорее всего являлось чрезвычайно оптимистичной оценкой. С учетом того факта, что ключевые подсистемы самолета (в частности, двигатели) до сих пор находятся только на стадии эскизного проектирования.

Программа GCAP отражает твердо устоявшуюся в последние десятилетия тенденцию в мировом военном авиастроении, когда самостоятельная разработка малозаметных истребителей новых поколений оказывается не под силу отдельным странам, за исключением США и, с рядом оговорок, Китая.

К началу 2020-х годов в массовом серийном производстве находятся только два малозаметных истребителя: американский F-35 и китайский J-20. Причем в случае КНР на вооружение пока поступает версия самолета с двигателями предыдущего поколения WS-10 – обратной разработки советско-российского двигателя АЛ-31Ф, лежащего в основе современных отечественных истребителей на базе Су-27. Китайский двигатель второго этапа – WS-15 только в прошлом году приступил к летным испытаниям. Аналогичная ситуация сложилась с российским истребителем Су-57, мелкосерийное производство которого осуществляется пока на основе двигателей первого этапа АЛ-41Ф1.

Если принять во внимание состояние других программ по разработке перспективных истребителей, можно заметить, что они часто вынуждены идти на серьезный компромисс по основным техническим требованиям к самолету нового поколения. Характерным примером здесь является программа южнокорейского истребителя KF-21, где требования к малозаметности, маневренности и скоростным характеристикам скорее соответствуют улучшенному четвертому поколению (4++).

В противном же случае разработка затягивается на неопределенный срок. Здесь можно вспомнить индийские проекты по созданию истребителя пятого поколения – сначала в кооперации с Россией (проект FGFA) и затем своими силами (проект AMCA).

Главным узким местом в разработке истребителей нового поколения являются турбореактивные двухконтурные двигатели пятого поколения с максимальной тягой более 10 т (без использования форсажной камеры) и при соотношении крейсерской тяги к сухой массе (тяговооруженности) выше 7 т. Массовое серийное производство таких двигателей пока что освоили только Соединенные Штаты, в то время как российские и китайские аналоги все еще находятся на стадии испытаний.

Второй ключевой сложностью в создании таких самолетов можно назвать разработку комплекса средств снижения радиолокационной заметности (стелс-технология). 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков. Глава КНР в Астане договорился о контурах новой архитектуры сближения с пятью странами Центральной Азии

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 23.06.25

0
835
Константин Ремчуков. Многополярность современного мира оказалась мифом в условиях острого международного кризиса

Константин Ремчуков. Многополярность современного мира оказалась мифом в условиях острого международного кризиса

Константин Ремчуков

Геополитическое одиночество Ирана выявило отсутствие пресловутой «оси зла»

0
3624
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
5096
Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 9 июня 2025 г.

0
5821

Другие новости