0
7869
Газета Геополитика Интернет-версия

28.09.2023 20:36:00

«Неамериканский кусок пирога»

Почему США и Британия не спасли десятки тысяч европейских евреев

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман – независимый журналист.

Тэги: геполитика, холокост, сша, великобритания, ошибки


геполитика, холокост, сша, великобритания, ошибки Проживающие в США раввины встречаются с властями, но не местными, а иранскими. Президент Исламской Республики Раиси (слева) на мероприятии в Нью-Йорке 21 сентября. Кадр из видео с сайта www.farsnews.ir

По-английски говорят: «Не мой кусок пирога», когда хотят выразить безразличие к проблеме. Пусть даже весьма насущной. Примерный русский эквивалент: «Моя хата с краю, ничего не знаю». Соединенные Штаты, следуя своей традиционной изоляционистской политике, накануне и в ходе Второй мировой войны сделали совершенно недостаточно для спасения европейских евреев.

ПРОЦЕНТНЫЕ НОРМЫ И КВОТЫ

Отношение в США к евреям всегда отличалось противоречивостью. Еще на рубеже ХIХ-ХХ веков представители иудейского племени тысячами покидали Европу, стремясь осесть в Новом Свете. Они бежали от погромов и бесправия.

Это с одной стороны. А с другой – и в Америке дискриминация по национальному и религиозному признаку никогда не исчезала.

Президент знаменитого Гарвардского университета Эббот Лоуренс Лоуэлл открыто сетовал, что представительство студентов-евреев с 1908 по 1922 год выросло там с 6 до 22%. Лоуэлл предложил ввести процентную норму в 8% при приеме евреев в студенческое и преподавательское «братство».

И такая дискриминация была введена в Гарварде. А по его примеру – и в ряде других американских и канадских университетов. Только в 1946 году первый еврей стал полноправным профессором Йельского университета, основанного еще в 1701-м. Только в 1947 году Клуб юристов Йеля принял первых евреев. А в Совет этого университета первый еврей попал только в 1965 году.

Американский президент Франклин Рузвельт ограничил квоту для въезда еврейских беженцев 26 тысячами в год. Притом что общий ежегодный лимит для эмигрантов в 1930-е годы составлял в США 152 744 человека. Более того, президент Рузвельт сделал так, что на практике даже такая «еврейская квота» не выбиралась и наполовину.

Рузвельт внял советам своего друга Брекенриджа Лонга, который занимал в его администрации должность заместителя госсекретаря. Американского лидера не смутило, что Лонг восхищался фашистом Бенито Муссолини и слыл откровенным антисемитом. Трагизм ситуации был в том, что именно Лонг отвечал за политику в отношении еврейских беженцев.

Среди возведенных им бюрократических препон выделяется и совершенно иезуитская по лицемерию – «опасение наличия у евреев, пытающихся спастись от нацистов в Америке, родственников в Европе, завербованных нацистами». Когда после войны были обнародованы личные дневники Лонга, оказалось, что он «остерегался проникновения в Америку советских шпионов и саботажников».

Американцы лишь время от времени приоткрывали дверную щель для евреев. Для большинства спасавшихся беженцев эти двери оставались захлопнутыми. США опоздали и с открытием второго фронта. Как гласит американская пословица: «Немножко поздно – это слишком поздно».

Американский историк и психолог Уильям Рафаэль Перл, автор книги «Заговор Холокоста» (1989), пишет: «Гитлер и нацисты были лишь частью всемирного заговора против евреев, и по справедливости вина должна делиться на всех. Гитлер был не исключительным злодеем, а лишь крупнейшим среди многих».

Перл знает тему геноцида не только как академический ученый. Он, уроженец Праги (входившей тогда в Австро-Венгерскую империю), венский адвокат, после аншлюса Австрии в марте 1938 года организовал спасение нескольких групп евреев на судах, которые использовались для перевозки скота по Дунаю. Самому Перлу, за которым охотилось гестапо, чудом удалось спастись. Он смог присоединиться к американской армии и служил следователем по делам о массовых убийствах нацистами граждан европейских стран.

Обвинением политике Рузвельта звучит и такая фраза из книги Перла: «Когда после нападения на Перл-Харбор США воевали с Японией, втрое больше американцев считало, что бóльшую угрозу, чем японцы, для их страны представляют евреи».

АМЕРИКАНСКАЯ АПАТИЯ

После захвата в Германии власти нацистами американцы мало что сделали для спасения европейских евреев. Американский историк Дэвид С. Вайман в документальном исследовании «Оставление евреев: Америка и Холокост. 1941–1945», опубликованном в 1984 году, пишет:

«Достоверная информация о том, что нацисты систематически уничтожали европейское еврейство, была обнародована в ноябре 1942 года. Президент Рузвельт ничего не делал в течение 14 месяцев, а затем отошел от своей жесткой позиции только из-за политического давления.

Бацилла нацизма, добравшись до Нового Света, заразила немало американцев. С середины 1930-х годов и едва ли не до начала Второй мировой войны антисемитской и антисоветской пропагандой мозги американцев в радиоэфире отравлял религиозный проповедник канадского происхождения Чарльз Коглин. «Охотой на ведьм» прославился и Корделл Халл, политик, занимавший в течение 11 лет (1933–1945) в администрации Рузвельта пост государственного секретаря. В 1939 году он выступил против предоставления убежища 930 еврейским беженцам из Германии, находившимся на борту корабля «Сент-Луис». Судну пришлось вернуться в порт приписки – Гамбург. Плавание «Сент-Луиса» вошло в историю как «рейс обреченных», потому что большинство его пассажиров погибло в нацистских концлагерях.

Не может не вызывать удивление тот факт, что Халл в 1945 году стал лауреатом Нобелевской премии мира. Считается, что он участвовал в создании ООН. Но именно Халл причастен к гибели тех, кто мог остаться в живых, если бы он не закрыл путь к спасению. Фигура Корделла Халла, которого именуют «противоречивым голубем», до сих пор вызывает немало споров. Но отозвать Нобелевскую премию невозможно...

Не менее поразительно, что специалистом по еврейским вопросам в Европейском отделе американского Госдепа служил Роберт Борден Римс, профессиональный дипломат, в послевоенное время специализировавшийся по африканским странам. Этот «специалист», обладая конкретными сведениями о массовой депортации евреев нацистами в концлагеря, предоставлял своему правительству информацию в искаженном и преуменьшенном виде. В 1943 году, когда еще можно было спасти немало евреев, Римс писал своим кураторам, что если немцы согласятся отпустить какое-то количество евреев, то забота о спасенных ляжет «бременем» на США и международные организации».

ТО, ЧТО ОСМЫСЛИТЬ НЕВОЗМОЖНО

Следует признать, что немало интеллектуалов мировой величины не могли поверить в масштабы Холокоста. Ведь в преступлениях против человечности обвинялась германская нация, занимавшая к началу XX века передовые позиции во всех областях культуры и науки.

Раймон Арон, французский политический философ, еврей по происхождению, сразу после начала Второй мировой ставший пилотом движения «Сражающаяся Франция», которым руководил Шарль де Голль, позже писал, что «поголовное убийство целого народа совершенно непостижимо для сознания». По словам Арона, он не представлял масштабы трагедии еврейского народа до 1945 года. И даже первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион признавался, что далеко не сразу смог осознать уничтожение «просвещенными немцами» трети народа, к которому он принадлежит.

Особое место в информационном пространстве Второй мировой должны занять свидетельства, добытые участником польского Сопротивления Яном Карским (настоящая фамилия Козельский). Этот бесстрашный человек взял во временное пользование у одного из украинских вахманов (охранников в Варшавском гетто) мундир, за «прокат» которого заплатил кило сахара. Другого вахмана он подкупил деньгами, чтобы тот сопроводил его в еврейский квартал. Там Карский увидел на улицах сотни трупов евреев, взрослых и детей, умерших от голода и болезней. Карскому встретилась группа немецких женщин, прибывших в гетто в рамках «туристической» программы Kraft durch Freude («От радости – к силе») с целью поглазеть на мучения евреев.

Благодаря помощи варшавских подпольщиков Карский был снабжен на первый взгляд обычным квартирным ключом, в стержень которого поместили микрофильм с сотнями документов. С этим «ключом» Карский сумел добраться до Лондона и передать информацию о планомерном уничтожении польского еврейства тамошним властям. Но понимания от британских лидеров он не дождался. Польский подпольщик столкнулся с неприкрытым равнодушием англичан.

Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, входивший в военное правительство Черчилля, был ярым антисемитом. Его личный секретарь лорд Харви Тасбергский в воспоминаниях приводит такой факт: «Когда появилась возможность спасти 70 тысяч румынских евреев, он [Иден] испугался, что Румыния может их освободить, вместо того чтобы обречь на смерть. Напуганный глава британского внешнеполитического ведомства заявил о нехватке места для размещения евреев». Если бы сдалась на милость англичан какая-нибудь немецкая армия, этим пленным место для размещения, конечно, нашлось бы.

Совершив практически невозможное, бесстрашный Карский в июле 1943 года оказался на приеме у президента Рузвельта. Именно от него американский лидер узнал о судьбе жертв Холокоста. Ян Карский умолял американцев оказать помощь польским евреям. Но Рузвельт продемонстрировал недоверие и бездушие.

Чудовищность нацистского геноцида и в самом деле противоречит канонам цивилизации. Она рушила все представления о человечности. Даже авторитетный американский юрист, член Верховного суда США и советник президента Рузвельта, выходец из раввинской семьи Феликс Франкфуртер не поверил Карскому. «Я не говорю, что вы лжете, – сказал он ему при встрече, – я просто не могу поверить вам».

АМЕРИКАНСКИЙ ПОЗОР

Несомненным американским позором следует назвать основание в 1979 году в городе Оринж (Калифорния) Института пересмотра истории (ИИП), единственная цель которого – «подвергнуть сомнению историю Холокоста».

«Лавры» появления в публичном поле ИИП принадлежат американцу Уиллису Карто и уроженцу Северной Ирландии Дэйвиду Макколдену (известному также как Льюис Брендон). Оба этих ультраправых политика отрицали Холокост и не стеснялись называть себя поклонниками Гитлера. С 2000 года должность директора ИИП занимает выпускник иезуитской школы Марк Вебер, последователь нацистской идеологии.

Следует иметь в виду, что на Западе отрицание гибели 6 млн евреев связано с попыткой пересмотра итогов Второй мировой войны. Российские историки Игорь Рыжов и Мария Бородина указывают, что издание ИИП «Журнала пересмотра истории» помогает «не только объединить отрицателей катастрофы еврейского народа в единое движение, но и придать их деятельности форму псевдонаучности».

В преддверии Второй мировой войны Вашингтон декларировал геополитическую отстраненность, которая погубила немало европейцев. Навязывание «американского образца» и записывание если не во врагов, то в «недружественные элементы» всех, кто отказывался идти в фарватере заокеанской политики, недостойно статуса великой державы.

«ИНОГДА МЫ ДОЛЖНЫ ВМЕШИВАТЬСЯ...»

Американский и французский писатель, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель, узник нацистских концлагерей Освенцим и Бухенвальд, писавший на идише, иврите, французском и английском языках, выступая на одном из Дней памяти жертв Холокоста, сказал: «Иногда мы должны вмешиваться. Когда человеческие жизни подвергаются опасности, когда человеческое достоинство находится под угрозой, национальные границы и деликатность становятся неуместными. Где бы мужчины или женщины ни подвергались преследованиям из-за их расы, религии или политических взглядов, это место должно – в этот момент – стать центром Вселенной».

Если правители какого-то государства грозят уничтожить другое государство, объявляют его народ не достойным проживания на своей земле, то это несомненный призыв к новому геноциду, который цивилизация допустить не должна. 

Иерусалим


Читайте также


Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Владимир Мухин

До начала мирных переговоров партнеры Украины желают выполнить несколько специфических задач

0
985
Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Наталья Приходко

В Киеве считают, что новый лидер США сначала должен встретиться с украинским президентом

0
1120
В Киеве от прихода Трампа ожидают "шока и трепета"

В Киеве от прихода Трампа ожидают "шока и трепета"

Наталья Приходко

Украинские политики, возможно, готовятся к большим переговорам по вероятной заморозке конфликта

0
2222
Вашингтон нацелился на Индо-Тихоокеанский регион

Вашингтон нацелился на Индо-Тихоокеанский регион

Юрий Паниев

Развитие QUAD зависит от динамики американо-китайского противостояния

0
1781

Другие новости