0
2755
Газета Здоровье Интернет-версия

21.11.2003 00:00:00

Отвлекающая терапия в камуфляже

Лев Дурнов

Об авторе: Лев Абрамович Дурнов - академик Российской академии медицинских наук, директор Института детской онкологии и гематологии МЗ РФ.

Тэги: врачи, ошибки, истерия, трансплантация


Приближаются так называемые демократические выборы. Журналистам о них писать сложно. Напишут о кандидатах в депутаты что-нибудь нехорошее (ведь они у нас все безупречные), и, глядишь, предупреждение, а то и похуже - в редакцию нагрянут люди в камуфляже. Так что лучше сосредоточиться на неполитических сенсациях, тем более что их предлагают нашему вниманию едва ли не ежедневно. То "оборотни в погонах", которые появились только перед выборами, то нефтяные магнаты, которые до предвыборной кампании все были честные, а теперь, в преддверии выборов, один (пока) оказался настолько нечестным и опасным, что пришлось его срочно изолировать с помощью все тех же личностей в камуфляже.

Камуфляж определенно входит в моду. Теперь в него облачаются, даже собираясь в больницу. Добрались и до медиков. То, что обрушилось на врачей, называется в медицине отвлекающей терапией, цель которой - отвлечь внимание пациента от основого очага болезни.

Еще в начале этого года появилась статья "Потрошители в белых халатах". Сейчас поток обвинений врачей в незаконном изъятии органов для трансплантации нарастает. Вот что пишет об этом академик Валерий Шумаков: "До сегодняшнего дня ни одного официально задокументированного случая изъятия органов с целью их последующей продажи нет. Но поскольку ни одного сообщения о лживости прежних публикаций на страницах этих же изданий напечатано не было, население оставалось дезинформированным. В итоге о лжи узнавали миллионы, а о правде - единицы".

Напуганные люди рассказывают друг другу в транспорте жуткие истории об убийцах в белых халатах, орудующих в московских больницах, тем более что столько фильмов на эту тему видели по телевизору. Результат - врачи боятся брать органы у умерших, а тысячи больных умирают, не дождавшись этих органов.

Так уже бывало не раз. Несколько лет назад подобная волна лжи прокатилась по страницам печати. В других странах трансплантологи спасали тысячи людей, а в нашей в это время гибли больные, нуждавшиеся в пересадке органов.

Помню, как, будучи студентом, я пережил "дело врачей". Больные не хотели идти в поликлинику, боясь, что их отравят. Страшное было время, не дай Бог ему повториться. Еще раньше, в тридцатые годы, для отвлечения внимания народа от сталинских политических целей были обвинены в убийстве Максима Горького профессор Плетнев и другие.

Все повторяется. По телевидению говорят о том, что ежегодно в России от рук врачей погибает пятьдесят тысяч больных, а скорее всего гораздо больше. Откуда взялась эта страшная цифра? В нашей стране нет статистики врачебных ошибок. Разумеется, такие ошибки бывают. Российские медики всегда внимательно изучали их. Еще великий Пирогов в своих лекциях в большой аудитории рассказывал о врачебных ошибках и анализировал их. Известен случай, когда русский врач, посчитавший, что больной погиб из-за его ошибки, покончил жизнь самоубийством.

Врачебные ошибки бывают очень разными. Некоторые связаны с исключительной сложностью диагностики. Например, при распознавании опухолей у детей иногда даже при современнейших методах исследования диагноз без оперативного вмешательства поставить нельзя. В редких случаях даже после операции патоморфологи не могут установить характер заболевания, что приводит к ошибкам, задерживая начало лечения, ухудшая прогноз заболевания. И это при наличии современных аппаратов и соответствующих методов, которых в большинстве российских лечебных учреждений нет.

Бывают ошибки, несовместимые со званием врача: халатное, безответственное отношение к больному, неоказание помощи, когда есть возможность помочь больному, да и любому человеку, нуждающемуся в ней. Тогда это следует называть не ошибкой, а преступлением.

К сожалению, есть плохие врачи. И их не так мало. Но ведь есть плохие политики и журналисты, приносящие не меньше вреда. Я был потрясен, когда журналист Доренко, тоже в предвыборный период, рассказал об операции, которую сделали одному из ведущих политиков. При этом было показано залитое кровью операционное поле, чего не бывает при такой операции. Доренко объявил, что через полгода эндопротез, вставленный политику, сломается. Ко мне стали приходить больные и их родственники, с ужасом спрашивая, правда ли, что через полгода у них сломаются протезы, которые мы им поставили. Приходилось объяснять, что внутренние протезы вставляют на долгие годы. В нормальном обществе такого журналиста в лучшем случае заставили бы заплатить миллионы, а то и посадили за решетку.

Разумеется, писать о врачебных ошибках следует. Но делать это нужно очень осторожно, с учетом всех обстоятельств и, конечно, не превращая в кампанию против врачей. Ведь от авторитета врача, от веры в него больного зависит очень многое и прежде всего успех лечения. Не секрет, что авторитет врача сейчас упал. Многие с неуважением относятся к этой важнейшей профессии, которую необходимо всеми силами защищать. Ведь большинство врачей в нашей огромной стране, несмотря на нищенскую зарплату, самоотверженно борются за жизнь больного. Вот что должно волновать депутатов и правительство, а не то, как перевести недовольство населения с собственных деяний на врачей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1464
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1669
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4090

Другие новости