0
7502
Газета Здоровье Интернет-версия

16.09.2014 00:01:00

Скорая помощь на борту

Павел Воробьев

Об авторе: Павел Андреевич Воробьев – профессор, заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Первого московского медицинского университета.

Тэги: аэропорт, медицинская помощь, скорая помощь, закон


аэропорт, медицинская помощь, скорая помощь, закон Неотложка должна работать вне ведомства. Фото PhotoXPress.ru

Пересказывать трагедию смерти молодого человека в аэропорту «Шереметьево» смысла нет: она много обсуждалась. Но высветила несколько проблем системы оказания медицинской помощи, которые заслуживают отдельного разговора.

Первая: на борту героически работала бригада российских врачей, оказавшихся среди пассажиров. Но они, по существу, не имели права оказывать помощь. По нашим законам медицинская помощь оказывается медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию. В законе у нас нет понятия «врач» и тем более – условий оказания врачом помощи. Есть понятие «лечащий врач», назначаемый руководителем медицинской организации и т.д.

Конечно, в уголовном законодательстве есть статья за неоказание помощи. Но законы входят в противоречие. Все разговоры про клятву Гиппократа выводят нас из правового поля в жизнь «по понятиям». Кроме того, врачи этой клятвы никогда не давали: была Присяга врача Советского Союза, Обещание врача России, Клятва врача России. Не во всех этих текстах шла речь о медицинской помощи. Правовая коллизия делает врача всегда виноватым в экстренной ситуации.

Поэтому нельзя согласиться с предложением Национальной медицинской палаты выяснять специальность врача при посадке в самолет. Сначала надо вернуть в законодательство понятие врача, фельдшера, медицинской сестры. Иначе все медики – вне закона. Об этом говорилось не раз.

Второй вопрос – парамедики среди летного персонала. На борту испанского самолета была так называемая укладка с лекарствами и дефибриллятор, летел стюард-парамедик. Он умеет всем этим пользоваться.

Российскому летному экипажу, во-первых, должностными инструкциями – внимание! – запрещено оказывать помощь. Ибо они не врачи и не медсестры. Далее – возвращаемся к нашему основному медицинскому закону. Кроме того, у них нет на борту элементарного реанимационного оборудования: дефибриллятора, воздуховода, трахеостомы. И набор лекарств, осторожно скажу, архаичный. Имеющимися у них лекарствами не то что не пользуются в мире, они чаще всего запрещены для реанимационных мероприятий. Из десятка ампул я бы оставил две–три. Остальное – в помойку. Но! Использовать эти ампулы стюардессы не могут, упаковку может вскрыть только врач, летящий в самолете. Под свою подпись. А он бесправен.

Какими правами и обязанностями обладает врач на борту? С одной стороны, никакими, с другой – неограниченными. Решение о посадке самолета принимает случайный доктор, а не командир экипажа. Понятно, формально командир, но если врач настаивает – самолет посадят. Это уже мой личный опыт. Только что всерьез на борту над Северной Гренландией я обсуждал посадку в Канаде, до которой в сторону надо было лететь 1,5 часа. Не понадобилось, но факт именно такой.

И последнее. Медицинская служба аэропорта и скорая помощь. Скорая помощь должна работать вне ведомства. Негоже на поле выезжать на раздолбанной машине без оборудования с ленивыми местными медиками. Не их вопрос. Если лайнер экстренно садится, его должна встречать оборудованная бригада. Всегда. Потому что экстренная посадка производится в ожидании экстренной помощи, которую нельзя оказать на борту. И есть в стране (кажется, была раньше) служба «03», которая эту помощь обеспечивает.  Да, машины не должны стоять на подстанциях, они должны быть в узловых местах, откуда можно быстро доехать до места требования.

Но создавать очередные посты скорой, как это сделано на некоторых трассах (в Москве около МКАДа), нерачительно и функционально бессмысленно. Для скорой помощи все должно быть одинаковым – травма, инфаркт, острое отравление. Ее задача проста: обеспечить поддержание жизненных функций и отвезти пациента в больницу. И никакого лечения на дому, диагностики и т.д. Как во всем цивилизованном мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
635
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2359
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1566
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1192

Другие новости