Почти 38% врачей стараются не назначать пациентам наркосодержащие обезболивающие. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Проблема обезболивания грозит стать у нас вечной. Заместитель премьер-министра Ольга Голодец заявила на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, что в течение 2018 года все неизлечимо больные пациенты должны получать наркотические и психотропные препараты: «Мы должны приложить все усилия, чтобы каждый нуждающийся получил помощь. Наша задача запустить в этом году, не в 2020-м, механизм полного обезболивания по всей стране. Он запущен, но он не работает со стопроцентным результатом». Надо понимать, механизм работает с перебоями. То есть неисправен. И этому есть подтверждение.
За последние сто лет человечество придумало много способов избавления от боли. Это и несложно, и недорого. Но применение анальгетиков у нас связано с огромными трудностями. Насколько положение трагично, показало самоубийство контр-адмирала Апанасенко, измученного невыносимыми болями от онкологического заболевания. При том, что обезболивающие средства есть, но получить их он не мог. Хотя контр-адмирал. Что уж говорить об обычных людях.
После этого вице-премьер Ольга Голодец сообщила: «Существует приказ ведомства, выпущенный в конце 2012 года, который снимает все бюрократические препоны при получении больными необходимых лекарственных средств. Сегодня врач-онколог имеет полное право выписать обезболивающее безо всяких бюрократических процедур. Так что та трагическая история, которая произошла с контр-адмиралом ВМФ, больше повториться не должна. Росздравнадзор уже начал проверять все учреждения здравоохранения РФ на предмет того, как изданный приказ исполняется».
Видно, плохо проверял Росздравнадзор, потому что через два года, в марте 2016-го, на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Ольга Голодец также заявила о необходимости к осени 2016 года года создать в базе Фонда обязательного медицинского страхования регистр больных, нуждающихся в наркотических и психотропных препаратах. Регистр должен был быть готов до 1 ноября 2016 года, и в нем должно содержаться около 1 млн человек (предполагаемое число тех, кому нужны эффективные обезболивающие).
1 июля 2016 года правительство РФ утвердило план мероприятий «Повышение доступности наркотических средств и психотропных веществ для использования в медицинских целях». Речь в нем шла в том числе о необходимости создания реестра лиц, нуждающихся в назначении им наркотических лекарственных препаратов по медицинским показаниям.
Прошел еще год. Никакой регистр или реестр так и не появился. В роковом месяце марте, но уже 2017 года, Ольга Голодец вновь подняла вопрос об этом и поручила Министерству здравоохранения создать регистр пациентов, которым необходимо обезболивание препаратами, содержащими наркотические и психотропные вещества. Срок – 1 января 2018 года. «Разработана «дорожная карта». Эта тема остается в приоритете. Те люди, которым обезболивание нужно, должны его получать абсолютно открыто и своевременно», – подчеркнула вице-премьер. Наступило и прошло 1 января, и вновь пришел март – уже 2018 года. Регистра нет. Ни ФОМС, ни Минздрав не выполнили поручения вице-премьера.
Надо отдать должное Ольге Голодец – она опять подняла вопрос об обезболивании неизлечимых больных: «Пока у нас не будет стопроцентной уверенности и стопроцентной доступности для каждого пациента РФ, который нуждается в обезболивании, мы не снимем эту тему с повестки дня».
Что же это за заколдованная тема, что и кто мешает избавить пациентов от невыносимых мучений? Проще всего, конечно, обвинить врачей, которые не хотят выписывать содержащие наркотики средства. Привычно уже, что во всем виноваты медики. Да, это правда, не хотят врачи выписывать наркосодержащие препараты. Не потому, что злодеи, не потому, что не жалеют больных, а потому, что не хотят оказаться в тюрьме. Приказ, снимающий бюрократические препоны в получении больными необходимых лекарств, был выпущен в 2012 году, а врачу Алевтине Хориняк, которая выписала онкологическому больному обезболивающий препарат, вынесли обвинительное заключение в 2013 году.
По мнению директора Московского многопрофильного центра паллиативной помощи, учредителя фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер, уголовная ответственность врачей за неумышленные ошибки в работе с опиатами – одна из ключевых причин того, что люди в конце жизни обречены на невыносимые мучения.
Почти 38% врачей – больше трети – боятся уголовного преследования из-за назначения наркотических средств, показало исследование, проводившееся Ассоциацией профессиональных участников хосписной помощи и фонда помощи хосписам «Вера» в феврале 2017 года. В этом же исследовании ассоциации отмечалось, что за 2010–2015 годы в связи с нарушением правил оборота наркотических лекарственных средств правоохранительные органы возбудили в отношении медицинских и фармацевтических работников 153 уголовных дела. Были осуждены 68 человек: 67 из них оштрафовали, еще одного приговорили к трем с половиной годам условно. Тогда вице-премьер Голодец впервые дала поручение проработать вопрос о декриминализации ст. 228.2. Однако МВД выступило против.
Остается только добавить, что, по данным Международного комитета по контролю за наркотиками, Россия занимает 38-е место из 42 по доступности наркотического обезболивания в Европе и 82-е место в мире.
комментарии(0)