Индийские фармкомпании поставляют 20% основных медикаментов в африканские страны. Фото Reuters
Лекарств от коронавируса пока нет. Смириться с этим трудно, и, естественно, люди пытаются найти какое-то средство, которое хоть в какой-то мере поможет справиться инфекцией. Было бы странно, если бы в такой ситуации не появились поддельные препараты.
Они и появились и получают все большее распространение, в первую очередь в развивающихся странах. Об этом сообщает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и предупреждает, что прием таких средств может иметь серьезные последствия для здоровья. Один из экспертов организации заявил, что эта ситуация может привести к еще одной пандемии – некачественных или поддельных лекарств.
По всему миру люди запасаются основными лечебными средствами. Китай и Индия – два главных производителя товаров медицинского назначения – находятся на карантине, спрос превышает предложение, и на фармацевтическом рынке появилось много подделок. Когда ВОЗ объявила о пандемии коронавируса, в ходе международной операции «Пангея», проведенной Интерполом, за семь дней был арестован 121 человек в 90 странах. Правоохранители конфисковали опасную фармацевтическую продукцию на сумму в 14 млн долл. Полицейские от Малайзии до Мозамбика изъяли десятки тысяч лекарственных средств, многие из которых обещали излечение от COVID-19.
«Незаконная торговля подобными контрафактными товарами медицинского назначения в период кризиса системы общественного здравоохранения указывает на полное пренебрежение к жизни людей», – заявил генеральный секретарь Интерпола Юрген Шток.
Согласно данным ВОЗ, в странах с низким и средним уровнем дохода общий объем торговли поддельными лекарственными средствами, включая препараты, которые могут быть загрязнены, содержать неподходящие ингредиенты либо не содержать активных ингредиентов или быть просроченными, оценивается более чем в 30 млрд долл. «В лучшем случае поддельные лекарства не помогут от заболевания, для лечения которого они предназначены, – подчеркивает Пернет Бурдийон Эстев из ВОЗ, занимающаяся противодействием распространению поддельных товаров медицинского назначения. – В худшем случае они нанесут вред, потому что в них может содержаться что-то токсичное».
Мировая фармацевтическая индустрия оценивается более чем в 1 трлн долл. Обширные цепочки поставок простираются от производителей в таких странах, как Китай и Индия, до упаковочных складов в Европе, Южной Америке и Азии и дистрибьюторов, продающих лекарства во все страны мира.
Наверное, ни одна индустрия не сравнится по глобализации с фармакологической, считает Эстев. Но по мере того как мир принимает карантинные меры, цепочки поставок начали рушиться. Несколько индийских компаний сообщили Би-би-си, что они загружены лишь на 50–60% своей мощности. Учитывая, что индийские компании поставляют 20% основных медикаментов в Африку, африканские страны уже ощутили недостаток поставок.
Фармаколог Эфраим Фири из столицы Замбии Лусаки рассказал, что нехватка уже ощущается: «Лекарства заканчиваются, и мы их не пополняем. Мы ничего не можем поделать. Стало крайне тяжело обеспечивать поставки… особенно это касается таких важных препаратов, как антибиотики и противомалярийные средства». Непросто приходится также производителям и поставщикам, поскольку ингредиенты, из которых производятся лекарства, так взлетели в цене, что некоторым компаниям стало тяжело оставаться на плаву. Один из производителей в Пакистане рассказал, что он раньше заказывал исходные ингредиенты, необходимые для выпуска противомалярийного препарата гидроксихлорохина, по цене 100 долл. за килограмм. Но теперь цена выросла до 1150 долл.
По мере того как страны вводят у себя карантинный режим, проблемой становится не только сокращение производства. По всему миру неумолимо растет спрос на товары медицинского назначения, так как люди пополняют содержимое своих домашних аптечек. «Когда предложение не может удовлетворить спрос, создается среда, в которой эту нишу постараются заполнить некачественные или поддельные лекарства», – объяснила Эстев.
Фармацевты и фармацевтические компании по всему миру бьют тревогу, потому что вскоре может возникнуть дефицит противомалярийных средств. После того как президент США Дональд Трамп упомянул на своем брифинге о вероятной эффективности противомалярийных препаратов хлорохина и его производного гидроксихлорохина в лечении COVID-19, спрос на эти препараты резко вырос по всему миру.
ВОЗ неоднократно заявляла, что нет каких-либо веских оснований, указывающих на эффективность использования хлорохина и гидроксихлорохина против COVID-19. Хлорохин, предназначенный для лечения малярии, обычно продается по цене в 40 долл. за тысячу таблеток. Но, как стало известно, в Демократической Республике Конго аптеки их продают по 250 долл. Реализуемый препарат якобы был произведен в Бельгии. Однако компания, на которую ссылаются, зарегистрированная в Британии, заявила, что не имеет к этому средству никакого отношения. «Мы не производим его. Это подделка», – сообщила фирма.
Эксперт по проблеме поддельных лекарств из Оксфордского университета Пол Ньютон предупредил, что на фоне продолжающейся пандемии коронавируса распространение поддельных и опасных лекарств будет расти, если государства по всему миру не сплотятся в борьбе с этим явлением. В результате преимущества современной медицины будут утрачены.
комментарии(0)