Возможно, скоро ученики перестанут называть школьные столовые храмами голодных желудков. Фото РИА Новости
В начале июля глава Роспотребнадзора Анна Попова взбудоражила СМИ словами про «индекс несъедаемости», который планируется использовать для контроля за расходованием государственных средств на обеспечение детей в начальных школах горячей и полезной едой. Напомним, в январе 2020 года в ежегодном Послании Федеральному собранию президент России объявил о введении бесплатного горячего питания для младших школьников. Уже с 1 сентября эта важная мера социальной поддержки семей с детьми должна начать работать.
Позиции тех, кто обсуждает эту тему, известны. Рестораторы уже в далеком 2007 году проявляли интерес к школьному кейтерингу. Тогда был реализован масштабный федеральный эксперимент по совершенствованию питания учащихся. К сожалению, за рамки эксперимента попытка не вышла и к системным изменениям не привела. Профессионалы общественного питания не увидели перспектив для своего участия в этом бизнесе. Несовпадение идеологии оказалось непреодолимым препятствием для массового превращения унылых школьных столовок в современные кафе.
Позиция же единственного профильного федерального ведомства предсказуема и стабильна. Лозунг «Не отрави!» можно разместить над каждым заведением общественного питания. В школьной столовой этот принцип и подход возведены в степень единицы с несколькими нулями. Однако безопасное и приготовленное по всем канонам питание дети часто отказываются есть. Половина трудов и денег идут в отходы.
Именно поэтому заявление главы Роспотребнадзора о введении «индекса несъедаемости» оказалось, мягко говоря, неожиданным. Долгие годы ведомство уходило от любых вопросов о стоимости и пресловутой «поедаемости» блюд, приготовленных по его требованиям и рекомендациям. Что же случилось и почему метафизика в отношениях Роспотребнадзора к школьному питанию начала меняться на диалектику? Можно предположить, что и на практическом, и на философском уровне соединились многие лишь с виду незначительные факторы. Регуляторная гильотина в числе своих первых целей выбрала именно СанПиН (санитарные нормы и правила). Ну, а школьная столовая – более чем актуальная и очень наглядная для общества сфера таких улучшений.
Если отвлечься от высоких материй, то более простым объяснением может стать первое в истории современной России выделение денег, если можно так сказать, непосредственно в тарелку младшим школьникам. Более 43 млрд руб. ежегодно. Уже в этом году 22 млрд руб. уйдет из федерального бюджета на этот проект. Горячие питание – каждому ученику начальной школы. По всей стране. В соответствии с обязательной нормой, которую еще предстоит установить и обосновать. И норму замен одних пищевых продуктов другими также.
В результате на смену пестрой картине местечковых трактовок и решений вокруг да около питания детей приходит новая эпоха. Эпоха возвращения государства в сферу забот о школьном питании. Она потребует уже не рассказов о том, что было сделано, а достоверных и подтвержденных результатов. Контроль за этими результатами и процессами тоже будет иной, на самом высоком политическом уровне. И это уже – государственная диалектика.
Поэтому и начинают меняться привычные, но безнадежно отставшие от современной жизни правила. Хочется надеяться, что поменяются и стиль поведения, и умение не использовать должность как аргумент правоты. Школьная тарелка в этом смысле и в этом качестве – абсолютный показатель.
Заместитель министра просвещения РФ Андрей Николаев во время недавнего заседания рабочей группы по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, заявил о неготовности к организации бесплатного горячего питания более чем 50 регионов России. Да, часть из них, наверное, и сможет успеть до 1 сентября 2020 года устранить недостатки. Но решение о выделении субсидий будет приниматься по состоянию на 15 июля. Как быть в этой ситуации местным органам власти, стыдливо умалчивалось. Правда, напомнили, что поскольку мероприятия по обеспечению условий для организации бесплатного горячего питания должны осуществляться поэтапно – с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2023 года, то к этому времени деньги регионы точно получат.
Новый подход к оценке эффективности принимаемых государством мер в сфере организации здорового питания школьников заслуживает безусловного одобрения и поддержки. Пока непонятно, как именно будет формироваться и работать предлагаемый индекс. Над этим еще предстоит серьезно работать специалистам и экспертам отрасли с привлечением общественности, прежде всего самих детей и их родителей. Ведь индекс – не самоцель, а инструмент развития и показатель улучшений. Заслужить высокую оценку детей – самого привередливого потребителя – еще только предстоит.
Шаги в этом направлении уже делаются во многих регионах России. Так, в нескольких школах Ярославля экспертное сопровождение родительского контроля помогло создать эффективную систему улучшения питания. Температура блюд, проверенная бесконтактным термометром, полновесность порций и количество отходов – всего три показателя начали фиксировать неравнодушные родители. Для этого одному из них достаточно по согласованному с администрацией школы порядку регулярно посещать обеденный зал. Результат такого простого, заинтересованного и объективного внимания превзошел самые смелые ожидания всех участников процесса.
Эти же алгоритмы можно применить и для предложенного «индекса несъедаемости». Ребенку не прикажешь, а обмануть его в этом вопросе и вовсе невозможно. Поэтому понятия «вкусно и полезно», звучащие зачастую как непримиримые, вполне можно гармонизировать в отношении системы школьного питания. Станет ли диалектика нормой и основой для этого – это 7 млн младших школьников и их родители увидят очень скоро.
комментарии(0)