На фото Александр Румянцев. Фото сайта fnkc.ru
Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева отмечает свое 10-летие. Главный детский онколог-гематолог, академик РАН, основатель Центра Александр РУМЯНЦЕВ рассказал журналисту Татьяне АСТАФЬЕВОЙ об основных вехах работы учреждения и поделился амбициозными планами на будущее.
– Центр имени Дмитрия Рогачева был построен 10 лет назад. Но врачи говорят, что ему уже 30 лет. Как это понимать?
– В Центр имени Дмитрия Рогачева в 2011 году был переименован Научно-исследовательский институт детской гематологии, учрежденный в январе 1991 года. Он работал на базе Российской детской клинической больницы, Морозовской и Измайловской детских больниц. Мы создали его, когда обнаружили, что наша страна катастрофически отстает в области лечения онкогематологических заболеваний у детей.
Рак крови тогда побеждали меньше 7% детей, а за границей – в 10 раз больше. Тогда я пригласил иностранных коллег поделиться опытом, организовал для наших врачей зарубежные стажировки. Мы внедрили международные протоколы лечения, и в конце концов в России выздоравливать от детской онкологии стали так же часто, как за границей. Сегодня это уже 82% по России, 91,3% – по Москве.
Мы с коллегами пришли к выводу, что наиболее перспективно лечить онкологические, гематологические болезни с помощью иммунологии. В 2005 году ознакомили с результатами президента России Владимира Путина. Объяснили, что для этого требуется построить новую высокотехнологичную больницу. Такую, какая была изображена на красочном рисунке Димы Рогачева, который мальчик подарил президенту в Российской детской клинической больнице. Глава государства оценил и творчество ребенка, и подход врачей и дал старт строительству центра будущего.
– Как выглядит работа Центра имени Дмитрия Рогачева в цифрах?
– За 10 лет диагностику, лечение, консультацию в Центре имени Дмитрия Рогачева получили более 100 тысяч детей из всех 85 регионов России. В клинике внедрено 20 научных программ, которые продвинули отечественную медицину далеко вперед. Мы проводим 250 трансплантаций костного мозга в год, это треть от общего числа в России. Кстати, сегодня возводят новые корпуса детского онкоцентра в Воронеже, Казани, Уфе, Ростове и Краснодаре, в каждом из них врачи смогут проводить такие операции. К 2025 году мы хотим, чтобы от рака в России выздоравливали 85–86% детей, а к 2030 году – 92%.
– Госпитальную школу, которая работает в центре, называют лучшей в мире. Почему?
– Пациенты, как правило, долго находятся на лечении в нашем центре. Мы стремимся к тому, чтобы их дни в нашем центре были полны новых знаний, творчества. Чтобы дети не замыкались в себе, а жили своими увлечениями, интересами, надеждами, любовью и дружбой.
На таких идеях семь лет назад, в 2014 году, была создана уникальная школа «УчимЗнаем», в ней учатся с первого по одиннадцатый класс, получают качественное образование, успешно сдают ЕГЭ, побеждают на международных конкурсах. В этом году ее окончили 157 выпускников, а школа работает уже в 45 регионах России.
В «УчимЗнаем» дети занимаются литературным, художественным, музыкальным творчеством. В телерадиостудии они записывают свои передачи. В проекте «Музыка на здоровье» поют и играют на инструментах, все это положительно сказывается на их самочувствии. Так, у первой участницы «Музыка на здоровье» Елизаветы Петуховой неожиданно наступила ремиссия заболевания.
– Какие планы у центра на ближайшие годы?
– Во-первых, в 2022 году мы должны сдать новый корпус ядерной медицины для детей. В нем будет работать служба по производству радионуклидов для диагностики и лечения различных форм рака. Дети – это очень сложная группа пациентов весом от 0,5 до 100 кг. У нас есть целый ряд проблем, связанных с дозовыми нагрузками, методами выведения, поэтому должны быть даны рекомендации по использованию ядерных технологий.
Во-вторых, мы открываем подразделения, связанные с хирургией головы и шеи. Будет организовано отделение нейроонкологии для детей. Опухоли головного мозга – вторая по частоте группа онкологических заболеваний у детей. Их великое множество. Поэтому мы выделяем целое отделение для лечения этих пациентов. Естественно, в этом отделении будет инновационная операционная с соответствующим оборудованием. Здесь будут под микроскопом проводиться операции, будут использоваться хирургические роботы. Это самая сложная группа операций. Они требуют участия шести субхирургических специальностей.
В-третьих, у нас будет работать специализированный центр клеточных технологий. Мы уже четыре года проводим специальную иммунотерапию опухолей с помощью лимфоцитов больного (то есть главных клеток иммунной системы). Мы изменяем в лимфоцитах рецепторы (то есть клетки, определяющие раздражители и посылающие информацию о них) на рецепторы-убийцы. В таком обновленном виде мы возвращаем лимфоциты пациенту, и они уничтожают опухолевые клетки. Мы называем эту технологию медициной отчаяния, или медициной надежды, потому что применяем ее к тем больным, которым другие методы лечения не помогли. Это были обреченные дети. А мы достигли с ними выживаемости 70%! Для нас это сказка, ставшая былью!
Новый центр клеточных технологий позволит нам отработать эти методики, и их можно будет использовать и в других больницах. Мы договорились с Росздравнадзором о производстве этих технологий. Если в 2022 году сдадим центр, то в течение 2023 года сможем их зарегистрировать. Мы уже готовим кадры для работы в этом центре: сейчас у нас учатся 120 докторов и аспирантов.
комментарии(0)