Уханьский институт вирусологии так и не стал полностью доступным для работы международных экспертов. Фото Reuters
Борьба с вирусом COVID-19 протекает с переменным успехом. Несмотря на усилия мирового научного сообщества, сказать, что коронавирус побежден, нельзя. Может, если бы удалось точно установить его происхождение, дело пошло бы быстрее.
Среди научного истеблишмента с самого начала пандемии преобладала версия о естественном происхождении вируса SARS-CoV-2 путем передачи от животного к человеку и мутаций, которые коронавирус мог претерпеть, попав в новую для него среду. Наиболее вероятными кандидатами считались вирусы, обитающие в организмах летучих мышей. Также в пользу этой версии говорило то, что многие из первых известных случаев в конце 2019 года были связаны с птичьим рынком в Ухане.
В конце прошлого года группа экспертов ВОЗ посетила Ухань. Они намеревались собрать всю возможную информацию о коронавирусе и его происхождении. Однако Китай отказался предоставить им ключевые сведения о возникновении нового коронавируса.
Когда эксперты ВОЗ приехали для проведения расследования, китайские власти не показали им исходные данные о первых известных пациентах, что является стандартной практикой. Вместо этого ученые получили краткое обобщение запрошенных данных. Весь визит проходил под строгим контролем китайских властей. В точности реконструировать эволюцию вируса ученым так не удалось. Кроме того, появились также данные, что не все из первых случаев имели отношение к птичьему рынку. Наконец, ближайшая естественная среда обитания летучих мышей находится в сотнях километров от Уханя, зато прямо в городе расположен Уханьский институт вирусологии.
Госдепартамент США при администрации президента Дональда Трампа тоже собирал данные об этом. Согласно сведениям, обнародованным в январе нынешнего года, уханьский институт поддерживает тайные связи с китайской армией, а несколько его сотрудников еще в ноябре 2019 года обращались в больницу с симптомами, похожими на грипп (они характерны и для ковида тоже).
Все эти обстоятельства, а также поведение китайских властей, явно не раскрывавших миру все, что им известно, и привели к тому, что версия о преднамеренной или непреднамеренной утечке вируса из лаборатории, поначалу казавшаяся сугубо конспирологической, начала выглядеть несколько более правдоподобно.
В мае нынешнего года президенту Байдену доложили, что разведсообщество выделило две основные версии происхождения вируса: естественное – путем передачи от животного к человеку – и искусственное – связанное с утечкой из лаборатории. После этого Байден поручил изучить все имеющиеся данные и попытаться оценить, какая из версий более обоснованна. При этом он рассказал, что две разведывательные службы склонялись к версии о естественном происхождении, а третья – об утечке из лаборатории.
Как пишет Wall Street Journal, разведывательное сообщество не получило доступа к нескольким массивам данных, которые хранятся в Китае. В докладе, подготовленном по поручению президента Джозефа Байдена, говорится о трудностях, с которыми столкнулась администрация при попытке получить информацию от Пекина, и подчеркивается важность передачи китайской стороной лабораторных записей, геномных образцов и других данных, которые могут пролить свет на происхождение вируса.
«Мы знаем, что новые вирусы в основном являются зоонозными, то есть передаются от животного к человеку. И с большой вероятностью это произошло и в случае с ковидом, – считает эпидемиолог из Университета Джонса Хопкинса Уильям Мосс. – Однако мы также знаем, что в прошлом были утечки патогенов из лабораторий. Поэтому расследование такой возможности также нужно провести, особенно учитывая место, где началась эпидемия, – Ухань, где расположены лаборатории, работающие с коронавирусами. Проблема в том, что очень сложно выяснить вероятность такой утечки без полного сотрудничества со стороны китайских властей. Если утечка все же произошла, вряд ли найдется заслуживающий доверия эксперт, который бы верил, что это было сделано намеренно».
«Это было тщательное расследование, но оно точно лишь настолько, насколько позволяет ситуация. Если Китай не предоставит доступ к определенному набору данных, то вы ничего по-настоящему не узнаете», – цитирует Wall Street Journal одного из чиновников.
комментарии(0)