Газета Здоровье Интернет-версия

18.04.2023 16:46:00

Онкологические заболевания – плата за многоклеточность живых организмов

Рана, которая никогда не заживает

Григорий Шехтман

Об авторе: Григорий Аронович Шехтман – член Союза журналистов Москвы.

Тэги: многоклеточная жизнь, раковые заболевания, онкология, раны, заживление

многоклеточная жизнь, раковые заболевания, онкология, раны, заживление Низкий уровень заболеваемости раком у слонов связан с присутствием в их организме дополнительных копий гена подавления опухоли. Фото Pxhere

Многие считают, что раковые клетки появились на планете Земля вместе с человеком. Это не так. Возраст их исчисляется миллиардами лет. И поражают они не только животных, но и растения.

Рак возник вместе с появлением многоклеточной жизни, и с тех пор он стал захватывать эти организмы в качестве среды для размножения. Любые формы многоклеточного существования подвержены раку.

Человек состоит из 37 трлн клеток, взаимодействующих между собой постоянно и обеспечивающих тем самым полноценное существование всего организма. В процессе эволюции человек превратился в тесно сотрудничающее клеточное сообщество. Однако иногда в этом клеточном взаимодействии происходит сбой, и тогда в организме может быть запущен процесс, приводящий к наиболее вопиющей форме клеточного обмана – к раку. Клетки перестают сотрудничать в интересах всего многоклеточного организма. Они злоупотребляют его ресурсами, разрушая общую среду организма и бесконтрольно размножаясь. Эти «недобросовестные» клетки могут обладать эволюционным преимуществом перед клетками нормальными вопреки тому, что они негативно влияют на выживаемость организма, частью которого являются.

Раковые клетки имеют двойственную природу, являясь частью нашего организма и одновременно – самостоятельно развивающейся сущностью внутри него. У многоклеточных организмов за время их эволюции выработался ряд механизмов подавления рака, позволяющих держать его клетки под контролем. Большое разнообразие этих механизмов дает основание для оптимизма в поисках методов лечения рака у людей.

Способность растений десятилетиями сосуществовать с похожими на опухоли наростами заставляет думать о том, что можно научиться и людям жить с раком, не уничтожая полностью его клетки. Биология рака обретает смысл при взгляде на него именно через призму эволюции и экологии. Исходя из того что рак на нашей планете будет существовать, пока на ней будет многоклеточная жизнь, то наиболее успешным будет стремление держать его под контролем. Если научиться делать рак менее агрессивным, то с ним можно было бы мирно сосуществовать.

Единственной функцией раковых клеток является их эгоистическое самовоспроизведение и выживание в организме-носителе, которому рак не приносит совершенно никакой пользы. Рак эволюционирует не для увеличения приспособленности людей и их выживаемости – раковые клетки существуют, чтобы самим выживать и размножаться. Для рака характерны такие признаки, как избегание клеточной смерти, бесконечное деление, неконтролируемое потребление энергии, образование метастазов за счет разрушения нормальной структуры тканей.

Появление на теле человека раны приводит к стремительному делению окружающих рану клеток, направленному на ее заживление. Этой способностью к быстрому затягиванию ран снабдила организм человека эволюция. Процесс заживления включается всякий раз, как только организм выдает сигнал о необходимости заживления. Некоторые виды рака используют такие системы передачи сигналов, имитируя состояние непрекращающегося воспаления в организме человека. Отсюда и происходит одно из определений рака – «рана, которая никогда не заживет». Раковые клетки вырабатывают факторы, имитирующие среду, возникающую в процессе заживления ран.

Примечательно, что хирургические операции нередко дают старт не только стремительному размножению новых здоровых клеток, затягивающих рану, но и ускоренному размножению раковых клеток, расположенных в окрестности раны. Поэтому после операции, как правило, наблюдается рост активности раковых клеток в окрестности оперированной опухоли.

Человек обречен на присутствие в нем предраковых образований. И даже если он умирает от другой болезни, то в нем наверняка найдутся подобные образования. С предраковыми образованиями можно прожить десятилетия, не ощущая каких-либо проблем. Если все же опухоли разрастаются, захватывая соседние ткани и образуя метастазы по всему телу, то это грозит гибелью.

Хрестоматийные примеры предраковых образований – медленно растущие опухоли простаты у мужчин и опухоли груди у женщин. И те и другие умирают, как правило, по другой причине, при этом опухоли необязательно будут считаться раковыми. Часто патологоанатомы обнаруживают микроскопические, не выявленные при жизни опухоли щитовидной железы.

Риск развития рака для организма не равен нулю, так как в случае полной победы над раком эволюционная цена оказалась бы слишком.

Раковые клетки могут передаваться другим индивидам и распространяться в популяции. Оказалось, что рак встречается у многих организмов – в грибах, водорослях, у насекомых, он распространен среди всех животных – как диких, так и одомашненных.

Инвазия и образование метастазов считаются основными критериями при определении рака среди животных. Однако не у всех организмов имеется кровеносная система, которую рак мог бы использовать для распространения метастазов. Поэтому рак определяют через «недобросовестное» образование клеток, объясняющее нарушение устоев многоклеточного сотрудничества.

Согласно последним данным, самый высокий уровень распространенности рака обнаружен среди хорьков, ежей и морских свинок. Очень высокий уровень наблюдается у гепардов и тасманских дьяволов. Последние – отдаленные потомки сумчатых волков – хищники, прозванные так европейцами за свирепый нрав, имеют огромную пасть и острые зубы, которыми они наносят травмы друг другу, внедряя тем самым в противника раковые клетки. Те сразу же размножаются, образуя инвазивные опухоли в виде наростов.

У слонов отмечается низкий уровень заболеваемости раком, что связывают с присутствием в их организме дополнительных копий гена подавления опухоли ТР53 (у человека таких копий всего две – по одной от отца и от матери).

Заразный рак у человека встречается крайне редко. Передача рака от одного человека другому обычно связана с нарушением работы иммунной системы в результате болезни, нестерильных медикаментов или повреждения кожи. Заразный рак не является проблемой для людей благодаря наличию у них эффективных механизмов обнаружения чужеродных клеток.