НАСЛЕДИЕ
ВОЕННОЕ дело - один из древнейших видов деятельности общества. С тех пор, как первый человек применил оружие (камень, дубинку) для подчинения себе подобных, начался отсчет военной истории.
Военная история - общечеловеческое достояние. Она учит и воспитывает. Позволяет лучше познать своеобразие и многогранность воинского труда. Существенно оптимизирует поиск путей и средств формирования качеств, необходимых для ратных дел.
На основе изучения прошлого и анализа военного искусства историки, писатели, полководцы, ученые-философы глубокой древности создали произведения (описания военных походов, трактаты, наставления), в которых излагались рекомендации по проблемам подготовки и ведения войн и сражений. Наиболее значимы труды военных теоретиков Древней Греции - Геродота, Ксенофонта, Полибия, Фукидида и Древнего Востока -китайского полководца Сунь-Цзы.
Их существенно дополняет ранее известный только узкому кругу востоковедов трактат представителя персидско-таджикской культуры Шарифа Мухаммада Мансура Мукбаракшаха, известного под именем Фахри Мудабир, жившего в конце XII-начале XIII вв. "Адаб ал-Харб ва-ш-шуджаат" ("Правила ведения войны и мужество"). Рукописи этого сочинения представлены в различных фондах и частных зарубежных коллекциях десятью списками, хранящимися в Индии, Иране, Великобритании.
"Правила ведения войны и мужество" - одно из наиболее значительных и уникальных произведений военной литературы народов Центральной Азии и Индии. Знакомство с ним может быть полезным для понимания военной истории региона, стратегии и тактики армий мусульманских государств не только в далеком прошлом, но и в новое время.
Многие положения из него, легко перемещаются из области войны в область политики и дипломатии. "Правила..." имеют практическое значение не только для понимания поступков великих завоевателей и полководцев, но и политиков мусульманских государств, притом совсем не обязательно в отдаленные исторические эпохи.
Мукбаракшах как видный представитель ученого мира был хорошо осведомлен о достижениях военной науки своего времени.
Изложенные им советы по предотвращению войны, а в случае необходимости и ее ведению, рассуждения о структуре армии, боевых порядках войск, многочисленные факты позволяют нам полагать, что мыслитель был знаком с военными источниками Древнего Китая, Византии, Египта, Индии.
Военный теоретик считал, что успех и процветание страны зависят от сильной армии. Она - лицо государства. Руководителю страны, полководцам следует заботиться об армии. Ее структура должна отвечать не только запросам правителей, политиков, военачальников, но и соответствовать возможностям государства, обязательно учитываются нужды и простых воинов.
Главной силой в армии является человек, его предназначение - вести бой. Сам бой требует от воина напряжения всех духовных и физических сил. Как педагог Мукбаракшах считает, что защитник должен быть хорошо обучен, воспитан, морально устойчив, физически развит, отлично вооружен и одет. Он любит свою Родину, чтит величие, красоту и славу своих предков. В целом предполагается - армия должна быть духовно богата, добра, готова на прекрасный порыв и на великую жертву. Она несет своему народу защиту и помощь, а не обиду и угнетение. В свою очередь народ обязан любить свою армию и заботиться о ней.
Во внутренней жизни армии надлежит быть дружной. Все воины - братья. Командиры обязаны "поддерживать порядок в войсках, чтобы никто из воинов, ни младший, ни старший не бранили друг друга". Армия и командный состав сильны, если в своих рядах имеют большинство солдат из коренного местного населения. Мукбаракшах рекомендует избегать разобщенности, не доверять наемникам из чужеземцев, так как их легко купить.
Мощь армии измеряется не только людьми, но и наличием сил и средств. Основной силой для нанесения главного удара Мукбаракшах считает конницу, так как она в тот период являлась наиболее результативным и подвижным видом войск. Поэтому значительное место в трактате он отводит правилам выбора боевых коней, поучениям по уходу за ними.
Подробно историк рассказывает о военном снаряжении армии. До мелочей описываются достоинства видов вооружения - клинков, мечей, луков, стрел, метательных машин армий различных государств, указываются материал и технология изготовления оружия. Например, в Индии боевой меч изготавливается следующим образом: "Кузнец берет два булата (два слитка металла), доводит их до высшей точки каления и один скручивает направо, а другой - налево. Затем кладет в глину и сутки держит в печи, надувая огонь, чтобы слитки расплавились и скрепились друг с другом. Затем вынимает их из глины, кует и придает форму, точит, шлифует и доводит до блеска". Такой меч отличался особенной прочностью и остротой.
В XII-XIII вв. история народов Центральной Азии была насыщена многочисленными войнами. При их классификации ученый исходит из соображений обоснованности и справедливости. Из пяти типов, первый - это война с неверными (так назывались неверующие язычники), второй - война между мусульманами, третий - внешняя война против тех, кто не хочет повиноваться, четвертый - с неплательщиками султану дани, пятый - с разбойниками и грабителями, он считает справедливой ту войну, которая направлена против захватчиков. Им осуждаются грабительские войны, приносящие разрушения. Война с неверными, по классификации, также относится к справедливой.
В трактате объясняется, что джихад - священная война против неверных, и она обязательна для мусульман. Газават - священная война за веру, то есть мобилизация сил мусульман для защиты ислама. Считается, что если во время войны мусульманин убьет неверного, то он становится "гази" (героем). Если же будет убит, то станет "шахидом" - погибшим за правое дело, идею.
Как знаток военной теории, Мукбаракшах рекомендует войны по возможности избегать: ведь заранее неизвестно, кто одержит победу. Ссылаясь на мудрецов, он говорит: "Знай, что в прошлые времена дела велись при помощи полемики, дебатов, изобилия знаний и мудрости. Поэтому никто не жаждал войны и кровопролития, и дело совершали при помощи разума, мудрости и знаний. И люди мира и государства были в этом единодушны". Он же оговаривает, что если войны не удалось избежать, то ее следует вести со знанием военного дела.
Судя по сведениям, приводимым Мукбаракшахом, сражения во время войны бывают двух видов - с помощью кавалерии и пехоты. Проводятся они открыто - друг против друга, и скрыто - из засад. При открытом сражении боевой порядок, как правило, строился следующим образом: один - на тюркский манер - построение отрядами; другой - на таджикский манер - с правым и левым флангами, центром, крыльями, арьергардом, то есть на сасанидский лад, который был присущ стратегии персидских шахов. Боевой порядок был эшелонирован в глубину в три, четыре и даже пять рядов. Ряды держались разомкнутыми, для удобства маневра. Позади войскового обоза находились подготовленные воины, способные защитить с тыла, а также задержать тех, кто попытается покинуть расположение своих войск. Все воины должны знать, как вступить в сражение и как выйти.
Нельзя победить только численностью. Необходимо маневрировать войсками, сосредоточивать главные силы в нужное время и в нужном месте. Правильно оценивать складывающуюся обстановку на поле боя.
Место и время для сражения Мукбаракшах рекомендует выбирать таким образом, чтобы извлечь максимальные тактические выгоды для себя и затруднить действия неприятеля. Например, он пишет: "Если выступаешь навстречу врагу, не иди далеко, пусть больший путь пройдет неприятель; неровная земля, горы, песчаная местность, солончаковая степь пусть лучше останутся позади нас". Во время пребывания армии в гористой местности войскам лучше располагаться спиной к горам, чтобы враг не смог напасть с тыла. "Таким образом поступил Бахран Чубин (великий персидский военачальник эпохи Сасанидов; в 590 г. стал царем Ирана) в сражении с войсками Хакана и Кара - полководца Фаридуна против царя Заххака".
Огромную пользу приносят солнце и ветер, если они остаются за спиной войска.
Накануне сражения мастер военного искусства рекомендует проводить смотры войск, в строгом секрете держать численность армии, заботиться о безопасности войск от неожиданного нападения противника. И здесь же отмечает, что важную роль в этом играют хорошо укрепленный лагерь, служба дозорных. В качестве примера дается схема расположения войск в лагере различных государств: Византии, Персии, Ирана, Индии. Как лучшее отмечается расположение в лагере войск таджиков.
Изложенные в трактате сведения позволяют сделать вывод, что армию в походах сопровождал большой хозяйственный обоз.
Особое внимание отводится разведке, засадам и ночным атакам. В разведку он рекомендует посылать каждый день новых людей, обладающих умом, честностью, физической силой. В связи с этим призывает военачальников относиться ко всем воинам "с уважением и благосклонностью, обнадеживать их в смысле будущей награды, чтобы они с гордостью брались за дело: ведь они рискуют жизнью".
Засады - важный элемент боевых действий. Для засады Мукбаракшах рекомендует выбирать доблестных и физически развитых воинов-кавалеристов. Устраивать их необходимо вдали от своего лагеря, желательно ближе к воде, лесу, кустарникам. При наличии же большого числа лагерей целесообразно устраивать засады в двух или трех местах. Весной лучшее время для нападения - раннее утро, когда часовые спят, а ночные стражи снимаются с постов и возвращаются на свои места. Летом благоприятнее действовать в середине дня, во время зноя и после обеда. Цель засад и ночных атак - застать неприятеля врасплох, добиться успеха на боевых позициях, захватить территорию, нанести мощные удары по небольшим группировкам войск, посеять страх и панику в стане врага.
В походе, во время боя никто не застрахован от плена. В этом случае Мукбаракшах рекомендует каждому воину "иметь при себе немного денег, так как нельзя узнать, чем закончится поход. Может, придется откупиться от плена". У него есть наставления и относительно тех, кто может попасть к вам в плен. "Если кто-то из попавших в плен будет искать у вас защиты, ему надо прийти на помощь, но и хорошо его охранять: ведь он может замышлять какую-нибудь хитрость, иметь коварные замыслы". Кроме того, от пленных можно иметь и выгоду. Он считает, "не надо спешить проливать кровь пленных, может быть, их стоит помиловать. Или можно получить за них большой выкуп, используя его для великих дел".
Большое значение историк уделяет имущественным вопросам, возникающим при захвате добычи и справедливом ее распределении.
При осаде крепости он рекомендует использовать небольшое число воинов, необходимое оружие и инструменты. По возможности, "крепость нужно брать без боя". В этом случае уместно прибегнуть к хитрости, чтобы склонить противников на свою сторону. Стрелами можно забрасывать письма с соблазнительными обещаниями противнику, в то же время в случае сопротивления к защитникам будут применены жесткие меры.
Небезынтересны высказывания Мукбаракшаха о предзнаменованиях победы. Он отмечает: "У победы бывают две характерные черты: во-первых, ее можно увидеть и предчувствовать, и во-вторых, она зависит от главнокомандующего и воинов. Если они (воины) имеют хорошее настроение и отлично действуют, то это и есть признак победы".
Кроме того, во многом победа зависит от мастерства полководца, отношения армии к нему и правителю страны, усердия и дисциплины воинов. Мукбаракшах считает, что полководец должен знать порядок построения войск, уметь управлять в наступлении и при отходе. Он обязан принимать правильные решения и проявлять мудрость и бдительность. Знать сильные и слабые стороны своих войск. Он должен быть для воинов наставником и другом. Уметь быстро развертывать войска. Быть осведомленным о состоянии войска неприятеля. Заботиться, чтобы его войско состояло из однородных и единодушных людей. Обладать самостоятельностью в принятии решений. Об этом он говорил так: "Если вы поручили и доверили мне командование, предоставьте решение этого вопроса мне, чтобы я завершил его".
Мукбаракшах предупреждает: "Никогда не считайте своего противника малым и слабым. Считай его вдвое больше, чем он есть на самом деле, и считай его сильнее своего войска".
В трактате "Правила ведения войны и мужество" можно найти ответы и на другие вопросы военной истории. О переплетении нитей ислама с принимаемыми решениями государственных деятелей, полководцев, политиков; о порядочности и мудрости народов мусульманских государств, а иногда и их жестокости.
Для того чтобы вникнуть в содержание данного сочинения, читатель, естественно, должен иметь представление об исторической обстановке того времени, постараться понять те духовные и интеллектуальные процессы, которые происходили в обществе, ибо ключ к пониманию идей и концепций Мукбаракшаха необходимо искать в его эпохе. Действительно, военная концепция Мукбаракшаха по многим направлениям устарела и не соответствует уровню развития современной военной науки. Но бесспорно - знание и осмысление "Правил ведения войны и мужества", извлечение из него рациональных зерен позволит лучше понять историю военного дела и культуры Древнего Востока.