Габриэль Городецкий. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на Советский Союз. - М.: РОССПЭН, 1999, 200 с.
ИЗРАИЛЬСКИЙ историк Габриэль Городецкий известен как активный оппонент Виктора Суворова, автора скандально знаменитых книг по тематике Второй мировой войны - "Ледокол", "День М", "Последняя республика". Основной тезис Суворова сводится к тому, что тогдашний лидер СССР Сталин не только причастен к развязыванию войны, но и готовится напасть на Германию (даже называется дата запланированного нападения - 6 июля 1941 года), и лишь по стечению обстоятельств Гитлер упредил агрессию и первым нанес удар по СССР 22 июня. Суворовская мифология событий, связанных с генезисом германо-советской войны, нашла отклик в общественном сознании многих стран, в том числе и России, и не только простые читатели, но, что примечательно, и изучающие проблему довоенных международных отношений историки размежевались по признаку приятия либо же неприятия этой концепции.
В книге Габриэля Городецкого развернута довольно объективная панорама той сложной и драматической "большой игры", которую Сталин вел по возможности "на равных" с Гитлером, Риббентропом, Муссолини, Чиано, Черчиллем, Иденом, Мацуокой, царем Болгарии Борисом и другими политиками и дипломатами той поры. Автор не ограничился только рамками советско-германских отношений кануна войны, а постарался показать роль, какую играли в геополитических расчетах Сталина и другие великие державы, и малые страны, оказавшиеся вовлеченными в той или иной степени в "большую игру".
Усилиями целых поколений историков как в СССР-России, так и на Западе Сталин, фигурально выражаясь, был лишен права иметь свой собственный сценарий грядущей войны, и именно поэтому, вероятно, книги Суворова нашли столь горячий прием у многочисленных читателей. Ведь в них - и особенно в "Ледоколе" - сквозит захватывающая дух идея: у будущего генералиссимуса имелся этот сценарий, и последний предусматривал нанесение удара по Германии в 1941 году! Однако Суворов и его "единоверцы" стремятся выдать за непреложную истину версию, не проверенную с помощью подлинных архивных материалов.
Габриэль Городецкий излагает собственную, прямо противоположную, версию генезиса войны и при этом, в противовес псевдопублицистическому подходу Суворова, опирается на документальную базу. К сожалению, его точка зрения не выглядит более убедительной, чем суворовская.
Одна из причин этого заключается в том, что историк не до конца осознал значимость такого важнейшего события, как выступление Сталина на приеме выпускников военных академий РККА 5 мая 1941 года в Кремле. Свои речи диктатор произнес, по мнению Городецкого, в разгар "примиренческой кампании" в отношении Германии, и они "полностью ей соответствовали". Напротив, значимость сталинских выступлений 5 мая в том, что они явились основой развернувшейся в стране широкой идеологической работы по подготовке Красной Армии и народа к "всесокрушающей наступательной войне" - работы, которая обеспечивалась всей мощью пропагандистской машины ВКП(б) и советского государства. Параллельно с ней велась работа по уточнению военных планов, итогом чего стали и доныне обсуждаемые историками "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками" от 15 мая 1941 г. По мнению автора рецензируемой книги, идея "Соображений..." о нанесении упреждающего удара по еще не закончившим развертывание на границах СССР германским войскам исходила от военных и "была безоговорочно отвергнута Сталиным, так как ставила под угрозу его попытки добиться политического урегулирования". Данная точка зрения, хотя она и превалируется в историографии (в первую очередь российской), отнюдь не является бесспорной и потому единственной. Группа исследователей (П.Бобылев, В.Данилов, М.Мильтюхов*) провела скрупулезный анализ этого документа и сделала вывод: он был действующим. И данный вывод "имеет право на жизнь" - по крайней мере до тех пор, пока он не будет опровергнут - более основательно, чем это делает ученый из Израиля.
Таким образом, рецензируемый труд Горецкого, невзирая на широту охвата их событий, не закрывает проблемы "Сталин и нападение Германии на СССР". Он лишь показывает еще раз, насколько сложной была политическая военная ситуация вокруг СССР накануне 22 июня. Ученые и публицисты, будь у них на то желание, еще долго могут "ломать стулья" в спорах о том, имел ли товарищ Сталин собственный сценарий войны.
*Рецензию на книгу М.И. Мильтюхова "Канун Великой Отечественной войны: дискуссия продолжается" (М.: "АИРО-ХХ") см. в "EL-НГ" от 14.10.99. Анализ документальных данных позволил Мильтюхову обозначить предполагаемую дату завершения подготовки к наступлению Красной Армии на Запад - 15 июля 1941 г. Мильтюхов при этом резко критикует проблему пресловутой "превентивной войны" со стороны Германии, активно пропагандируемую В.Суворовым (ред.).