Радость встречи советских и американских солдат на Эльбе не могли омрачить никакие директивы. Фото из брошюры "Встреча на Эльбе" |
Военное значение встречи советских фронтов и союзных армии на заранее условленном рубеже определялось решениями ставки Верховного Главнокомандующего, командующими войсками 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронта от 2 апреля 1945 г. Предписание гласило: "Подготовить и провести наступательную операцию с целью овладеть столицей Германии г. Берлин и не позднее двенадцатого-пятнадцатого дня операции выйти на р. Эльба".
В результате встречи войск союзников остатки Вооруженных сил Германии были расколоты на две части - северную и южную. Это значительно ослабило их сопротивление, лишило маневренности, нарушило единую систему управления, ускорило окончательный разгром вермахта.
Советские соединения, выходящие к Эльбе, действовали в соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии об установлении разграничительной линии между союзными войсками. В ней указывалось, что в целях скорейшего разгрома и ликвидации врага советские войска будут проводить свои операции вне зависимости от установления зон оккупации, сообразуясь с оперативной необходимостью. Подобным образом действовали и войска союзников. После встречи советским офицерам предписывалось устанавливать связь с командованием войск, определять временные тактические разграничительные линии, принимать все меры по окончательной ликвидации сил противника в пределах своей разгранлинии.
Непростой проблемой оказалось распознавание союзными армиями друг друга в ходе боевых действий. Придавая большое значение предупреждению возможных конфликтных ситуаций и смешивания войск, Ставка Верховного Главнокомандующего Красной Армии 20 апреля 1945 г. издала по согласованию с союзниками специальную директиву об установлении знаков на вооружении и сигналов для опознавания друг друга. Советская пехота, танки, авиация обозначали себя серией красных ракет, союзники - зеленых. Кроме того, было предусмотрено: на танках и бронемашинах передовых частей Красной Армии иметь белые полосы и кресты, у союзников - соответственно белые пятиконечные звезды в белом кругу.
Встреча союзных армий позволяла также решать важную задачу - оперативную передачу военнопленных и граждан союзных государств военным властям непосредственно через линию соприкосновения войск. Так, только из лагеря в городе Барте, освобожденного Красной Армией, было передано более 10 тыс. пленных летчиков ВВС США и Англии.
Немаловажно было и решить вопрос о Берлине. Западные союзники, в особенности английский премьер Уинстон Черчилль, неоднократно высказывали предложение упредить русских в занятии столицы Германии и встретить их там. Однако 16 апреля, когда американские войска под командованием генерала Симпсона уже вышли на Эльбу в районе Дрездена, Красная Армия только начала наступление на Берлин. Генерал Симпсон получил приказ Дуайта Эйзенхауэра дожидаться подхода советских войск к Эльбе. Для этого решения главнокомандующего экспедиционными силами союзников в Германии были свои основания: по предварительным подсчетам, возможные потери во время захвата Берлина могли составить около 100 тыс. человек. К тому же по решению Ялтинской конференции Берлин все равно должен был войти в советскую зону оккупации.
Дипломатическое и политическое значение встречи на Эльбе заключалось в том, что, несмотря на общие цели и успехи стран антигитлеровской коалиции, в отношениях между СССР и западными союзниками сохранялись противоречия по ряду важных военно-дипломатических и политических вопросов. Это в первую очередь выражалось в попытке со стороны США вести сепаратные переговоры с немцами, используя спецслужбы и услуги третьих государств. И хотя противоречия не носили антагонистического характера, различие социально-общественного строя в СССР и США, Великобритании давало повод немцам до последнего надеяться на возможность возникновения конфликта между союзниками и даже прямого столкновения их вооруженных сил.
Выход советских войск на Эльбу и встреча с союзниками положили конец этой недостойной возне. 27 апреля 1945 г. союзники направили Сталину послание, подтверждавшее, что непосредственной задачей войск по-прежнему "является окончательный разгром германской армии". В ответной телеграмме Сталин выразил удовлетворение таким заверением.
Одним из позитивных результатов события явилось успешное налаживание взаимоотношений стран-союзниц в начале послевоенного периода, выполнение обязательств по совместной оккупации Германии.
Командиры полков и дивизий докладывали в соответствующие инстанции о встречах советских и американских подразделений и частей на Эльбе. Вот один из типичных документов этого времени: "Части 34 гвардейского стрелкового корпуса (гв. ск), продолжая наступление с утра 25.04.1945 г. передовыми частями форсировали реку Эльба и соединились с частями 1-й американской армии... Командир
34 гв. ск, гв. генерал-майор Бакланов. Начальник штаба гв. полковник Мательман".
Солдаты и офицеры Красной Армии той поры, проявляя во время встреч с союзниками свойственные русским людям радушие и гостеприимство, не забывали о политотделах и "Смерше", действовали по специальной инструкции, регламентировавшей проведение "дружественных встреч" в духе "революционной бдительности". В директиве командующего войсками
1-го Белорусского фронта, в частности, говорилось: "При встрече наших войск с американскими и английскими войсками, руководствоваться следующим:
1. Старшему войсковому начальнику, на участке которого произошла встреча, в первую очередь связаться со старшим начальником американских или английских войск и установить совместно с ним разграничительную линию согласно указаний Ставки... Никаких сведений о наших планах и боевых задачах войск никому не сообщать.
2. Инициативу в организации дружеских встреч на себя не брать. При встречах с союзными войсками относиться к ним приветливо. При желании американских или английских войск организовать торжественную или дружественную встречу с нашими войсками, от этого не отказываться и высылать своих представителей. О всех такого рода приглашениях немедленно докладывать по команде и посылать своих представителей в каждом случае с разрешения старшего начальника не ниже командира корпуса. После такой встречи нашим войскам приглашать к себе представителей американских или английских войск для ответной встречи... с разрешения старших начальников не ниже командира корпуса. Офицеров и генералов... тщательно инструктировать о их поведении и порядке взаимоотношений с представителями американских или английских войск в соответствии с требованиями настоящей директивы, обращая при этом особое внимание на сохранение военной тайны.
3. Нашим войскам во всех случаях быть образцом дисциплинированности и порядка. Всему генеральскому и офицерскому составу строго соблюдать форму одежды и иметь опрятный вид. Этого же требовать от всех войск, которые могут иметь соприкосновение с частями американских или английских войск.
В случае посещения наших частей представителями американских или английских войск обратить особое внимание на четкий порядок и организацию встречи. Прием... в штабах не производить, а иметь для этой цели специально подготовленные помещения.
4. Обо всех случаях встреч с союзными войсками доносить в штаб фронта с указанием места, времени и нумерации встретившихся частей".
Доброй традиции встреч ветеранов Эльбы не дано было уйти в небытие. Встречи таксиста из Чикаго Джо Половски, возглавившего в 50-е годы всех ветеранов 69-й пехотной дивизии США, с советскими ветеранами в СССР, последующие поездки делегаций ветеранов и встречи в США, Германии, Советском Союзе явились вехами на пути поддержания и расширения сотрудничества бывших участников события на Эльбе.