0
1141
Газета История Интернет-версия

22.06.2000 00:00:00

Не ищите грааль в Монсегюре!


Жак Мадоль. Альбигойская драма и судьбы Франции. Перевод с французского. - СПб.: Евразия, 2000, 320 с., карты.

ЮЖНАЯ Франция, Лангедок всегда притягивали пытливые умы своим своеобразием и гордой приверженностью ко всевозможным заманчивым ересям: то там в горах попрятались друиды и митраисты, то приплывают с востока "сюрреалистические" манихеи, проповедуют альбигойцы, гугеноты, и, наконец, промелькнет насмешкой над южными свободами правительство Виши...

Впрочем, тому, что Мадоль пишет о друидическом культе на Пиренеях в средние века, позвольте не поверить. Вообще интересна тенденция эдак обиняками возводить все европейские секты и тайные общества к неведомым друидам из дремучего примордиального леса. Тенденция на первый взгляд дикая и галломанская, но и здесь не все так просто.

Вот, например, в 1022 году в Орлеане первые катары ("чистые", их же потом будут называть альбигойцами) Герберт и Лизой говорили: "Земля и небо существовали предвечно, никто не сотворял их. Благодетельный Бог не мог быть творцом порочного". Порочен, по мнению катаров, весь тварный мир. Подобным же образом катары не верили в конец света. Все эти представления соответствуют доктрине друидов, отрицавших как творение, так и эсхатологию, что известно еще из "Географии" Страбона.

Здесь даже неинтересно, заимствовали или нет катары элементы своей доктрины у древних галльских жрецов. Примечательно же то, что доктрина этих лангедокских еретиков явно отличается от христианской в объяснении основ мироздания, не говоря уже о катарском дуализме, вере в переселение душ, презрении к плоти и отрицании Воплощения и Воскресения Спасителя. Как раз в вопросе о катарской доктрине я не могу согласиться с Мадолем, который, будучи в первую очередь историком-популяризатором, а не религиоведом или философом, считает катаров добрыми христианами. Дескать, "и ритуалы у них похожи на ранние христианские"!

Жак Мадоль, автор этой ни к чему не обязывающей популярной книги, к сожалению, стоит в ряду тех французских историков, на которых действительно повлияло обаяние "безвинных жертв Монсегюра". Ну конечно, инквизиция отвратительна, а жертвы ее невиновны и благородны! Это мы все знаем еще из "Имени розы" (кто из книжки, а кто из фильма). Не хватает только мудрого Вильяма Баскервильского с его собакой, чтобы он вынес из пламени Монсегюра/Монсальвата тайные скрижали катаров и бонус - Грааль.

Все гораздо сложнее. Наверное, в любую эпоху во многом знании - много печали. Оттого-то так печальна судьба разнообразных гностиков, презревших мир. И, да простит меня искушенный читатель, лучше покойного Льва Гумилева об их судьбе еще никто не написал. Не вызывает доверия и утверждение Мадоля, что связь альбигойцев с манихеями и богомилами еще никто не доказал и доказать не сможет. Можно было бы просто вспомнить, что еще в XI веке катары верили, что Святой Дух передается только через Мани, посланца Бога, а яркий камень mani уничтожает мирские желания.

Что касается связи с географически близкими нам славянскими богомилами, сам Мадоль упоминает о восточном катарском епископе Никите, председательствовавшем на Соборе в Сен-Феликс. Скорее всего он был из богомилов, тех самых, что проповедовали крайний дуализм в Болгарии, а в Боснии потом смогли добиться того, о чем страстно мечтали их братья в Лангедоке, - стали господствующей Церковью государства. (Заметим, что нынешние боснийские мусульмане - потомки тех самых богомилов, так что война, так давно начатая "Посланцем Света" в Иране, продолжается на Балканах и по сей день.)

Относительно же аскетической морали катаров, воспеваемой Мадолем, я могу привести один лишь политически некорректный пример. Английское слово bugger, "гомосексуалист", происходит от этнонима "болгарин", причем имелась в виду вполне определенная разновидность болгар - богомилы. Чего же можно ожидать от западных катаров, подчиняющихся своим восточным епископам? No comments.

Нет же, я вполне допускаю, что среди катаров действительно были убежденные аскеты, евшие только "светлые овощи" - дыни, тыквы, огурцы - подобно древним манихеям или морившие себя голодом во время обряда endura. Только подобные умерщвления плоти без должного духовного содержания, как показывает практика, зачастую оборачиваются плотскими же излишествами.

Не в наших силах развенчать миф об альбигойцах или затмить их харизму, да я и не ставил здесь себе такой цели. Но все-таки хочется посоветовать искателям приключений, реальных и виртуальных: не ищите Грааль в окрестностях Монсегюра, не тратьте время зря!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1409
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1349
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1573
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1297

Другие новости