Такие американские тральщики типа YMS поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу в
годы Великой Отечественной войны.
Фото из архива автора |
В частности это относится к автомобилям и тягачам (см. НВО #31, 1999 г.), а также к паровозам и вагонам. В составе советских ВВС, действовавших на фронтах Великой Отечественной войны, находилось более 15% самолетов, полученных от союзников по ленд-лизу.
Ощутимо пополнился импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой советский флот. Так, в результате ленд-лизовских поставок количество сторожевых кораблей на Тихоокеанском флоте в 1945 г. по сравнению с началом войны увеличилось в 4-5 раз. Число тральщиков в составе ВМФ СССР увеличилось вдвое. Северный флот, на котором в июне 1941 г. было всего два торпедных катера, к 1945 г. пополнился 47 американскими катерами типа "Воспер" (А-1), "Хиггинс" (А-2) и ЭЛКО (А-3). Из США в 1943-1945 гг. поступило 43 десантных судна специальной постройки, которых советский флот фактически не имел, хотя потребность в них была велика (более 100 десантных операций разного масштаба провел флот в годы войны).
К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны.
Количество
Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.
По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.
Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).
В Советский Союз торпедные катера доставлялись морем на транспортных судах.
На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа "RPC" и "РТС" водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа "МО-1", хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели.
Большие охотники типа "SC" (по советской классификации типа БО-2) строились на 26 верфях США. Корпус охотника деревянный. Водоизмещение - 126 т, скорость полного хода - 17 узлов. Артиллерийское вооружение включало 40-мм пушку типа "Бофорс" и три 20-мм автомата типа "Эрликон". Имелась радиолокационная и гидролокационная техника.
Для таких небольших кораблей длительный переход через штормовую Северную Атлантику был весьма нелегким и опасным делом. Тем не менее принятые советскими экипажами большие охотники своим ходом преодолевали океан, показывая образцы морской выучки и стойкости. Всего ВМФ СССР получил 78 больших охотников (СФ-36, ТОФ-32, БФ-4, ЧФ-6). На Черное и Балтийское моря корабли доставлялись по внутренним водным путям.
Поставка тральщиков, которые особенно нужны были флоту, началась с кораблей типа "АМ" ("амики"), строившихся на верфях Тампа, Вильяметте, Мадисонвилла и Лорейна. Тральщики имели стальной корпус. Водоизмещение - 914 т, скорость полного хода - 13,5 узлов, дальность плавания - 7000 миль. Главным вооружением корабля являлся электромагнитный трал типа "LL" (ЛЛ), которых практически не было в советском флоте, а также два акустических трала и контактный подсекающий типа "Оропеза". Противолодочный комплекс включал два бомбосбрасывателя, два бомбомета и гидролокационную станцию. Тральщик был оснащен радиолокационной аппаратурой.
Из 34 полученных по ленд-лизу тральщиков типа "АМ" в состав Северного флота вошло 10, в состав Тихоокеанского - 24.
По ленд-лизу было получено 43 тральщика типа "YMS" (УМС). Они имели деревянный корпус, были маломагнитными и малошумными, оснащались комплектами новейших для того времени контактных и неконтактных тралов, радиолокационной и гидроакустической аппаратурой. Их водоизмещение - 345 т, скорость полного хода - около 13 узлов, дальность плавания - 2030 миль. Артиллерийское вооружение включало одну 76,2-мм пушку и два 20-мм автомата.
Основная масса кораблей, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась американцами советским морякам на военно-морской базе Колд-Бей (юго-западная оконечность полуострова Аляска). Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей возглавлял командир военно-морского отряда "3294" (подразделение "Хула-2") капитан Вильям Максвелл. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Обучение велось в учебных кабинетах на берегу, а затем непосредственно на кораблях. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота.
В приемке от американцев одного из таких тральщиков "YMS-287" (Т-611) в Колд-Бее участвовал автор этих строк, которому довелось в течение четырех лет служить на корабле сначала командиром артиллерийской и минно-торпедной боевой части, (БЧ-2-3) а затем штурманом (БЧ-1), являвшимся одновременно на таких тральщиках помощником командира.
Англия передала Советскому Союзу в 1942-1944 гг. 10 тральщиков типа "MMS" (ММС) водоизмещением 260 т, оборудованных электромагнитным и акустическим тралами. Приемка кораблей осуществлялась в Мурманске и Архангельске.
В состав Тихоокеанского флота вошли переданные по ленд-лизу от США 28 фрегатов типа "PF" или "Такома" (по советской классификации типа "ЭК" - эскортные или сторожевые корабли). Это были довольно крупные корабли. Их водоизмещение около 2300 т, скорость полного хода более 19 узлов. Фрегат был вооружен тремя 76,2-мм орудиями, двумя 40-мм пушками "Бофорс" и девятью 20-мм автоматами "Эрликон". На палубе размещались два бомбосбрасывателя и девять бомбометов. Имелась гидролокационная станция и несколько радиолокационных установок. Экипаж состоял из 195 человек.
Качество
О качестве кораблей, поступивших по ленд-лизу, и их роли в боевых операциях советского флота можно судить из письма вице-адмирала Елисеева в наркомат внешней торговли СССР от 5 июня 1945 г.: "Необходимо отметить, что поступившие от союзников корабли в значительной мере обеспечили деятельность флота. Тральщики, охотники за подводными лодками и торпедные катера успешно действовали в соответствии со своим назначением".
За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей общей стоимостью 228 млн. долл. (в ценах 1946 г.).
Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.
Авиация ВМФ за годы войны получила по ленд-лизу от США и Великобритании 2158 боевых самолетов различных типов. От отечественной промышленности за этот период в морскую авиацию поступило 6877 самолетов. Доля импорта составила таким образом 31,3%.
Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США - 641. Поставки радиолокационной техники являли собой особенно ощутимую помощь: в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере "Молотов".
Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа "Асдик". "Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы. - В.К.) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций" - так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1 ранга Гусев.
Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими были оснащены более одной трети всех боевых катеров флота.
Освоение советским флотом принятых от союзников кораблей и образцов военно-морской техники в определенной - а в ряде случаев значительной - мере помогло нашим конструкторам внести существенные коррективы в уже созданные и еще разрабатываемые проекты кораблей.
Изучение американских катеров позволило создать отечественный катер проекта 201, отличавшийся высокой мореходностью, эффективной системой управления, хорошей обитаемостью и лучшим вооружением.
Новые советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским тралам типа "LL". На тральщиках появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки по типу бомбометов "Хеджехог".
По опыту союзников в ВМФ СССР внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона типа американской "MN". Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам кораблей, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.
С учетом опыта американцев в ВМФ СССР в первые же послевоенные годы были разработаны тренировочные комплексы для отработки противолодочных команд (например, комплекс "Атака"). На них командир корабля, вахтенный офицер и гидроакустик вырабатывали навыки поиска ПЛ, поддержания с ней гидроакустического контакта, ее атаки и уничтожения. При этом создавались условия, весьма близкие к реальным.
Имели место и другие новшества, появившиеся на советских кораблях в результате изучения и освоения вооружения и техники, полученных от союзников по ленд-лизу.
Безусловно, решающую роль в победе над Германией сыграла военная продукция отечественной промышленности. В то же время нельзя необъективно принижать и значение союзнической помощи СССР по ленд-лизу, в том числе и для советского флота.