0
891
Газета История Интернет-версия

15.02.2001 00:00:00

Товарищи офицеры

Тэги: Волков, тагедия, русского, офицкрства


С.В. Волков. Трагедия русского офицерства. Российская историческая военно-политическая библиотека. - М.: 2000, 382 с.

НА ДОЛЮ последнего поколения представителей русского офицерского корпуса выпали испытания, которых с лихвой хватило бы на многие и многие десятилетия. Иногда за несколько месяцев ношения офицерских погон на плечах приходилось расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

До недавнего времени не существовало ни одной комплексной работы, рассматривавшей судьбы тех людей, кто встретил 1917 год с его потрясениями для России с офицерскими погонами на плечах. Книга С.В. Волкова отчасти заполняет этот досадный пробел. Впервые мы видим комплексное исследование судьбы всего русского офицерского корпуса без ограничения его временными или географическими рамками. Автор на протяжении многих лет занимается историей русского офицерства, в первую очередь участием его в Белом движении. Новая работа является продолжением предыдущей книги - "Русский офицерский корпус", в которой рассматривалось развитие русского офицерства с момента его появления в начале XVIII века вплоть до крушения Российской Империи.

Работа начинается с анализа изменений, происшедших с офицерством за 2,5 года Первой мировой войны, чрезвычайно сильно изменившей его "физиономию". Достаточно заметить, что к началу войны в русской армии было свыше 40 тыс. офицеров, а после двух с лишним лет тяжелейших боев с огромными потерями убитыми, пленными, покалеченными в 1917 г. - около 250 тыс. За три года Первой мировой в офицеры было произведено 220 тыс. человек - больше, чем за всю историю русской армии до этой войны.

Далее рассматривается, как отразился на представителях офицерства революционный 1917-й... Разложение армии в результате всяких революционных экспериментов, унижение со стороны своих бывших подчиненных, бессилие и ожидание немецкой пули как избавления от зрелища позора тех, кого еще вчера водил в атаки. Все это довелось вполне вкусить русскому офицерству по мере "преобразования буржуазной в социалистическую", фактически поставившей офицеров вне закона.

Начавшаяся в стране Гражданская война развела бывших сослуживцев по разные стороны баррикад, но только на одной стороне офицеры сохранили свои погоны, а вместе с ними и право называться офицерами без приставки "бывший" и послесловия: "а ныне - "военспец", "краском" и т.д.

Принимая во внимание, что ни на одной из сторон абсолютного большинства офицеров не было, да и самих сторон в великой российской смуте было далеко не две, автор рассматривает участие офицеров как в Белом движении (на всех основных четырех фронтах: Юг, Восток, Север и Запад, а также борьбу в большевистском тылу), так и роль, которую играли бывшие русские офицеры в армиях лимитрофных государств, образовавшихся на развалинах империи, а также их службу у большевиков. Также прослеживает автор и дальнейшую судьбу людей, носивших офицерские погоны, их жизнь в эмиграции и в советской России.

Работа написана на широчайшем массиве источников, в первую очередь на работах представителей русской эмиграции. Это вполне оправданно, т.к. советская историография данного вопроса сильно уступает исследованиям русских эмигрантов (пожалуй, за исключением лишь событий 1917 года и службы бывших офицеров в РККА), которые вместе со множеством воспоминаний участников событий "с той стороны" крайне слабо известны в России, а для многих исследователей и малодоступны (основной и далеко не полный массив работ разбросан по бывшим спец-хранам центральных библиотек).

Использование материалов отечественных архивов по данной теме не является панацеей и мерилом "правдивости" исследования и профессионализма самого исследователя: архивные фонды "грешат" (не по вине архивистов) большими пробелами, многие документы погибли, часть была вывезена с отступавшими частями белых, часть до сих пор не разобрана. Более или менее полная обработка всех имеющихся материалов - дело не одного десятилетия и не одного десятка ученых.

Монография доктора исторических наук С.В. Волкова служит прекрасным началом для исследования судеб русского офицерства начала XX века и его роли в событиях как отечественной, так и мировой истории первой половины уходящего века. Смеем надеяться, что обретенные страницы нашей истории не канут вновь в небытие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2196
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4952
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2719
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3132

Другие новости