0
15614
Газета История Интернет-версия

12.10.2001 00:00:00

Спасительный ленд-лиз

Александр Вислых

Об авторе: Александр Петрович Вислых - капитан дальнего плавания, участник Северных конвоев.

Тэги: лендлиз, вов, история, память


В связи с нападением фашистской Германии на СССР премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль уже 22 июня 1941 г. выступил с предложением "оказать России и русскому народу всю ту помощь, какую мы только сможем". 24 июня аналогичное по сути заявление сделал президент США Франклин Рузвельт.

1 октября 1941 г. был подписан первый Московский протокол о военных поставках на период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. Согласно этому документу США и Великобритания обязались отправлять в Советский Союз ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий, 200 противотанковых ружей, 2 тыс. т алюминия, 1 тыс. т броневых листов для танков, 7 тыс. т свинца, 1,5 тыс. т олова, 300 т молибдена, 1250 т толуола и некоторые другие виды сырья, вооружения, военных материалов, а также продовольствие. Подобные же протоколы определяли номенклатуру дальнейших поставок союзников в СССР до начала сентября 1945 г. А 11 июля 1942 г. в Вашингтоне было заключено соглашение между СССР и США, по которому на Советский Союз официально распространялось действие американского закона о ленд-лизе, причем грузы, направленные США и Великобританией в период с августа 1941 г. до 11 июля 1942 г., тоже рассматривались как поставки по ленд-лизу.

ТРИ ЖИЗНЕННЫХ АРТЕРИИ

Что же такое ленд-лиз?

Закон о ленд-лизе был утвержден конгрессом США 11 марта 1941 г. и в тот же день подписан президентом Соединенных Штатов. Он уполномочивал главу американского государства передавать в заем или аренду правительству любой страны, оборона которой признается жизненно важной для безопасности США, военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие и др. Предусматривалось, что все из вышеперечисленного, уничтоженное, потребленное или утраченное во время войны, не подлежит после ее окончания никакой оплате. То, что уцелело и годилось для гражданских нужд, должно было оплачиваться полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов. ВВТ же Вашингтон мог затребовать обратно.

Наибольшая сумма поставок по ленд-лизу приходится на Великобританию - 30 млрд. долл. СССР получил по ленд-лизу в 1941-1945 гг. грузов на сумму 11 млрд. долл. (доля США - 96,4%), в том числе 22 150 самолетов, 12 700 танков, 8000 зенитных и 5000 противотанковых орудий, 132 000 пулеметов, 376 000 грузовиков, 51 000 джипов, 8000 тягачей, 35 000 мотоциклов, 472 млн. штук снарядов, 4,5 млн. т продовольствия, 2,1 млн. т нефтепродуктов, 1,2 млн. т химических и взрывчатых веществ, 11 000 вагонов, 2000 паровозов, 128 транспортных судов, 3 ледокола, 281 военный корабль.

Существовало три основных маршрута снабжения СССР: Северный, Тихоокеанский, Трансиранский.

Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем самым рискованным. Суда загружались в американских портах Бостон, Нью-Йорк, в канадском порту Галифакс и в составе конвоев, включающих до 60 транспортов, под охраной ВМС США, Англии, Канады следовали в Великобританию. Здесь часть судов разгружалась, остальные отправлялись в исландский порт Рейкьявик, где вместе с транспортами из британских портов формировались в новые конвои (по 15-45 судов), которые шли в Архангельск и Мурманск и сопровождались американскими, английскими и советскими кораблями.

Всего за годы войны в северные порты СССР прибыл 41 конвой, включавший 811 транспортов. В обратном направлении отправилось 35 конвоев (715 судов), при этом немцам удалось потопить 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей. Погибли 4861 человек.

Тихоокеанский маршрут являлся самым стабильным и результативным. Около 50% всех грузов, поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего Востока. Главной проблемой для советской стороны здесь явилась нехватка собственных транспортов. Поэтому Дальневосточное пароходство получило по ленд-лизу 128 судов.

В октябре 1941 г. ГКО принял постановление о создании воздушного моста через Аляску и Сибирь для доставки самолетов из США. На выбранной трассе (Фэрбенкс-Ном-Уэлькаль-Саимган-Якутск-Киренск-Красноярск) к началу октября 1942 г. построили и оборудовали 10 аэродромов. По американским данным, в Фэрбенксе советские специалисты приняли 7925 самолетов. Истребители в Красноярске разбирали и везли по железной дороге к местам дислокации боевых авиасоединений, бомбардировщики же далее пилотировали летчики, которые на них потом и воевали.

В 1941 г., когда начались перевозки грузов по ленд-лизу в СССР, Иран практически не имел развитых транспортных коммуникаций. Английские инженеры, военные подразделения и местное население (основная рабочая сила) прежде всего реконструировали железную дорогу от Персидского залива до Тегерана и на базе проселочных дорог построили современную автомагистраль с твердым покрытием, станции технического обслуживания. Из Великобритании и США были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей. Управление железнодорожными и автомобильными перевозками взяли на себя англичане. Они же полностью реконструировали порт Бендер-Шахпур, а американцы построили новый порт Хорремшахр. Вблизи портов были возведены два завода по сборке грузовиков. Прямо с конвейера они ставились под погрузку, формировались в состав управляемых англичанами конвоев и шли в СССР. В Абадане был построен завод по сборке самолетов "Дуглас", которые после испытаний передавались советским летчикам и отправлялись на фронт.

СПОРНАЯ ТЕМА

Существуют различные мнения о роли ленд-лиза в разгроме германского нацизма и его союзников. Так, Черчилль назвал его "самым бескорыстным актом в истории всех стран". И в послании Сталина президенту США Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что "соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии".

Бесспорно, такая оценка является единственно правильной и полностью отражает признательность за помощь советского народа и Вооруженных сил СССР, которые в первую очередь ощутили ее результаты. К сожалению, с началом холодной войны значение ленд-лиза у нас либо замалчивалось, либо преуменьшалось. Расхожим стало мнение, что поставки по ленд-лизу не имели существенного значения для победы над Германией, т.к. они составляли незначительную долю от общего производства вооружения, боеприпасов и военной техники в СССР в 1941-1945 гг., что американцы получили огромные прибыли, а советский народ фактически оплатил их своей кровью. Нельзя все это назвать неправдой. Но более подробный анализ позволяет пересмотреть отношение к ленд-лизу.

Известно, какие тяжелые потери, в том числе и в технике, понесла Красная Армия в начале Великой Отечественной войны. Между тем значительную часть территории СССР оккупировал враг, народное хозяйство лишилось многих сотен предприятий. Поэтому доставленные через моря и океаны вооружения, сырье и материалы были жизненно необходимы. В 1941-1942 гг. РККА по ленд-лизу получила 4697 танков, в 1943 г. - еще 3026. Советское командование держало большую часть из них на самых важных фронтах, где они участвовали в решающих сражениях. Определенную роль в успехе Московской битвы сыграли ленд-лизовские поставки. Они компенсировали весь наш урон здесь в танках и самолетах (последний удалось перекрыть более чем вдвое).

Для перестраивающейся на военный лад советской экономики, производство в важнейших отраслях которой сократилось от 30 до 70%, отдельные недостающие компоненты имели непреходящее значение. Пока в стране не был налажен выпуск метизов (пружин, стальных канатов, ленты холодной прокатки, сверхпрочных сортов стали и т.п.), танковые, авиационные и иные оборонные предприятия до лета 1942 г. в основном работали на американских поставках. Число ввезенных в страну станков было равно их выпуску в СССР в первой половине 1942 г. (2994). Благодаря 40 импортным станкам, поступившим в июле 1942 г. на авиазавод в г. Ступино, за 2 месяца удалось вывести его на проектные мощности.

Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в т.ч. 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).

Поставки продовольствия обеспечивали высококалорийным питанием нашу армию в течение всей войны. Особенно была важна продовольственная помощь для Ленинграда и городов Крайнего Севера. Только в Архангельске за первую военную зиму от голода и болезней погибли 20 тыс. человек - каждый десятый житель. И если бы не 10 000 т канадской пшеницы, оставленных с согласия Сталина, количество умерших оказалось бы гораздо большим. Не забудем и 15 млн. пар обуви, которые носили советские солдаты.

Огромную роль сыграли полученные по ленд-лизу средства связи и радиооборудование. По оценке специалистов, в этой области СССР отставал от союзников почти на 10 лет. В 1942-1943 гг. поставки союзников позволили оснастить радиостанциями 150 дивизий, а полевыми телефонами - 329 дивизий. 400-ваттные радиостанции полностью обеспечили надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов (отечественная промышленность стала выпускать их только в конце1943 г.). Поступление американских радиостанций В-100 в РККА установило ранее отсутствовавшую связь в звене "дивизия-полк". А ввоз телефонного кабеля в 1943 г. втрое превысил его производство в СССР (всего поставлено 2 млн. км).

Трудно переоценить поставку 445 английских и американских радиолокаторов в 1942-1943 гг. (в СССР в это время лишь приступили к разработке опытных образцов). 200 станций высокочастотного телефонирования (производство в СССР отсутствовало) обеспечили надежную связь между Москвой и такими крупными городами, как Ленинград, Киев, Харьков, Свердловск, Куйбышев и др.

НАДО ПОМНИТЬ

Прошли годы. Нет в живых многих участников перевозок грузов ленд-лиза. Но народы стран-участниц антигитлеровской коалиции помнят героические подвиги моряков транспортных и военных флотов. Предусматривается установка мемориальных плит участникам Северных конвоев, изготовленных в США (г. Портленд), в Архангельске на набережной Седова. Совместным решением обеих палат конгресс штата Аляска 1 мая 2001 г. одобрил создание монументов на Аляске, в России и Канаде в память о программе ленд-лиза.

К сожалению, только российское правительство до сих пор не высказало от имени народа РФ слов благодарности за огромную и бескорыстную помощь, оказанную США и Великобританией в 1941-1945 гг. нашей стране. Даже в главном музее Великой Отечественной на Поклонной горе в Москве нет ни малейшего упоминания о совместной борьбе на морях и океанах, о мужестве тех, кто с риском для жизни доставлял в СССР все необходимое для Победы.

Давно закончилась холодная война. Между Россией, США и Великобританией устанавливаются новые отношения на базе взаимного доверия и сотрудничества во все сферах. Поэтому было бы правильным и своевременным отдать должное ленд-лизу и Северным конвоям в специальном разделе музея на Поклонной горе. Давно пора воздвигнуть в Москве и памятник Франклину Рузвельту, большому и искреннему другу советского народа, много сделавшему для торжества антигитлеровской коалиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
678
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
880
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
725
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
596

Другие новости